Изобретение относится к области геодезического приборостроения и предназначается для повышения точности углоизмерительных инструментов.
Известная система вертикальных осей без трения скольжения, имеет сложную конструкцию замыкающего устройства нижнего подшипника и неудачный выбор числа точек соприкосновения шариков с наружным и внутренним кольцом на обоих подшипниках, не позволяюший сделать отношение угловых скоростей шариков в переносном движении вокруг оси и подвижного кольца равным двум, что необходимо для достижения высшей точности при реальных величинах разноразмерности шариков и дефектов опорных поверхностей. Кроме того, эта конструкция с постоянным замыканием не позволяет предохранять осевую систему на время транспортировки путем включения основного, несущего подшипника.
Устранение указанных недостатков достигается выполнением замыкающего устройства нижнего подшипника в виде входящего в полую ось алидады цилиндра с кольцевым скошенным выступом в нижней части и пружинной пластиной в верхней части.
На чертеже изображена схема вертикальной осевой системы теодолита.
шипников, основную (вращающуюся) часть 2 внутреннего кольца обоих подшипников, на которой крепится алидада теодолита, тела качения - шарики 3, дополнительную часть 4 внутреннего кольца нижнего подшипника, гайку 5 для крепления дополнительной части внутреннего кольца нижнего подшипника, пружину 6 для устранения зазора в нижнем подшипнике.
Предлагаемая осевая система содержит радиалыю-упорный подшипник в верхней части и радиальный в нижней. В обоих подшипниках шарик соприкасается с опорными кольцами в трех точках - на нарул ном кольце в обоих подшипниках по одной точке соприкосновения, а на внутреннем-по две. В верхнем радиально-упорном подшипнике для обеспечения чистого качения прямая, проходяшая через две точки соприкосновения подвижной детали, пересекается с касательной к шарику в третьей точке соприкосновения на обшей оси вращения системы. В нижнем радиальном подшипнике для обеспечения чистого качения две точки соприкосновения подвижной детали располагаются на одинаковом расстоянии от оси системы. Зазоры верхнего подшипника исключаются давлением постоянной нагрузки верхней части прибора. Зазоры нил снего подщипника выбираются прулчпной 6, которая создает, предварительный Hfjтяг.
При перевозке инструмента с предлагаемой осевой системой внутренняя вращающаяся деталь приподнимается на небольщую величину, чтобы освободить основной радиальноупорный верхний подщипник от нагрузки и предохранить его от повреждений.
Предмет изобретения
Вертикальная осевая система теодолита, содержащая неподвижную втулку, в которую
входит алидадная ось, верхний радиальноупорный иодщипник и нижний подшипник с замыкающим устройством, отличающаяся тем, что, с целью повыщения точности, в ней замыкающее устройство нижнего подшипника выполнено в виде расположенного внутри полой алидадной оси цилиндра с кольцевым скошенным выступом в нижней части и пружинной пластиной в верхней части.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Теодолит | 1930 |
|
SU24139A1 |
Спиральный механизм для преобразования вращательного движения в поступательное | 1980 |
|
SU912986A1 |
Подшипник жидкостного трения прокатного валка | 1977 |
|
SU677784A1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2402700C2 |
ШАРИКОПОДШИПНИК И СООТВЕТСТВУЮЩИЙ УПОР ПОДВЕСКИ | 2010 |
|
RU2555372C2 |
Теодолит | 1978 |
|
SU808841A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КАМЕРАЛЬНОЙ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ СЪЕМОК | 1972 |
|
SU329382A1 |
Устройство для оценки смазывающей способности масел | 1981 |
|
SU998922A1 |
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЙ С КОНИЧЕСКИМИ РОЛИКАМИ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ | 2008 |
|
RU2391572C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДОРОЖЕК КАЧЕНИЯ КОЛЕЦ ДВУХРЯДНЫХ РАДИАЛЬНО-УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ | 1996 |
|
RU2124150C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация