Изобретение относится к музыкальным инструментам, выполненным в виде губной гармоники, предназначенной для исполнения мажорных, минорных или минорно-мажорных переменно-параллельного лада мелодий с гармонизацией их главными трезвучиями и диссонансами во всех тональностях.
Известен музыкальный инструмент типа губной гармоники, подвижной в пределах язычков для звуков октавы, состоящей из двух одинаковых планок с голосовыми язычками, настроенными в равномерно-темперированном строе, колодки с двухрядными каналами и пластинчатого с двумя рядами оков переключателя тональностей.
Недостатком этого вида музыкального инструмента является ограниченное число тональностей исполняемых мелодий.
Для повышения исполнительских возможностей и создания многотональности с полной хроматизацйей каждой тональности в предлагаемом музыкальном инструменте имеется фиксатор, позволяющий устанавливать пластинчатый переключатель в четырех рабочих положениях для получения трезвучных функций: тонической, субдоминантовой и доминантовой миноры и мажора с их хроматизацйей для каждой тональности. Окна переключателя тональностей расположены так, что в каждом рабочем положении его посредством выдоха
звучит субдоминантсептаккорд, построенный от примы его, а при вдохе - аккорд, построенный от квинты.
Для обеспечения свободного естественного захвата игровой поверхности диапазоном в октаву музыкальный инструмент снабжен переходной трапецеидальной камерой. Доступ к двум смежным одного ряда каналам гармоники происходит через один канал правой поверхности. Число окон игровой поверхности уменьшен вдвое по сравнению с числом каналов одного ряда, а сравнительно с числом каналов обоих рядов - в четыре раза, поскольку вытяжные и вдуваемые язычки расположены на одном канале.
Предлагаемый музыкальный инструмент
спроектирован на три октавы и с его помощью
может быть получено семьдесят два аккорда.
Па фиг. 1 изображен музыкальный инструмент, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид сбоку; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - то же, вид спереди; на фиг. 5-8 - рабочие положения пластинчатого переключателя тональностей.
Музыкальный инструмент выполнен в виде губной гармоники, состоящей из колодки / и двух одинаковых планок 2 и 3 с голосовыми язычками и заключенной в каркас 4, в котором может перемещаться в пределах язычков равную длине зубчатой гребенки 5. Установка фиксатора 6 с указателем 7 в том или ином положении относительно пазов гребенки определяет тональность гармоники. Голосовые язычки настроены в равномерно-темперированном строе. Гармоника снабжена пластинчатым с двумя рядами окон переключателем 8 с кнопкой 9 и фиксатором 10 с двумя кнопками 11 к 12 для переключателя, который может при помощи одного фиксатора устанавливаться в четырех рабочих положениях. Переходная трапецеидальная камера 13 через игровую поверхность с окнами 14 в ней открывает доступ воздуха к голосовым язычИгра на музыкальном инструменте производится в любой мажорной и минорной тональностях следующим образом. В состоянии покоя пластинчатого переключателя 8 посредством выдоха звучит субдоминантсептаккорд, из звуков которого в основном виде можно выделить мажорное и параллельное минорное трезвучие, т. е. большое и малое трезвучия с терцовым соотношением. Обращениями субдоминантсептаккорда можно заменить обращения малых и больших трезвучий с диссонирующими интервалами. Посредством вдоха звучит также субдоминантсептаккорд, из которого можно выделить малое и большое трезвучия, но каждое из них по отношению к извлекаемым выходам будет квинтовым восходящего порядка. Смещением пластинчатого переключателя при помощи кнопки // фиксатора 10 можно извлечь те же звуки, но с понижением на полтона. Дальнейшее перемещение переключателя с помощью кнопки 12 дает возможность получить посредством выдоха в верхнем звукоряде новый септаккорд с соответственным пониженным на полтона ступенями, а на нижнем звукоряде посредством вдоха - септаккорд, из которого могут быть составлены малое и большое трезвучия функционально представляющие субдоминантовые аккорды мажора и параллельного гармонического минора. При окончательном перемещении переклю чателя в верхнем звукоряде посредством выдо ха можно получить новый септаккорд, а на нижнем посредством вдоха - септаккорд с по лутоновым понижением относительного преды дущего положения, из которого может быть выделен низкий субдоминантовый аккорд ма жора, энгармонически равный доминантовому аккорду гармонического минора и функцио нально принадлежащий тональности ля-минор Другим аккордом будет низкий субдоминанто вый аккорд параллельного гармонического ми нора. На каждой фигуре имеется два звукоряда: ерхний 15 и нижний 16, все звуки которых па голосовой звлекаются соответственно 3 посредством ланке 2 выдохом и планке доха. Как видно из верхнего ряда 15 (см. фиг. 5), ажорное тоническое трезвучие основного ида со звуками до-ми-соль извлекается выдоом на каналах 17, 18, 19, а минорное - со вуками ля-до-ми на каналах 20, 17, 18. На аналах 21, 20, 17, 18 - секундаккорд, на каалах 20, 17, 18, 19 - субдоминантсептаккорд сновного вида, на каналах 17, 18, 19, 22 - винтсекстаккорд, на каналах 18, 19, 22, 23 - ерцквартаккорд. В нижнем ряду 1б - доминантовое трезвуие мажора основного вида со звуками сольи-ре на каналах 21, 24, 25, а вместе с канаом 18 - квинтсекстаккорд с диссонирующим звуком ми, на каналах 24, 25, 18, 19 - терцквартаккорд, на каналах 26, 18, 19, 25 - секундаккорд. Верхний ряд 15 (см. фиг. 6) дает пониженное на полтона мажорное тоническое трезвучие основного вида со звуками си-ми-бемольсоль-бемоль (каналы 24, 27, 28), а минорное со звуками ля-бемоль-Си-ми-бемоль (каналы 29, 24, 27). На каналах 30, 29, 24, 27 - секундаккорд, на каналах 29, 24, 27, 28 - субдоминантсептаккорд осповного вида, на каналах 24, 27, 28, 31 - квинтсекстаккорд, на каналах 27, 28, 31, 32 - терцквартаккорд. В нижнем ряду 16 - пониженное на полтона доминантовое трезвучие мажора в основном виде со звуками соль-бемоль-Си-бемольре-бемоль на каналах 30, 33, 34, а вместе сканалом 27 - квинтсекстаккордом с диссонирующим звуком ми-бемоль; на каналах 55, 34, 27, 28 - терцквартаккорд, на каналах 34, 27,28, 35 - секундаккорд. Нижний ряд 16 (см. фиг. 7) - субдоминантовое трезвучие мажора в основном виде со звуками фа-ля-до (каналы 36, 22, 23) и субдоминантовое гармонического минора со звуками ре-фа-ля (каналы 25, 26, 32), на каналах 20, 27, 25, 36 - терцквартаккорд, на каналах J7,25, секундаккорд, на каналах 25,1 36, 22, 23 - субдоминантсептаккорд основного вида со звуками ре-фа-ля-до. На фиг. 8 изображено то же, что и на фиг. 7, но с пониженными на полтона звуками: каналы 34, 18, 31 - субдоминантовое минора, каналы , 31, 32 - судоминантовое мажора, энгармонически и функционально принадлежащее тональности ля-минор и выступающее в качестве доминантового трезвучия. На каналах 29, 24, 34, 18 - терцквартаккорд, и т. д. Таким образом, в октаве принимает участие двадцать четыре звука, двенадцать из которых являются повторяющимися в различных соединениях их. Лишь фа и си-бемоль - в единственном объединении, а ми и си - в трех соединениях; остальные восемь звуков - в двух соединениях каждый.
Предмет изобретения
1. Музыкальный инструмент, выполненный в виде губной гармоники, подвижной в пределах язычков для звуков октавы, состоящей из двух одинаковых планок с голосовыми язычками, настроенными в равпомерно-темперированном строе, колодки с двухрядными каналами и пластинчатого с двумя рядами окон переключателя тональностей, отличающийся тем что, с целью повышения исполнительских возможностей, он снабжен фиксатором, нозволяющим устанавливать пластинчатый переключатель в четырех рабочих положениях, при этом окна переключателя тональностей расположены так, что в каждом рабочем положении его посредством выдоха и вдоха звучат септаккорды второй ступени в квинтово-квартовом соотношении друг к другу.
2. Музыкальный инструмент по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения свободного естественного захвата игровой поверхности диапазоном в октаву, он снабжен переходной трапецеидальной камерой.
3 /2 Ю
/3
(Риг.2
Даты
1972-01-01—Публикация