Изобретение относится к области эксплуатации ;по;пружных эл-ектродвигателей насосных установок, Электро|двигател1и которых залиты водой или д ругой токоПроБодящей жидкостью.
Известны устройства для праверки изоляции злектродВИгателей, содержащие параллельно .включенные плавкий предохранитель и сигнальную лампу, однако такие устройства ко нтролируют только одиН пар-аметр электродвигателей - сопротивление изоляции.
Для повышения надежности контроля путем обеспечения конт1роля как изоляции обмоток, так и механической части, датчик состояния механической части электродвигателя присоединен к месту соединения обмюток электродвигателя в звезду через однополуперйодный выпрямитель и юо-противление. Кроме того, для разделения сигналов о состоянии механической части электродвигателя и о пробе изоляции обмотки блок управления и сигнализации может быть выполнен в виде двух параллельных цепей с однополупериодными выпрямителями, включенными раэнополярно.
На фиг. 1 изображена электрическая схема устройства; на фиг. 2 - датчик состояния меха ничеокой части электродвигателя.
Устройство состоит из узла датчика и узла управления и сигнализации.
тивления 3 и 4, промежуточные реле 5 и 6 и выключатель 7.
Узел датчика содержит однополупериодный выпрям1итель 8, токоограничивающее сопротивление 9 и специальный датчик JO. Датчик состоит .из изолированного полихлорвиниловой или .другой водостойкой изоляцией проводника, уложенного и закрепленного в расточке статора (если это позволяет величина воздушного зазора) или по «ромке крайних листов активного железа с обоих концов статора. ТолЩИна изоляции проводника датчика должна быть постоянной.
Датчик устанавливается образом, что
при достижении заранее заданной или предельно допустимой аси:мметрии положения ротора, в расточке статора в результате «згиба вала, износа подшипников, об.рыва стержней беличьей клетки и развития других дефектов, ротор вступает во взаи.модействие с изоляцией проводника датчика, истирает ее и замыкает проводник на «землю. Для сигнализации об износе упорного подшипника датчик имеет петлю, которая закрепляется на какойлибо неподвижной детали двигателя (на верхнем подшипни.ковом щите) таким образом, чтобы при достижении заданного или предельно допустимого значения износа упорного подшипника, изоляция проводника петли датнаносе подшип-ника) вступала во взаимодействие с одной из деталей ротора или неподвижно закрепленной деталью, наш-ри мер пескосбрасывателем. .В результате изоляция истирается, и Проводник датчика замыка-ется «а «землю, сигнализируя о состояни« подшипника.
Схема устройства работает только при отключенном положении электродвигателя.
При удовлет1В01рительном состоянии мехамической части электродвигателя и отсутствии пробоя изолящии обмотки статора ,на корпус (тока ,в |Цепи устройства нет без токов проводимости через изоляцию) реле б м б находится ,в отключ-енном положении.
При вала, износе радиальных и упорныл подшипников и других повреждениях лровод датчика замыкается на «землю через металл ротора или через воду охлаждения погружного электро1двигателЯ. В этом случае при отключенном положении аппарата управления электродвигателем // через цепь - выключатель 7, вьгпрямитель 1, сопротивление 5, обмотка -про.межуточного или сигнального реле 5, жила ка-беля 12, обмотка электродвигателя 13, выпрямитель 8, токоограиичивающее сопротивление 9, место за.мыкалия датчика 10 на «землю -пойдет ток и приведет к орабатывавию реле 5, контакты которого включены в цепь управления или ,в цепь сигнального устройства. В результате будет исключена возможность включения поврежденного двигателя в сеть или сработает сигнализация. По цепи - выключатель 7, .выпрямитель 2, сопротившеиие 4, обмотка реле 6, кабель 12, обмотка двигателя 13, выпрямитель 8, сопротивление 9 и датчик /О-ток проходить .не будет, так как для абоих полупериодов переменного тока цепь за.перта вьшрЯмителями 2 и S.
При пробое изоляЦИи обмотки статора электродвигателя в цепи - выключатель 7, выпрямитель 2, сопротивление 4, обмотка реле 6, обмотка статора и место залшткаиия-пойдет
ток, что приведет к срабатыванию реле 6. Однавременно сработает и реле 5, так как в его об.мотке также пойдет ток .по цепи-выключатель 7, выпрямитель 1, сопротивление 3, обмотка реле 5, кабель 12, обмотка 13, место замыкаиия обмотки на («землю.
Таким образом, срабатывание двух реле будет свидетельствовать о пробое изоляции обмотки статора.
Одновременное замыкание (лробой или повреждение) изоляции обмотки и истирание изоляции датчика маловероятно, но срабатывание двух реле может свидетельствовать об одновременном выходе из строя обмотки статора и о достижбнаи предельного состояния деталями механической части электродвигателя.
Если в зависицмасти от схемы управления электродвигателями н. з. контакты реле 5 и 6 последовательно включить в депь катушки магнитного пускателя, с помощью которого управляется электродвигатель, или в цепь датчиков уро.вней, то устройство не даст включить повреждеиный электродвигатель в сеть.
:П р е д М е т изобретен и я
1.Устройство для контроля технического состояния погруж ных электродвигателей, содержащее датчик состояния механической части электродвигателя и блок управления и сигнализации, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности контроля путем обеспечения контроля как изоляции об.моток, так и механической части, датчик присоединен к месту соединения об.моток электродвигателя в звезду через одно.полупериодный вьгпрямитель и сопротивление.
2.Устройство по п. 1, отличающееся те.м, что, с целью разделения сигнала о состоянии ме.ханической части электродвигателя и сигнала о пробое ,изоля1ции об.мотки, блок управлсния и сигнализации вьшолнен в виде двух параллельных цепей с однаполупериодными выпрямителя.ми, включенными )азнополярно.
звов
к цепя/ упраб/1ениа и Сигнализации
П П П N I -I М I ,
LJ и LJ UP
ISL
Vui.Z
Даты
1971-01-01—Публикация