Изобретение относится к области турбостроения и может быть нрнмено в газовых турбинах.
Известны рабочие колеса турбомашины, нанример комнрессора, содержащие установлениый в кориусе диск с лопатками, связанными бандажом.
Предлагаемое рабочее колесо отличается от известных тем, что бандаж выполнен в виде неразрезного кольца с профильными выетупами на впутреиией поверхности, например в виде гласточкипа хвоста, установленными в соответствующнх нрорезях па концах лопаток. Кроме того, наружная часть бандажа размещена в кольцевом пазу корпуса впе газового потока.
Это позволяет повысить к.и.д. и уве,1ич1ггь ресурс.
На фиг. 1 изображено предлагаемое колесо, общий вид; на фиг. 2-то же, поиеречный разрез; на фиг. 3 показана схема фиксации бандажа в окружном направлении.
Бандаж рабочего колеса турбины выполнен в виде неразрезного кольна 1, наружная часть которого расноложена в снециальном круговом пазу корпуса 2 рабочего колеса; на внутренней поверхности неразрезаиного кольца равномерно расположены по окружности профильные выступы 3, например тппа ласточкцна хвоста, количество которых равио количеству лонаток.
Внутренний диаметр кольца выиолиен несколько больше наружного диаметра диска с лопатками. В верхней части каждой лонаткп 4 прорезан соответствующий паз для выступа кольца, выполненный несколько глубже, чем это необходи.мо для посадки выступа, с целью компенсации линейиых расширений на переходных режимах. Сечение иеразрезного кольца .может быть любой приемлемо формы, в том числе ирямоугольиой или в виде открытого П-образного ирофиля.
При моитаже кольцо надевают на собранный диск с лоиатками и иоворотом в окружиом наиравлении вставляют выступы кольца в пазы лопаток. Фиксацию от окружного иеремегцения можно осуществить на одной или нескольких лонатках, нап|тимер с иомоии ю упорной щеки 5, которую кренят к высгупу до сборки винтом, и заводного иружинного упора 6, вставляемого в паз выстуиа после ттаиовк 1 бпндажг; на диске с лопатками.
При работе иод действием цеитробсж 11,1х сил на контактиых иоверхиостях соединеиия бандажа с лопаткой возникают значительные силы трения, бла одаря которым .юнатки рабочсчо колеса объединяются в одиу, связаниую кольие1;ым бзнлажом, систему.
Г1 р е д м е т « з о б р е т с и л я
1. Рабочее колесо турбол1ашины, iianpiijMep омпрессора, содержащее установленный в корпусе диск с лопатками, связаннымн бандажом, отличающееся тем, что, с целью новынюнпя к.п.д. II увеличения ресурса, бандаж выполнен в виде неразрезного кольна с нрофнльнымн выступами на внутренней новерхностн, нанример в внде ласточкина хвоста, установленными в соответствуюнигх нрорезях на концах лопаток.
2. Рабочее колесо по н. 1, отличающееся тем, что наружная часть бандажа размещена в кольцевом назу корпуса вне газовосо потока.
Фиг. 1
Даты
1972-01-01—Публикация