ПИШУЩАЯ МАШИНА ДЛЯ ТАТАРСКОГО ПИСЬМА Советский патент 1927 года по МПК B41J1/04 

Описание патента на изобретение SU3383A1

Отличие татарского письма от европейского заключается, кроме обратного направления, еще в том, что буквы в словах не только пишутся, но и печатаются слитно, при чем необходимо соблюдение разных ширин по строчке для букв шрифтов одного размера в определенной пропорциональной зависимости.

Предлагаемое изобретение имеет целью приспособить пишущую машину для татарского письма. Кроме того, предусмотрены приспособления для употребления, параллельно с основным, другого шрифта, отличного по размеру как от татарского, так и от европейского. Введение добавочного, более крупного шрифта является необходимым, в виду отсутствия заглавных букв в арабско-татарском алфавите, заменяющих в европейских пишущих машинах второй шрифт для выделения текста.

На фиг. 1 изображен разрез по АВ фиг. 4, на фиг. 2 - собачки с пружинами, на фиг. 3 - разрез по CD фиг. 4, на фиг. 4 - вид сверху на приспособление для передвижения каретки на любую величину, на фиг. 5 - схема устройства клавиатуры и на фиг. 6 - подвижная планка с вырезами.

Обычный во всех пишущих машинах храповик 1 (фиг. 1, 3 и 4), понуждаемый к прерывистому вращению главною пружиною машины, взаимодействует с несколькими собачками 2, 3, 4, 5 (фиг. 1, 2, 3, 4), расположенными в ряд на мостике, качающемся в плоскости, почти перпендикулярной к вращению храповика 1. Цепляясь за эти собачки, зубья храповика 1 отодвигают их и, при перемещении мостика, переходят с одной собачки на другую, благодаря чему колесо поворачивается на угол, необходимый для передвижения каретки на определенную величину. Собачки, служащие упором для храповика 1, подтянуты пружинами 6, 7, 8, 9 (фиг. 1 и 2) в сторону, обратную напору зубчатого колеса. Храповик 1, нажимая на находящуюся под ним собачку и отодвигая ее до отказа, устанавливается своим ближайшим междузубьем против конца соседней не нажатой еще собачки, а при дальнейшем передвижении мостика позволяет ей продвинуться в указанное междузубье, для задержки следующего вслед за сошедшим с собачки зуба. Означенные собачки 2, 3, 4 и 5 имеют форму пластинок (фиг. 1, 2, 3, 4) (каждая с зубовидным кончиком на верхнем конце), перемещающихся своими двумя продольными вырезами, вдоль своей длины по осям 10, 11, 12 (фиг. 2) и отделенных друг от друга прокладками 13, 14, 15 (фиг. 2). Оси для собачек и прилегающие к ним прокладки между собачками выточены из одного куска в форме шайбочек и насажены на осевые винты 16, 17 (фиг. 1, 2), которыми оси собачек скрепляются с пластинками мостика 18 и 19 (фиг. 1, 2, 3).

Подвижный мостик 18, 19 состоит из двух пластин (фиг. 1, 3 и 2), скрепленных на верхнем крае указанными выше осевыми винтами, а на нижнем - привинченных к бруску 20 (фиг. 1 и 3) оси мостика; ось зажата в центрах 21 и 22 (фиг. 1), помещенных на кронштейнах 23 и 24 (фиг. 1) рамы машины. К той же оси с одного бока привинчен рычажок 25 (фиг. 1 и 3), посредством которого тягою 26 (фиг. 1 и 3) приводится в качательное движение весь мостик.

Ползун 27 (фиг. 3) установлен на описанном выше мостике и понуждается пружинкой 28 (фиг. 1 и 3) к продвижению вдоль ряда собачек 3, 4, 5, при чем ползун, когда последние не отодвинуты храповиком 1, упирается в передний край ближайшей к себе собачки. При перемещении же мостика, по мере отодвигания храповиком 1 собачек, ползун постепенно продвигается в открывающееся перед каждою собачкою пространство и, удерживаясь все время непосредственно вслед за храповиком 1, располагается перед рядом прикрытых им собачек, вплоть до имеющегося перед крайней собачкой упора 29 (фиг. 3) и удерживает, таким образом, кончики собачек в отодвинутом положении. Вместе, с тем, выдвигаясь своим верхним краем 30 (фиг. 3 и 1) на уровень с кончиками собачек, ползун служит упором для зубьев храповика 1, взамен прикрытых им собачек, при чем колесо, скользя по краю 30 своим зубом, остается в неизменном положении в продолжение всего времени смещения мостика. С обратной стороны ползун 27 снабжен выступом 31 (фиг. 1), упирающимся в одну из задержек 32, 33, 34 (фиг. 1 и 4). Встретившись на своем пути с выдвинутою из их числа задержкою, ползун перестает следовать за мостиком и останавливается, открывая при дальнейшем перемещении мостика соответствующее число последовательно выступивших из ползуна собачек. Передвижение ползуна в данном случае осуществлено укреплением его на стержне 35 (фиг. 1 и 3), нижний конец которого, в виде втулки 36 (фиг. 1 и 3), надевается на ось мостика 37 (фиг. 1 и 3), во избежание перекашивания при движении всей системы. Толщина верхнего края ползуна и кончиков собачек должны быть соразмерены так, чтобы они совместно умещались свободно в промежутке между зубьями храповика 1 и, кроме того, первая по порядку собачка 2 должна отличаться от остальных собачек 3, 4 и 5 устройством продольных вырезов для того, чтобы зуб храповика 1, упираясь на ее кончик, устанавливался бы перед краем ползуна. В исходном положении мостика, ползун 27 находится перед отодвинутыми собачками 3, 4 и 5 и своим передним краем упирается в собачку 29 (фиг. 3), которая находится перед внутренней стороною собачки 2; самый же мостик оттягивается пружиною 38 (фиг. 2 и 3) до встречи заднего края ползуна с регулирующим болтиком 39 (фиг. 3), закрепленным на раме машины на такой высоте, при которой первая собачка устанавливается на мостике точно под зубом храповика 1.

В первой стадии работы машины, когда части механизма начинают поступательное движение, мостик тоже начинает передвигаться в противоположную от исходного положения сторону, при чем первая собачка, на которую опирался храповик 1 в исходном положении, выступает из-под его; зуба, а на место, собачки располагается ползун 27; храповик же 1, оставаясь в неизменном положении, переходит своим зубом, на ползун, скользит по его верхнему краю 30 в продолжение всего смещения мостика, вплоть до отпечатания буквы, т.-е. удара буквенным знаком по бумаге. В это же время ползун, после перехода зуба храповика 1 на его край, задевает своим выступом 31 за одну из задержек 32, 33, 34, которая выступила из ряда, и останавливается; при дальнейшем движении мостика освобождается определенное число собачек, выдвигающихся из-под его переднего края.

Во второй стадии работы машины, по отпечатании буквы, когда части механизма возвращаются к исходному положению, мостик, под действием пружины 38, перемещается в обратном направлении, при чем храповик 1, опираясь своим зубом на край 30 ползуна, скользит по нему, до его переднего края, упирающегося в последнюю из ранее выступивших (при поступательном движении) собачек. При этом кончик собачки располагается перед последующим зубом храповика 1, и при дальнейшем перемещении мостика храповик 1, оставляя край ползуна, переходит своим последующим зубом на указанный кончик собачки и отодвигает ее. В дальнейшем, переходя, таким же образом, своим последующим зубом на следующую собачку, храповик 1, повернувшись на определенный угол, возвращается к своему исходному положению - на первую собачку. В то же время, ползун 27, с момента перехода храповика 1 с края 30 на собачку, оставаясь все время своим передним краем непосредственно за храповиком 1, до упора на очередную собачку, и одновременно упираясь своим задним краем в регулирующий болтик 39, продвигается вдоль ряда отодвинутых храповиком 1 собачек и сверху их доходит до выступа перед первой собачкой 29. При этом возможность одновременного захватывания зубом храповика 1 более одной собачки устраняется тем, что ползун, касаясь своим передним краем выдвинувшейся части ближайшей к нему собачки, в момент нахождения очередной собачки под храповиком 1, упирается своим противоположным концом в головку регулирующего болтика 39, вследствие чего мостик останавливается, и зуб храповика 1 во время нажима на собачку не может касаться соседней собачки. Когда храповик 1 отодвинул надлежащую собачку, ползун 27, оставаясь все время непосредственно за ним, уже ничем не удерживаемый, под действием пружин 28 и 38, продвигается вдоль ряда собачек, и мостик получает возможность продолжать свое движение до момента касания ползуна своим передним краем следующей собачки; в этот момент очередная собачка располагается точно под следующим зубом храповика 1.

Задержки 32, 33, 34 (фиг. 1 и 4) удерживают ползун 27 при перемещении мостика, с целью освобождения требующегося числа выступающих из-под него собачек. Они установлены на раме машины и представляют собою ряд находящихся под действием пружин 40, 41, 42 (фиг. 1) коленчатых коромысел, качающихся в особых пазах коробки 43 (фиг. 1 и 4) на общей оси 44 (фиг. 1). Задержки, в числе равном числу собачек без одной, размещены параллельно друг другу на расстоянии, соответствующем интервалу между собачками, и связаны с клавиатурой машины тягами 45, 46, 47 (фиг. 1, 4 и 5). При опускании, конца одной из задержек 32, 33, 34 первая (связанная с тягою), двигаясь в своем пазу, принимает определенное положение, выступая вперед другим своим концом на пути следования выступа 31 ползуна 27. При повороте храповика 1 только на 1 зубец, таковой переходит с первой собачки 2 на край 30 ползуна и возвращается при обратном его движении на ту же собачку, которая за это время уже выдвинулась и расположилась под следующим зубом храповика 1 (в этом случае задержки не действуют). При повороте же храповика 1 на два и более зубьев, одновременно, с началом движения мостика выступает из своих пазов первая или одна из следующих по порядку расположения задержек 32, 33, 34, благодаря чему ползун оттягивается на определенную величину, при которой вторая или последующая собачки получают возможность выступить из-под него, и храповик 1, при возвращении к исходному положению мостика, переступая последовательно по ним, возвращается к первой собачке: таким образом, храповик 1 поворачивается на два или более зубьев, в зависимости от числа выступивших собачек. То или другое число действующих при этом собачек (кроме первой, обозн. цыфр. 2) зависят от того, которая из задержек приводится в движение и остановила ход ползуна, вследствие чего и интервалы между задержками 32, 33, 34 должны быть точно одинаковыми с таковыми же между собачками 2, 3, 4, 5.

Для приведения ходового механизма во взаимодействие с остальными частями машины, в дополнение к обычно имеющимся в пишущих машинах, вводятся добавочные приспособления, вызванное описанными выше изменениями в конструкции ходового механизма, а именно:

Чтобы при напечатании какой-либо буквы можно было подвинуть каретку на соответствующую величину, каждая клавиша должна быть связана с той или другой из задержек, регулирующих размеры передвижения каретки. Для этой цели под клавишами, вдоль всей клавиатуры расположен ряд подвижных планок 48, 49, 50 (фиг. 5), опускающихся при нажатии на них рычагами клавишей машины, при чем каждая планка обслуживает только одну соответствующую в ней из задержек и потому подвергается нажиму только тех определенных клавишей, которые печатают равнозначные по величине буквенные знаки, занимающие одинаковое пространство в строчке, поэтому планки 48, 49, 50 имеют против букв других групп сверху вырезы 52 (фиг. 6), чтобы рычаг клавиши с буквою других размеров не достигал до него при нажиме. На обоих концах планок имеются отверстия 53 (фиг. 6), через которые проходят стержни 51 (фиг. 5 и 6), удерживающие планки в параллельном первоначальному положении при опускании и под′еме. Кроме того, каждая планка 48, 49, 50 имеет на концах по кронштейну 54 (фиг. 5 и 6), с которым он связан рычажками 55 (фиг. 5), прикрепленными к качающимся на своих центрах стержням 56, 57, 58 (фиг. 5 и 6), имеющим назначение устранить возможность перекашивания планок 48, 49, 50 при действии боковых клавишей машины. Стержни 56, 57, 58, расположенные друг под другом и качающиеся на центрах, закрепленных в боковых станинах пишущей машины, служат передачей движения клавишей на коленчатые рычага 59, 60, 61 (фиг. 5), другим концом прикрепленные к тягам 45, 46, 47, идущим от задержек 32, 33, 34. Все рычаги для букв и знаков, равнозначных по ширине занимаемого при печатании места и по необходимой для этого величине передвижения каретки, связываются передаточным механизмом, с соответствующей той или другой задержкою, посредством совместного действия на одну общую им планку 48, 49, 50. В результате взаимодействия всех описанных частей механизма, каждому нажиму клавишей будет соответствовать поворот храповика 1 на то или другое определенное число зубьев.

Чтобы получить на машине буквы любого точного размера, между шестеренкою 62 (фиг. 3, 4) храповика 1 и зубчатой рейкой 63 (фиг. 1 и 3) каретки вводится добавочная шестерня 64, 65 (фиг. 1 и 4) двойной ширины, с таким соотношением зубьев, которое давало бы возможность передвигать каретку на любую, необходимую для буквенного знака, величину, не обусловливаемую наименьшим ходом каретки. Ввести это оказалось необходимым также для того, чтобы, в зависимости от шрифта, можно было бы свободно изменять самые шестеренки, сохраняя в неизменном виде остальные части механизма.

В предлагаемой машине введен еще второй шрифт, отличающийся от основного не только вышиной букв (как заглавные буквы европейских шрифтов отличаются от прописных), но и длиной по строчке. Необходимые для этой цели изменения в величинах передвижения каретки достигаются следующим образом: вместо одной пары шестеренок 64 и 65, разных диаметров (фиг. 1 и 4), при помощи которых элементарная подвижка механизма машины доводится до желательной величины, наравне с нею (фиг. 1 и 5) с той же шестерней 62 храповика 1 сцепляется (с противоположной стороны) вторая пара подобных же шестеренок 66, 67 (фиг. 1 и 4) с такими относительными размерами диаметров, чтобы, при поворотах храповика 1 на те же угловые величины, каретка передвигалась бы соответственно размерам второго шрифта. Обе шестеренки 65 и 67 той и другой пары предназначаются для сцепления с зубчатой рейкой каретки и располагаются на одном уровне с рейкой, но в разных параллельных плоскостях, рядом одна около другой, как изображено на фиг. 4 и 1.

Перемещение зубчатой рейки 63 каретки при перемене регистра достигается путем подвешивания ее на двух кронштейнах 68 (фиг. 3 и 1), прикрепленных к вращающемуся на центрах стержню 69 (фиг. 3), который служит для устранения перекашивания валика при перемене регистра. В случае перемены регистра, стержень 69 поворачивается на своей оси на некоторый угол, при чем кронштейны 68 с зубчатой рейкой 63 несколько перемещаются, благодаря чему достигается сцепление рейки с одной из ведущих шестеренок 65 или 67 (фиг. 4), в зависимости от того или иного шрифта. Таким образом, при нажатии клавиши, меняющей регистр, одновременно с под′емом каретки происходит сцепление ее с ведущей шестерней, устанавливающею ход каретки для верхнего регистра. При освобождении клавишей от нажима валик собственною тяжестью переходит на нижний регистр, и одновременно с этим рейка сцепляется с ведущей шестеренкой нижнего регистра 65.

Для употребления на машинке параллельно с татарским шрифтом иного шрифта, который нужно писать в обратную (чем при шрифте татарском) сторону, описанные приспособления для второго татарского шрифта несколько видоизменяются, а именно: двойная шестеренка 66, 67, связанная с шестерней 62, удаляется, и (взамен удаленной) с той же шестерней зубчатого колеса через посредство упоминаемой выше шестерни 64 (которая является промежуточной) сцепляется новая двойная шестеренка 70, 71, изображенная пунктирам на фиг. 4, с соблюдением всех указанных выше условий для перехода зубчатой рейки каретки с шестеренки 65 на шестеренку новой пары 71 при перемене регистра. Таким образом, двойная шестеренка 70 и 71 будет вращаться в обратную сторону по отношению к шестеренке 64 и 65, вследствие чего, при сцеплении рейки каретки с шестерней 71, каретка получает возможность двигаться в обратном направлении. Кроме того, для передвижения каретки, по желанию в прямом и в обратном направлении, необходимо точку приложения тяги главной пружины машины перенести с каретки машины на одну из частей ходового механизма. В данном случае это осуществлено в форме помещение на пружинном барабане 72 (изображено пунктиром на фиг. 4) шестерни 73 (фиг. 4) несколько большего диаметра, чем барабан. Барабан 72 устанавливается на раме машины таким образом, чтобы его шестерня 73 сцеплялась бы с шестерней 71, с другой стороны шестерни 70, а пружина машины, приводя в движение ходовой механизм, вместе с тем, передвигала бы и каретку. При таком сцеплении устраняется возможность излишней нагрузки при передвижении каретки от руки для завода пружины и привода каретки в процессе письма к началу новой строки.

Похожие патенты SU3383A1

название год авторы номер документа
Видоизменение пишущей машины для тюркско-арабского шрифта 1923
  • Мадьяров А.
  • Туганов Т.
SU25A1
Приспособление для передвижения каретки пишущих машин для татарского письма на различные расстояния в зависимости от ширины букв 1927
  • Шейх-Али М.А.А.
SU8434A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПИШУЩАЯ МАШИНА 1924
  • Правоторов М.А.
SU3838A1
ПИШУЩАЯ МАШИНА 1930
  • Пандиков А.А.
  • Штерн В.А.
SU24411A1
Устройство для соединения пишущей машины со счетной машиной 1950
  • Шиманский С.А.
SU98553A1
Способ выключки строки наборно-пишущей машины 1946
  • Шиманский С.А.
SU79759A1
Пишущая машина 1934
  • Долгопятов М.Г.
  • Пандиков А.А.
  • Штерн В.А.
SU43012A1
Устройство для выборочного печатания 1985
  • Власевский Гавриил Яковлевич
SU1433839A1
ПИШУЩАЯ МАШИНА 1926
  • Егоров И.Н.
SU6422A1
Строкоуказатель 1925
  • Бурковский Е.О.
SU2918A1

Иллюстрации к изобретению SU 3 383 A1

Формула изобретения SU 3 383 A1

1. Пишущая машина для татарского письма, отличающаяся применением храпового механизма, служащего для передвижения каретки справа налево на различные расстояния в зависимости от ширины буквы, и состоящего (фиг. 1-6) из сцепляющихся с храповиком 1 собачек 2, 3, 4, 5, расположенных в один ряд на мостике 18,19, 20, приводимом в качательное движение рычагом 25 с тягою 26, и снабженного ползуном 27, передвигаемым пружиною 28 вдоль собачек 3, 4 и 5, выступ которого упирается в одну из задержек 32, 33 и 34, качающихся на общей оси 44 и связанных с клавиатурою при посредстве тяг 45, 46, 47, коленчатых рычагов 59, 60, 61, стержней 56, 57, 58 и добавочных подвижных планок 48, 49 и 50, снабженных вырезами 52 различной ширины и установленных под клавишными рычагами.

2. При пишущей машине, указанной в п. 1, применение приспособления для передвижения каретки на любую, необходимую по ширине буквы, величину, состоящего (фиг. 1, 3, 4) из добавочной шестерни 64, 65, двойной ширины, установленной между шестернею 62 храповика 1 и зубчатой рейкой 63.

3. При пишущей машине, указанной в п. 1, применение приспособления для передвижения каретки при пользовании увеличенным, заглавным шрифтом, состоящего (фиг. 1, 3, 4) из второй пары шестерен 66 и 67, сцепляющихся с зубчатою рейкою 63, для перемещения которой служат кронштейны 68, прикрепленные к вращающемуся стержню 69.

4. При пишущей машине, указанной в п. 1, применение приспособления для передвижения каретки в обратную сторону, состоящего (фиг. 4) из двойной шестерни 70, 71, вставляемой вместо шестерни 66, 67 и шестерни 73, установленной на пружинном барабане 72.

SU 3 383 A1

Авторы

Шейх-Али М.А.А.

Даты

1927-08-31Публикация

1924-08-09Подача