Изобретение относится к области вычислительной техники.
Известны аналоговые вычислительные устройства для моделирования нестациоиарны.х иронессов прямолииейного движения транспортных .машин, например танков, содержащие вычислительный блок с генераторо.м шума двигателя, линеаризовапной моде.тыо двигателя, схемой .моделирования тяговых характеристик и логической схемой, а также подключенную к вычислительному блоку следян1, систему с кинопроектором, 1енератир шума с присоединенным к нему узлом звукового сопровождения.
Все известные устройства недостаточно эффективны.
Пред: оженное устройство отличается, те.м, что оно содержит б.юк счетчиков, вход которого прпсоединен к коммутируюгци.м элементам логнческо схе.мы вычислительного б.кжа, подключенно неносредственно и через схе. моделнроваиия тяговых характеристик к выходу линеаризованной модели двигателя; вход генератора шума двигателя подключен через переключатель к выходу линеаризованпой .модели двигателя и к точке соединения выхода логической схемы с одни.м из входов схемы моделирования тяговых характеристик, другой вход KOTOpoii через развязываюп1,ий
усилитель и счнтываюпгпй блок присоединен к выходу ел едя идей системы.
Это позволяет расширить фуикцио1 альные возможности устройства.
На ф1п 1 изображена блок-схема вычислите.1ьпого ycTpoiiCTBa; иа фиг. 2 нриведена его нринциниальная схема.
Вычислительное устройство содержит вычислительный блок 1, в состав которого входят линеаризованная модель 2 двигателя, схема 3 моделирования тяговых характеристик, логическая схе.ма 4, генератор шума 5, переключатель 6. Вход лпнеаризоваппой .моделп
двигателя подключен к нульту управления 7. Кро.ме того, устройство содержит б,1ок счетчиков 8, вход которого присоединен к коммутирующим элементам логической схемы 4. а также следяп1,ую систему .9 с кинопроектором 10
и экраном 11.
Выход следящей системы .9 через счшывающий блок 12 п развязывающий усилитель 13 иодключеп к схеме моделирования тяговых характеристик.
Выход геператора шу.ма 5 присоедипеп к звуковому усплителю 14 и динамику 15. Оператор 16 управляет устройством, руководствуясь внз альным наблюде1П1е.м местности на экране // п шумом двигателя, воспроизводнilpilllUHll ДСПСГВ ;); yC rpUiiC ГВ;| ,;;: KJi .4;i v :Ч,i и ()1ЦСЛ1.
в KiiH()iipooK 4)L li) Vira i;iH, i ii;H;Tc:. Jieiira с ()ГС11Я1Ч)1 lipii постоянно; CKupociu ;i, трассой iipc;;iio,iaiae u):() дпи/кспн:.; гаик;., па ,л укоиой дороЖ о i oiOji;ii синхро:; по с iKioGpa/KciiHOM jaiuicai; хтол пакл();и1 нр:; фили отснятой трассы.
Ло-пчсская схема 4 позьолнс )Л)11и). все операции ио л)И:атс;1я и дни жению к точном соотистствии с и.;ридком их 1зыиол 1е1111;; при грогаиип с лкста п Д1);|/кс : :г luaainni).
В частпосП-, ири «запуске дпи/атсля пеоб ходпл:о вк;поч11ть тумблер /7 |(1)иг. 2) и па/кать кпоику стартера 18. 1,сли па/ката :едал;) подачи 1оплииа, связаппая с i OTenuii().u.:fi(iM 19 липеари:к)ваппой людсли 2 дв;::агеля, jaMiiJxaeiCH цепь пи1аи ;я ре;п 2П, па OOMOIKV 1ч()тор;)|о подается 1чОптакгом if/|. Контакты 2/ и 212 реле 21 подк.иочают uenii )1ч; иггапии lencpaiopa ;) к iic;o4ИИ1 постояпп(мо паи) : .(}(} i п и;,: ход ; eiiepaTOpa к звуковом усп;1и гелю // г дппамиком 1: (фт. и, воспропз1и;дяп1Пм за веден по го «двша геля.
Одиовремеиио нри na i arini педалп, связап1юи с иoтeпциoмeт) /fA. зам1);кается iu;oni a 22, cpauai iiiaioi |.)еле 2Я : 2-. ;ал :г1чая чо:;такты 23;. 23 и 24,.
замкпуiUJiniieii контакт 23.. ;1;:д;:ег:-ч питание iia погепипометр /У, спяза пи:,;;; с i:eда.ты1; 1П.)дачп топлива, через к;п;такт 23- подается ппгапие на OOMCJTKII peлk 2:i i: 24 при включепии киоики стартера /;S, а кснтахт .У-/; подключает вых{;д генератора Я к ч:плите;:к) /-. Напряжение с поте1д.и:ометра / иостуиае на вх(1Д еи;и1теля 25, па ISOIOIJCM пабрапа .innea ра ;;ь;: 1;п:.я iveic;:;; 1 XTi.i. а/с. i виутренне х) CiopaniiH.
На выходе ус11Л Гге;1я 25 нояв.тяетс5 налрял е1И1е, ироиорциопальное но.тожепию дипжгса иотенцнометра 19. Это папря/кепие через ноетояпнс замкиутви контакт- 26i зеле 2i нодается па вход геиератора ,л чс:)ез псреHCJiiioe сопротивле И1е 27 па pe/ie 28. Реле 28 своим контактом 29 через глмб.те; и контакт 23i салюблокирует реле 23 и 24, что не дает «заг.тохнуть заве 1еннол1 - «двига те лю ири отпускап и кпопки ciapTcpa 18. Так Kai контакт- 29 ио;1Я)изоваппо|-о р.те 28 замыкается ири любом па1 равлеп1И в (ч о обмотках, то схема по:ии).чяет дич/кение задним ходсш.
Нри изменении иол1)кспия Д1и1/К1 а потечцгюкегра 19 cooTBCTTiaieinu) изменяйся работающею двщ-ателя. :;о кoтopo iv установитв «обороты холостого хода. Нриоборотах меньше /JM,,,, (умсиьи1е;и1и юда;; топлива) «двигателв заглохнет, так как ток, ироходянци) по обмотке реле 28, может етатч, равивш току его отиускаппя, п }-,о;1та1чт 29. разорвав цеиь иитания обмоток )еле 23 ;; 2:. обесточит HOTenunoNseTi) 19.
ДЛ;-; ()1апМ;; с :4i,Cia; иеоПходтлИ вы/кат;. 1 едал;) г;1авчо ч ijipnivnaona, сзязамп ;(j с п-Т1Ч 1ич;)мет ра ми .;/ ч :i. ornxcrnii чеда,), С ;/;зачн ч;; с чо i ечцчол:с т:; j /Ч, .Ч1Г1:; 1Ч;() чс14 -чп ч- :;е:). с п,чм;;1дьи1:ерс;чЛч)чаччч чч :Ч| иулчтс .прав.течия 7. Нри пера:ч1.чпе1ии: 1ичта,. cjiXianiKJii с lUjTeniU;-ХАтралД ЗП ч ;/, их Д|;ижк 1 переводятся ч по;п,;/кепие. 1 ем ea.;i4M дви/)о1 noien:ДолН I ра 3{ ча,:едл)ет 1:ход счктп гс-чя 32, ч .1Ч1.. пч |счпч::мч: рч 3 чч)дчл|:.част чьчч ; усчлчгччя 33 па ,хо.т rciiej)aTripa ,;а 3.
от1 чч:аччч чедали. с ;як1ппо : с потечiUi::Mi.4poM /ч. у мепв1па:отси нап)я/1чс;чие на 1ч,1ходе 25 i сигиа.ч, пот паюшич па |;ход гсчи)ат(.1ра nix ма ..ч
liK. 1ЮЧ1.Ч111Я переда;; псобход;; к: Ч1Ч1;; чдп и, KHOiicK 34-38. НаП|;пл:ер. . : КЛючен;:;: ч;|1ончп ч;; сраба i44iia;o: рсчче 39 ч
-.; 1Г ;Д,т :о;;;еч :.( вхо.тх 4eH(.4)a4(jpa 3 ,:Л с ;,с;а ;чгеля 33, счимасли, с движк 1 по renisiioMcTpa -i. Ко; ()х; о/л la Ji : астч-я ДчЧ|, ча |Я,1Х1ДО 32, а чо:;тч1;;т ., ;|.ч оччс1чч; ч,и;:; ччо (i6j.a i4i(.)ii cii/;;..
Hp;i о, i: с. псдален, свя;;а1 П чч с iori4 iU ::Me рал; .(}, З i 19, ;ix псреводч ЧЧ; ; ici)x;;i4 ;|ОЛЧ/: ;.. Нач с ,А х;;да c,i сччя 25 че|;ч; c;i;n:T444i, -/у. noie;i;ич1л;е Ч) -V/, с Л1 Тел;; 32. )о;ч; 5.. 7/ ч i2 п .,;;; ;a) 39, П ;Дае1Х:.; ча вхоч. ;чс11Л теля -/-Х ; Д.Ч схммпрхчотхя ,
i:pO; : ;р :ПО:;аЛ i,;i;.l Ч,ТС /д. i ,; .
а.. с;ч;1 co ipi;i П:.чс;;п/1 Д1И1/1 сн;:;() /.. i con)(;ir;iii,4r4:i;o Tpiiia;;;i4. lia выходе -/; ;.;ipa;( с гсч ;: iiipn/i e :; e. пр();, с.;( ;мап1 ; ;ь;, ь.о;ч)рое
На млх(.)де ,тя // 1;.;я(лястся е1 1Ч1ал,
ipOnOp i Oi;a4 :j :;4 ; скорое IT Ма ПИН;х. Coi;j)();;c4;i4 45, 4 i 42 образуют делиЧел) nai;p);/;-;t., coo зе1Ств чо п, ; ереда;ОЧ ол; ч;1с. i на BTorioi: передаЧ1ч
, фop ;;;poиa;i; i тя;ово11 ха)актер стч ки л;а;. /;: / ; а) ;а ус1 ; пте; ь -li.i )иоди;ся ;ч есткая (j; pi;na е.ч.чая евязь iu екоростч ;:, .ч - ;;;ч xoTopoii )еде.ляетея ;;а|нчТачч. 4).:.inei;;u: чиио 1реооразова: я .тос чп arc;; . i ччаря чтч) па М)ХОД1 с;ч;; к . ич 44 стаповле1 Ь дслчтслп, чЮссп. чпва;(Ч| ччим )e)6i a3oisaти, которой охвачены усилители 43 и 44, предусмотрен делитель на сонротивлениях 49, 50, 51 и диод 52, который открывается при появлении наиряжения, иропорционального максимальным оборотам двигателя. В этом случае на вход усилителя 43 подается ситнал отрицательного .iiai-ia, благодаря чему напрял ение, нропорциоиальное оборотам двигателя, не может увеличиваться выше донустпмого, заранее устаног ленного предела.
Аналогичную роль выполняют и диоды 53, 54 и 55, ограничивая уровень сигнала, подаваемого на генератор шума 5.
Для учета доиолнительной нагрузки на двигатель при «трогании с места усилители 43 и 44 охвачены отрицательной обратной связью по скорости движения, с большим коэффициентом ycu/ieiniH иа входе уеил-ггеля 5). Гэлагодаря этому уже при напряжен1 и на входе усилителя 56 L/пых л 0 в пробиваются стабилитроны 57, 58, 59, что приводит к ограничению напряжения на его выходе. Таким образом, сопротивление троганию учитывается только в момент трогания «машины с места. С выхода этого же усилителя через потснциометр 60 задается постоянное значение силы сопротивления грунта, соответствующее местности, отснятой на кинопленке.
Сигнал, пропорциональный углу наклона местности, считываемый с киноленты, через сопротивление 61 иодается на вход усилителя 43. , j
Торможение «машины осуществляется при помощи потенциометра 62 при нажатии на педаль тормоза. Так как знак сигнала на выходе усилителя 56 всегда противоположен входного сигнала усилителя 44, то при иажатии педали «тормоз будет моделироваться процесс торможения.
Схема предусматривает и изменение передаточного числа трансмиссии с помощью планетарных механизмов поворота.
При включении кнопки переключателя передач 63 включаются реле 64, 65, которые замыкают контакты 64i-64 и 65i-555.
При этом изменяются параметры делителей напряжения, обеспечивающие необходимое изменение передаточного числа.
Предмет изобретения
Аналоговое вычислительное устройство для моделирования нестационарных процессов прямолинейного движения транспортных машин, например танков, содержащее вычислительпый блок с генератором шума двигателя, линеаризованной моделью двигателя, схемой моделирования тяговых характеристик и логической cxeMoii, а также подключенную к вычислительному блоку следящую систему с кинопроектором, генератор шу.ма с присоединенным к нему узлом звукового сопровождения, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, оно содержит блок счетчиков, вход которого присоединен к коммутирующим элементам логической схемы вычислительного блока, подключенной непосредственно и через схему моделирования тяговых характеристик к выходу линеаризованной модели двигателя; вход геиератора шума двигателя подключен через нереключатель к выходу линеаризованной модели двигателя и к точке соединения выхода логической схемы с одним из входов схемы моделирования тяговых характеристик, другой вход которой через развязывающий усилитель и считывающий блок присоединен к выходу следящей системы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кинотренажер водителя гусеничной машины | 1987 |
|
SU1531707A1 |
УСТРОЙСТВО для ОБНАРУЖЕНИЯ ШВА ТКАНИ | 1971 |
|
SU306212A1 |
АНАЛОГОВЫЙ СУММАТОР НАКАПЛИВАЮЩЕГО ТИПА | 1966 |
|
SU188158A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОГО РЕЖИМА РАБОТЫ ТЯГОВЫХ АППАРАТОВ И ЦЕПЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПОЕЗДОВ | 1970 |
|
SU285366A1 |
Генератор качающейся частоты с цифровым управлением | 1978 |
|
SU855936A1 |
Устройство для контроля режущей способности сверл | 1983 |
|
SU1117144A2 |
СЛЕДЯЩАЯ СИСТЕМА | 1973 |
|
SU407286A1 |
Испытательный стенд электропривода локомотива | 1991 |
|
SU1788454A1 |
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ НАЧАЛА ВПРЫСКА ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГОСГОРАНИЯ | 1972 |
|
SU359562A1 |
УСТРОЙСТВО для ПЛАВНОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО | 1969 |
|
SU253110A1 |
Даты
1971-01-01—Публикация