Изобретение относится к общего машииостроения, а именно к фрикционным многодисковым 1вар.иа:торам скорости.
Известйы фрикционные мно1годиск0|вые вариаторы скю,рости, содержащие ведущий вал, вза.4 модей1ст1вующий посредством зубчатой передачи с лромежуточны.м вашом, имеющи.м пакеты конических дисков, хвоздействующих на шакеты отбуртоваиных дисков, расположенных на (Ведо-мОМ валу, и устройство для автоматического изменения передаточного отношения в зависимости от величины нагрузки на ведомом валу, включающее коромысло., поддерживающее про межуточный вал.
Однако конструкция таких вариаторов сложна, так как кор|0мысло связано с корпусом через гидравлическую систему.
Предлагаемый вариатор снабжен пружиной, связывающей корпус и коромысло.
Па фиг. 1 схематически изображен предлагаемый вариатор, вид спереди; на фиг. 2 - разрез по на фиг. 1; па фиг. 3- схема сил, деЙ Ствующих на элементы вариатора.
Вариатор содер/жит корпус /, ведущий, вал 2 с жестко у1К,рвпленной на нем шестерней 3, ведомый вал 4, устройство для автоматического из,менбния передаточного отношения в зависимости от величины нагрузки на ведомом валу 4, включающее коромысло 5, шарнкрио установленное на валу 2 и несущее на
себе промежуточный вал 6 с зубчатым колесом 7. Па промежуточном валу-5, кроме того, ПОДВИЖ1НО вдоль его оси (на шпонке или на шлицах) установлены пакеты конических дисков 5, а на ведомом валу 4 также подвиж1но установлены пакеты отбуртованных дисков 9, которые за счет пружины 10 и гайки 11 поднсимаются к дискам 8. Коромысло о подпружинено относительно корпуса 1 пружиной 12.
При передаче крутящего момента с вала 2 на вал о (направление вращения указано стрелками) в зубчатой передаче возникает сила PZ (см. фиг. 3), действующая на зубчатое колесо 7 и передаваемая им на коромысло 5, а в точке контакта дисков S и 9 сила Рф, действующая на диски и и передаваемая ими также на коромысло 5. Суммарная сила PC, действующая на коромысло, получается
ИЗ гео метричаского сложе,ния сил Рф й PZ приложена к коромыслу в центре вала 6. Силы PZ И РФ создают |на коромысле 5 крутящий мо,мант в направлении часовой стрелки (см. 1ФИГ. 1), который уравнО)Вешивается пруж иной 12.
При увеличении крутящего мОМента на ведомом валу 4 увеличиваются силы РФ и Рг, в результате чего увеличивается крутящий момент на коромысле 5, и оно поворачивается
фектйввый (рабочий) радиус дисков 8 уменьшается, а передаточ-ное оъноше.ние eapHaTopia увеличивается (т. е. угловая скорость 1ве домого вала снижается). В .результате уменьшения эффйктиданото радиуса дисков 8 крутящий МО.М6НТ «а них, а также сила Рг и крутящий .момент .на ведущем валу 2 снижаются до но:ми.налыиой величилы, предохраняя двигатель от перегрузки. При уменьшеиии нагрузки на Ведомом валу 4 фоисходит обратное перемещение коромысла 5 и передаточное отноще1ние вар-иатора уменьшается.
Положение статического равновесия коромысла устанавливается в зависимости 0:Т величины СИЛЫ Рф, |Всегда пролорциональной нагрузке иа ведомом валу. Сила же PZ из1меняется только IB переходный период, спосо1бстеуя преодолению сил трения при перемещении коромысла 5, в установившемся режиме она постоянно равна номинальной величине.
Предмет изобретения
Фрикционный многодисковый вариатор скорости, содержащий ведущий вал, взаимо1действующий посредством зубчатой тередачи с ПрО|Межуточ|Н,ы1м валом, имеющим пакеты конических дисков, воздействующих на пакеты
этбуртоваиных дисков, расположенеых на ведомам валу, и устройство для автоматического изменения пер,едато141нота от«ощ,вния в зависимости от величины /нагрузки на ведомом валу, включающее коромысло, поддерживающее промежуточный вал, отличающийся тем, что, с целью упрощения ианструкции однопоточнопо вариатора, последний юнабжен пружшюи, связывающей корпус и коромысло. .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, ВАРИАТОР, ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ И САТЕЛЛИТ | 2009 |
|
RU2399814C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2021 |
|
RU2756733C1 |
МЕХАНИЗМ БЕССТУПЕНЧАТОГО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ | 1991 |
|
RU2012833C1 |
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1971 |
|
SU308256A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ, МЕХАНИЗМ РЕВЕРСИРОВАНИЯ, МОДУЛЬ ВАРЬИРОВАНИЯ И УПРАВЛЯЕМЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ ДИАПАЗОНА ПЕРЕДАТОЧНЫХ ЧИСЕЛ | 2006 |
|
RU2300032C1 |
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА | 2013 |
|
RU2563294C2 |
ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1972 |
|
SU348798A1 |
Фрикционный многодисковый вариатор | 1980 |
|
SU868195A2 |
Бесступенчатая трансмиссия | 1987 |
|
SU1504108A1 |
ФРИКЦИОННЫЙ МНОГОДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ ВАРИАТОР | 1969 |
|
SU238304A1 |
f2
Фиг. 2
Даты
1972-01-01—Публикация