УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ БОРМАШИНОЙ Советский патент 1972 года по МПК A61C1/06 

Описание патента на изобретение SU338226A1

Устройства управления бормашиной, содержащие электродвигатель, управляемый выпрямитель и коммутационную схему включения и торможения, известны.

Предлагаемое устройство отличается от известных тем, что в нем установлена комбинированная система .пуска и .регулирования скорости электродвигателя в виде ножного и ручного выключателей и регуляторов скоростей. Такое выполнение устройства обе.спечивает удобство эксплуатации и облегчает работу врача.

Ножной выключатель-регулятор предлагаемого устройства может быть выполнен в виде кольцевого реостата со средней точкой, рычаг ползунка которого соединен с выключателем электродвигателя через перекидную вилку, фиксируемую в .положении средней точки реостата с помощью пружин. Это обеспечит включение и регулирование скорости электродвигателя ногой врача или только подготовку к включению и регулированию скорости электродвигателя рукой врача.

Для включения и регулирования скорости электродвигателя рукой врача, держащего зубоврачебный инструмент, например наконечник бо.ра или зеркало, в рукоятке инструмента рекомендуется установить ползунковый реостат со скользящим и замыкающим контактом, в.ключенный в депь безопасного для врача и пациентаНИЗКОГО напряжения.

Бормашина, оснащенная предлагаемым устройством, может работать и в нестационарных условиях без ножногО выключателя и регулятора скорости. С этой целью на станине бормашины П.ЛИ на операционном кресле устанавливают переключатель, который с помощью коммутационной схемы обесиечавает подготовку к включению и регулированию скорости электродвигателя ручным выключателем и регулятором.

На фиг. 1 изображена бормашина с предлагаемым устройством для ее управления; на фиг. 2 - ножной выключатель и регулятор скорости электродвигателя; на фиг. 3 - коммутационная схема.

В станине бормашины расположены электродвигатель 2 и связанный с ним,через кабель блок 3. Последний содержит управляемый выпрямитель 4, трансформаторы 5, 6, реле 7 и 8, конденсаторы 9, 10, 11, выпрямители 12, 13, 14 и сопротивления 15, 16 (см. фиг. 3).

Блок 5 подключен также к ножному выключателю и переключателю 17 и к ползунковому

реостату 18, расположенному на рукоятке 19.

Ножной выключатель и регулятор 17 имеет подвижный ножной рычаг 20, укрепленный на вертикальном центральном валу 21. На этот

же вал прочно надета втулка 22, имеющая расцепляющий штпфт 23, который входнт ц вилку 24 (Перекидного переключателя 25. Кроме того, на валу 21 лрочно закреплен ползунок 26 кольцевого реостата 27 таким образом, что ои етонт на среднем отводе (в средней точке) 28, когда ножной рычаг 20 под действием двух лружин (не изображенных на чертеже) находится в нулевом положении. Вилка 24 перекидного переключателя 25 занимает точно так же среднее |Положение.

В выключателе и регуляторе 17 расположены вылрямнтель 29 н перекидной выключатель 30.

Последний .приводится в действие посредством нажатия ногой .на перекндной рычаг 31 (см. фи:г. 1).

В соответствии со схемой переключения электродвигатель 1 по тилу однофазного МОСТИК01ВОГО вьшрямлейия ico своей обмоткой 32 якоря и обмоткой 33 возбуждения подключен через управляемый выпрямитель 4, сконструированный на базе тиратрона, к источнику переменного панряжения таким образом, что обмотка 32 якоря через перекидной .переключатель 25 и обмотку реле 7 соединена с катодом тиратрона. Точно также к источнику переменного напряжения 34 .подключается первичная обмотка 35 трансформатора 5, вторичная обмотка 36 которого дает для тиратрона на.пряжение накала.

В сеточнО М контуре этого тиратрона последовательно включены обмотка реле 7 и обмотка якоря 32, сопроти.вление 37, на котором .падает дополнительное постоянное управляющее напряжение, индуктированное во вторичной обмотке 38 разделительного трансформатора 6 и дедектированное через вьшрямитель 13 с после.дующей его модуляцией посре.дством находящегося в .цели тока первичной обмотки 39 ползункового реостата 18.

Вторич.ная обмотка 40 вьшрямителя 12, конденсатор 10 и со.противления 41, 42, с одной стороны, и кольцевой реостат 27 со средним отводом 28, действующим как регулятор скорости, с .другой, образуют мостовую схему, которая как при левом, так и нравом поворотах ножного рычага 20 дает требуемое постоянное управляющее иапряжение .положительной или отрицательной полярности. Фазовый мост, образованный через вторичную обмотку 43 траисформатора 5 из сопротивления 15 конденсатора 9, дает постоянное и по сравнению с анодным на.пряжением сдвинутое по фазе на 90° переменное сеточное напряжение. Для ограничения сеточного тока служит сопротивление 44. Указанные схемы обеспечивают регулирование тнратрона и тем .самым регулирование скорости электродвигателя.

Если ножной рычаг 20 поворачивают из нулевого положения налево или направо, то вилка 24 посре.дством ра|СЦепляющего штифта 23 прижимается вправо или влево, в результате чего приводится в действие перекидной переключатель 25, который о.пределяет .необходимую для правого и левого хода электродвигателя 2 полярность его якоря. ПодклЮЧение .происходит таки,м образом, что при движении

ножного рыча:га направо зубовра1чеб1ные инструменты начинают свое вращение.

С выведением ножного рычага 20 из нулевого положения одновременно происходит .удаление ползунка 26 от среднего отво.да, так как

прежде отведенное с кольцевого реостата 27 отрицательное постоянное управляющее напряжение падает. Если во время описанного процесса скользящий контакт 45 ползункового реостата 18, расположенного на рукоятке 19

инструмента, не будет нажат, то переменное управляющее напряжение со вторичной об мотки 46 трансформатора 5 не окажет действия на первичную обмотку 39 разделительного трансформатора 6.

Для остановки электро.двигателя 2 ножной рычаг 20 отпускают, в результате чего он под действием пружин .возвращается в нулевое положение. Отведенное с кольцевого реостата 27 постоянное управляющее напряжение

вновь достигнет отрицательных выходных величин относительно нулевого значения, которое так изменяет момент зажигания тиратрона, что ток двигателя, а вместе с этим и число его оборотов станут равными нулю. Прн этом

ток через реле 7 упадет ниже минимального значения тока срабатывания и оно прер.вег своей контактной системой 47 цепь зарядного тока конденсатора 11 и подключит в его цепь разрядный ток реле 8, которое своей контактной системой 48 произведет через -сопротивление 16 посредством короткого замыкания обмотки 32 якоря и обмотки внешнего возбуждения 33 двигателя требуемое для внезапного торможения электродвигателя 2 переключение.

В том случае, если регулирование электродвигателя должно осуществляться с рукоятки зубоврачебного инструмента, то при этом

предварительно выбирается только лишь направление вращения якоря двигателя, а .на ножном выключ 1теле и регуляторе 17 делается легкий .поворот ножного рычага 20 в желаемо.м для работы на.правлении вращения

с после.дующим освобождением и немедленном воз.вращении его в нулевое положение. После этого ножной рычаг оставляют в нулевом положении, вследствие чего отрицательное .постоянное управляющее напряжение, отведенное ползунком 26 с кольцевого реостата 27, остается в полной силе и блокирует тиратрон.

Если же нажать на скользящий контакт 45 ползункового реостата 18, действующего как

замыкающий контакт, то первичная цепь трансформатора 6 замкнется, в результате че-, го к пер.вичной обмотке 39 подключится .переменное напряжение, различное по а.мплитуде в зависимости от длины, действующей в качеползункового реостата 18. Соответственно этому напряжению на сопротивлении 37 падает более или менее высокое постоянное управляющее напряжение изображенной на фиг. 3 полярности, которая компенсирует в том же размере действие отрицательного постоянного управляющего напряжения, отведенного посредством ползунка 26 на среднем отводе 28 кольцевого реостата 27 и дает зажигание тиратрона в определенный момент времени. Таким образом, при нажатии на контакт 45 электродвигатель сразу же начинает работать с числом оборотов, установленным в зависимости от положения этого контакта вдоль ползункового реостата 18, а при его освобождении электродвигатель с помощью уже описанного сиособа электрически тормозится, так как вследствие размыкания цепи тока первичной обмотки 39 трансформатора 6 происходит блокировка тиратрона при отпускании реле 7.

Можно также приспособить устройство лищь для ручного регулирования, отказавшись от кольцевого реостата 27, расположенного в ножном выключателе и регуляторе 17. При этом предварительно будет выбираться только лишь направление вращения посредством переключателя 25, размещенного не на рукоятке 19 зубоврачебного инструмента, а в упрощенном ножном выключателе и регуляторе или же укреиленного в .качестве ручного выключателя и регулятора на операционном кресле или станине самой бормашины. В этом случае удобно заменить переключатель 25 системой реле, которая сра-батываетпосредством контактов, установленных на рукоятке инструмента, зеркала и т. п.

Наконец, устройство может -быть выполнено без .ручного регулирования при исключении разделительного трансформатора 6 с выпрямителем 13, сопротивлением 37, а также без ползункового реостата 18 и вторичной обмотки 46 трансформатора 5.

Предмет и з о б -р е т е н и я

1.Устройство для управления бормащиной, содержащее электродвигатель, управляемый выпрямитель и коммутационную схему включения и торможения, отличающееся тем, что, с целью обеспечения удобства эксплуатации и облегчения работы врача, в нем установлена комбинированная система пуска и г.егулирования скорости электродвигателя в зиде ножного и ручного выключателей и регуляторов скорости.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью включения и регулирования скорости электродвигателя ногой или только подготовки к включению и регулированию скорости электродвигателя рукой, ножной выключатель и регулятор выполнен в виде кольцевого реостата со средней точкой, рычаг ползунка которого через перекидную внлку, фиксируемую в положении средней точки реостата пружинами, соединен с ручным выключателем электродвигателя.

3.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с пелью включения и регулирования скорости электродвигателя рукой, держащей зубоврачебный инструмент, наиримср иаконечник бора или зеркало, в рукоятке инстру гента установлен иолзунковый реостат со

скользящим и замыкающим контактом, включенный в цепь безопасного для врача и пациента низкого напряжения.

4.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения работы борА ащнны

в нестационарных условиях без ножного .выключателя и регулятора скорости, на станине бормащины или на о.иерационном кресле устанавливается переключатель, который с помощью коммутационной схемы обеспечивает

подготовку к включению и регулированию скорости электродвигателя ручньв; выключателем и регулятором.

J/ 20

9иг.1

Похожие патенты SU338226A1

название год авторы номер документа
!йСьСОЮЗНА?! ПА rgSJnin rrv.'»;!;.^.-^! i44 ;Mi Ь i~ Га S57J f C,.t 1973
  • Иностранец Герд Флайшер Германска Демократическа Реснублика
SU371929A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПОСТОЯНСТВА СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1939
  • Булгаков А.А.
SU59764A1
СТАНОК ДЛЯ ОБРАБОТКИ ФАСОННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 1934
  • Харизоменов И.В.
SU47155A1
ЭЛЕКТРОННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1948
  • Булгаков А.А.
SU93584A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ТОРМОЖЕНИЯ ЗУБОВРАЧЕБНЫХ БОРМАШИН 1968
SU211439A1
Устройство для автоматического регулирования числа оборотов шахтной подъемной машины 1939
  • Шклярский Л.Ф.
SU58922A1
БЕГУЩАЯ ДОРОЖКА 2003
  • Князев А.Н.
RU2240165C1
Устройство для регулирования скорости двигателя постоянного тока 1940
  • Булгаков А.А.
SU60945A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЧИСЛА ОБОРОТОВ ШАХТНОЙ ПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ 1939
  • Глущенко М.Н.
  • Шклярский Л.Ф.
SU61119A1
Устройство для выключения электрической линии в случае короткого замыкания между проводами или замыкания проводов на землю 1930
  • Тейтель Н.М.Ш.
SU27134A1

Иллюстрации к изобретению SU 338 226 A1

Реферат патента 1972 года УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ БОРМАШИНОЙ

Формула изобретения SU 338 226 A1

22 21

20

1132

7Г:Х -Фиг.З

SU 338 226 A1

Авторы

Иностранец Герд Флайшер

Германска Демократическа Республика

Даты

1972-01-01Публикация