Изобретение относится к области виброизоля1ц:ионной техниин, а Именно к конструкции амортизаторов, преимущественно для объектов с малой массой.
Известны а:мортизаторы, содержащие корпус в виде кольца, 0|пи1рающився на него с Обоих колоколообразные упругие элементы и сжимающее эти элементы стяжное устройство, включаюи1ее болт.
Однако такне амортизато-ры не обеспечивают автоматической отстройки от резонанса.
В предлагаемом амортизаторе этот недостаток устранен за 1счет того, что стяжное устройство снабжено втулкой с фланцем и на сопрягаемых поверхностях втулки и болта выполнены радиальные канавки, в одной из которых установлено с натягом упругое кольцо.
На чертеже изображен амортизатор, обHuiii вид в разрезе.
OiH содержит корпус в виде кольца /, колоколообраз,ные упругие элементы 2, опирающиеся на кольцо 1 с обоих торцов и сжимающее элементы 2 стяжное устройство, включающее болт 3 с гайкой 4, втулку 5 с фланцем 6 и гайкой 7. На сопрягаемых поверхностях втулки 5 и болта 3 выполнены радиальные канавки 5 и 9, соответственно, в одной из которых установлено с натяго-м упругое кольцо 10.
Амортизатор работает следующим образом.
.При возникновении резонансной раскачки увеличивает1ся размах колебаний изолируемой массы (на чертеж е не показана) и жестко связанного с ней болта 3 и втулки 5 стяжного устройства относительно кольца /. Когда амплитуда колебаний втулки 5 увеличивается настолько, что при ходе вниз фланец
6 втулки опирается на края внутреннего отверстия кольца /, втулка с упругим кольцом 10 останавливается, в то время как болт 3 продолжает двигаться вниз. При совмещении канавки 9 болта с упругим колыцом W
последнее заскакивает в канавку 9 и фиксирует уменьшенную длину той части болта 3, которая находится IB данный момент под нагрузкой рабочей части болта 3, что увеличивает С0|бст1ве|нную частоту амортизатора. ТаКИМ образом, собственная частота амортизатора становится выще воз|буждающей и, следовательно, начавщийся резонансный режим колебаний переходит на дорезонансный, не доходя до максимального значения резонансной раскачки,
ство не принимает положения, при котором втулка 5 имеет ход вверх меньший, чем вниз. Бели резшансная раскачка, вызваиная дальнейшим увеличением действующей частоты, возникает в этом положении амортизатора, то втулка 5 вместе с упругим кольцом Ю 01СтаН|ав.ливается л-ри ходе вве.рх, когда гайка 7 через уиругий элемент упирается s край внутреннего отверстия кольца 1. Движение болта 5 вверх освобождает кольцо 10 из канавки 9. Освободившаяся при этом втулка 5 под действием усилия нижнего упругого элемента 2 перемещается вниз, увеличивая длину рабочей части болта 5 и тем самым уме1ньщая ообстванную частоту амортизатора. . Таким Об1разом, режим колебаний переходит на зарезонансный, минуя максимальное значение резонансной раскачки. При уменьшении действующей частоты по мере подхода ее к резонансной автоматически уменьшается собственная частота амортизатора за счет увеличения длины рабочей части болта 3 до максимальной величины. В случае возникновения .резонансной раскачки лри дальнейшем уменьшении действующей частоты увеличивается собственная частота амортизатора за счет уменьшения рабочей длины болта 3. Режим колебаний при этом терехюдит на дорезонансный, минуя максимальное значение резонансной раскачки. Амнлитуда р езонан1сной раска чки, равная длине рабочей части болта 3, может регулироваться при помощй гайки 4.
Предмет изобретения
Амортизатор, лреимущесгвенно для объектов с малой массой, содержащий корпус в виде кольца, опирающиеся на него с обоих торцов колоколообразные упругие элеме,нты и сжиМающее эти элементы стяжное устройство, включающее болт, отличающееся тем, что, с целью автоматической отстройки от резонанса, стяжное устройство снабжено втулкой с фланцем и на сопрягаемых поверхностях втулки и болта выполнены радиальные канавки, в одной из которых установлено с натягом ynDvroe кольцо.
70
Даты
1972-01-01—Публикация