Изобретение относится к области регулирования углов установки управляемых колес автомобилей, в частности углов развала колеса и наклона шкворневой оси в продольной плоскости в случае независимых рычажных бесшкворневых подвесок, в которых эти углы регулируются за счет перемеш,ения точек крепления к несуш.ей системе одного из рычагов подвески. Перемешение этих точек крепления конструктивно выполняется либо ступенчато, например с помошью регулировочных прокладок, либо бесступенчато, например поворотом эксцентриков. При перемещении одной из точек крепления регулируемого рычага рычаг поворачивается вокруг второй точки крепления. При этом меняется положение центра шарового шарнира регулируемого рычага подвески как в продольном, так и в поперечном направлениях, что влечет за собой одновременное изменение углов развала колеса ,и наклона шкворневой оси ь продольной плоскости. При регулировке углов установки с помощью регулировочных прокладок необходимые смеш,ения точек крепления регулируемого рычага определяются расчетным путем по данным, представляемым фирмами-изготовителями, в которых в общем случае приводятся зависимости изменения углов развала колеса и наклона шкворневой оси в продольной плоскости от величины смещения каждой «з точек крепления регулируемого рычага нодвески. При регулировке поворотом эксцентриков требуемые значения углов установки колеса достигаются путем ряда последовательных замеров и регулировок с постепенным приближением к требуемым значениям.
С целью повышения точности определения необхоаимых параметров и уменьшения трудоемкости процесса регулировки предлагаемый прибор выполнен из основания с двумя параллельными направляющими и координатной сеткой величин углов поправок развала колеса и наклона шкворневой оси в продольной плоскости, а также шарнирно укрепленной в направляющих прозрачной пластины с нанесенным на ней перекрестием, имитирующ«м центр шарового шарнира регулируемого рычага подвески, подвижной по основанию в направляющих с возможностью некоторого углового перемещения.
На фиг. 1 изображен предлагаемый прибор, вид сверху; на фиг. 2 -- разрез по А-А на фиг. I; на фиг. 3 - схема прибора в положении, соответствующем требуемым углам установки колеса; на фиг. 4 - то же, в положении, соответствующем предварительным углам установки колеса.
пазы 2 и 3 с двумя прорезями 4, 5, и координатной сетки 6 велич,ин углов поправок.
Пр-ибор содержит направляющие фиксирующие устройства, которые состоят из ползуна 7 с шипами 8, винта 9 и гайки 10. Прозрачная пластина И, установленная на основании 1, снабжена перекрестием 12, соответствующим центру щарового шарнира регулируемого рычага подвески и двумя отверстиями 13.
При установке прибора в исходное поло жение, когда перекрестие 12 пластины совпадает с началом координатной сетки 6, центры отверстий 13 пластины 11 совпадают с осевой линией О-О, нанесенной на основание / прибара. Расстояние между отверстиями 13 и перекрестием 12 пластины 11 и между осями пазов 2, 3 п началом координатной сетки 6 основания 1 прибора в выбранном масштабе соответствуют параметрам верхнего рычага подвески.
Прибор работает следующим образом.
Замеряются углы ао, о установки колеса автомобиля в исходном положении. Определяются требуемые поправки углов - Ятр ГТ-Р ; при этом:
Да-гр атр - ао; Дутр Ттр
-То,
где атр и тр - углы установки колеса, требуемые по техническим условиям.
Освобождаются гайки 10 переднего и заднего фиксаторов прибора и устанавливается перекрестие 12 пластины // в точке, соответствующей полученным координатам -43 тр. Прибор фиксируется в данном положении затяжкой гаек. Такое положение прибора указано на фиг. 3.
Si и S2 - отрезки, равные смещениям переднего и заднего ползунов 7 прибора относительно исходного пололсения. Величины этих отрезков в выбранном масштабе соответствуют необходимым перемещениям точек крепления верхнего рычага подвески на автомобиле для получения требуемых углов установки.
У подвесок, где углы установки колеса регулируются прокладками, параметры Sj и 5с
непосредственно определяют требуемые пакеты регулировочных прокладок.
Для подвесок, у которых углы установки колес регулируются поворотом эксцентриков, 5 с целью определения необходимых корректирующих параметров требуется дополнительно следующее. Освобождается гайка одного из фиксаторов, например заднего, и перемещается до совмещения заднего ползуна с осью
О-О ocHOBaKHiH прибора. Прибор фиксируется в данном положении затяжкой гайки заднего фиксатора. Такое положение прибора указано на фиг. 4. Координата перекрестия пластины по оси ординат в этом положении
5 равна искомой поправке угла развала колеса - пр . используемой при предварительной регулировке углов установки колеса на автомобиле за счет переднего эксцентрика до значения угла развала апр, равного
пр : о Ч
Окончательная регулировка углов установки колеса достигается за счет поворота другого эксцентрика до требуемого значения угла развала - атр . При этом автоматически обеспечивается равенство угла наклона щкверневой оси в продольной плоскости требуемому значению - 0
Предмет и з о б р е т е н .и я
Прибор для онределения корректирующих параметров углов установки управляемых колес автамобиля с независимой бесшкворневой подвеской, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения необходимых параметров и уменьшения трудоемкости процесса регулировки, он состоит из основания с двумя параллельными направляюшими и координатной сеткой величи углов поправок развала колеса и наклона шкворневой оси м продольной плоскости, а также шарнирно укрепленной в направляющих прозрачной пластины с нанесенным на ней перекрестием, имитирующим центр шарового шарнира регулируемого рычага подвески, подвижной по основанию в направляющих с воз-можностью некоторого углового перемещения.
J2
Фиг /
.Ш
Фиг.З
Фи2 4
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация