Изобретение относится к области машиностроения.
Известно блокирующее устройство гидромуфты, установленное на ведущем валу и помещенное в камере, соединенной с корпусом муфты.
Однако известное устройство характеризуется невозможностью точной регулировки момента блокирования, опасностью поломки механизма, недостаточной чувствительностью к величине предельного крутящего момента.
Предлагаемое устройство отличается от известного тем, что оно выполнено в виде планетарного механизма, в котором сателлиты жестко связаны с балансирными колесами, оси которых закреплены в стенках камеры, наполненной жидкостью до определенного уровня. Жидкость попадает в черпаки через отверстия, предусмотренные в стенках балансирных колес.
На фиг. 1 изображено блокирующее устройство, разрез; на фиг. 2 - разрез по А-Л на фиг. 1.
Устройство состоит из солнечной шестерни 1, жестко закрепленной на ведущем валу 2 блокируемой муфты, балансирных колес 3, жестко связанных с сателлитами 4 и вращающихся на осях 5, закрепленных в корпусе 6 ведомого колеса 7 блокируемой муфты. В камеру, где расположены балансирные колеса.
залита в необходимом количестве рабочая жидкость, обеспечивающая работу механизма блокировки. В зависимости от присоединения к двигателю ведущее 9 и ведомое 7 колеса могут меняться местами.
На внутренней поверхности балансирных колес выполнены черпаки 8, которые заполняются жидкостью через отверстия.
При вращении ведущего колеса 9 муфты и жестко связанного с ним солнечного колеса при неподвижном ведомом колесе, что имеет место в пусковой период, сателлиты 4 и связанные с ними балансирные колеса 3 вращаются на неподвижных осях 5 в сторону, противоположную вращению ведущего вала, что обусловлено зубчатым зацеплением солнечной шестерни и сателлитов.
Геометрия черпаков 8 балансирных колес 3
выполнена таким образом, что в этом режиме заполнение черпаков рабочей жидкостью на рабочем участке траектории не происходит, и дополнительный момент, развиваемый от механизма блокировки, невелик. Под действием центробежного ускорения в камере устройства образуется л идкостное кольцо. При повороте балансирного колеса его черпаки через отверстия d занолняются рабочей жидкостью на максимальном удалении от оси паках балансирного колеса поднимается до точки, ближайшей к оси вращения муфты, где сливается. Таким образом, каждое балансирное колесо оказывается уравновешенным окружным усилием на зубьях сателлита от передаваемого муфтой момента и центробежных сил, развиваемых жидкостью в черпаках. Балансирные колеса вместе с сателлитами движутся по орбите с угловой скоростью, близкой к угловой скорости солнечного колеса. При этом их угловая скорость вращения вокруг собственных осей мала, так как обусловлена величиной скольжения муфты. При достаточной емкости черпаков наступает момент, когда муфта перестает скользить и угловая скорость соединенных валов становится одинаковой. При превышении допустимой величины крутящего момента начинается вращение сателлитов вокруг своих осей, что ведет к выбросу рабочей жидкости из черпаков балансирных колес и снижению передаваемого крутящего момента. Момент, развиваемый устройством, равен сумме моментов, развиваемых каждым заполненным черпаком. Момент же, развиваемый одним черпаком, выражен: Ж. Рц., , 2gА где ц.г - центробежная сила; /г - расстояние от центра балансирного колеса до центра тяжести жидкости в черпаке; Zi - число зубьев солнечного колеса; Zz -число зубьев сателлита; (О -угловая скорость вращения муфты; Ri - радиус положения центра тяжести залитой в черпак балансирного колеса жидкости; G - вес залитой в черпак балансирного колеса жидкости; g - ускорение свободного падения. Предмет изобретения Блокирующее устройство гидромуфты, установленное на ведущем валу и помещенное в камере, соединенной с корпусом муфты, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности муфты, оно выполнено в виде планетарного механизма, состоящего из солнечного колеса, сателлитов и балансирных колес с черпаками на их внутренней поверхности, причем солнечное колесо закреплено на ведущем валу, а каждый взаимодействующий с ним сателлит жестко связан с одним из балансирных колес и посажен с ним на общую ось, установленную в стенках камеры, наполненной до определенного уровня жидкостью, попадающей в черпаки через отверстия, предусмотренные в стенках балансирных колес.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамическая муфта | 1973 |
|
SU771378A1 |
Автоматическое устройство блокировки валов асинхронных муфт | 1973 |
|
SU476387A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
Блокируемая гидромуфта | 1988 |
|
SU1539416A1 |
Гидродинамическая предохранительная блокируемая муфта | 1982 |
|
SU1075027A1 |
ДВУХСКОРОСТНОЕ ПРИВОДНОЕ УСТРОЙСТВО | 2010 |
|
RU2433326C1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1965 |
|
SU174077A1 |
Гидромеханическая передача | 1982 |
|
SU1047740A2 |
ПРЯМАЯ ШЕСТЕРЕНЧАТАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2006 |
|
RU2349806C2 |
УПРАВЛЯЕМАЯ ТЕЛЕЖКА НАЗЕМНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ | 2014 |
|
RU2552375C1 |
Даты
1971-01-01—Публикация