Изобретение относится к средатвам бурения шурфов и скважшм большого диаметра уд а рно-вращательным спосо|бом с иавлечение.м кериа. Оно может быть :при1ме нено при разведке месторождений полезмых ископаемых в К|рйИких и мНополетнеме.рзлых породах, а также для соор|уЖе,ния шурфов шахт в условиях вечнюй мерзлоты.
Известные колонковые буры имеют в своей конструкции погружные пнев1МО уд арники с коронками, керноатриемную трубу и механизм подрезки и удержания керна с пневмопрнвоДЮ.М. В условия.х вечной мерзлоты, особенно при проходке шурфов и скважян большого диа1метра, отрыв керна от массива весьма затруднен из-за значительной креиости пород и воэможности повторного смерзания керна с массивом -после подрезки. В таких условиях применение известных механизмов подрезки, оказывающих режуш,ее действие на породу, оказывается малоэффективным.
В предлагаемом колонковом буре механизм подрезки и удержания керна выполнен в в.иде выдвижных элементов дугообразной фррмы, установленных между направляющими и шарнирно овязанных с продольными штоками дополнителыных пне1кмоударни1ко1в, оказывающих динамическое воздействие на породу пр1И подрезке кар;па. Это повышает
эффективность отрыва керна в условиях вечной мерзлоты.
На чертеже изо браже1Н предлагаемый колона овый бур.
Колон1ко;вый бур состоит из Kopinyca 1, к которому в нижней части прикреплены пнавмоударники 2 с рабочи.ми «оронками 5. ВнутрИ корпуса польщена керн-оприемная труба 4, которая в р ассматриваемол прИМере
состоит из д.вух створок. К каждой из створок керноприемиой трубы же|стко прикреплены направляющие 5, между которыми помещено по дугообразному выдвижному элементу 6 с -резцами 7. Со стороны заднего
торца каждый из выдвижных элементов 6 через соответствующий шарнир 8 соединен с ОДНИ1М из нродолытых штоков 9 дополнительных пнев;мо ударни1ков W. При этом каждый пневМ о ударник 10 снабжен поршнем 11 и
раоиоложен в качающемся пневмоцилиндре 12. Пневмоцилиндры 12 оиреплены с корпусо М блока управления 13, размещенном в верХ1Ней части керноприемной Т1рубы. В нижней части керноприемной трубы в каждой из
ее сторон прорезана фигурная цепь 14, в которую пр-и подрезке керна входит соответствующий дугообразный элемент 6. OTiBO 17, наиример диаф рагмеганото типа, и Переключатель 18 позяции. При работе бур в сборе с керН,оприе;м«ой т,р,у|б10й опускают в .ажину на бурильных трубах. Сжатый вюздух от комшрессор ной 5 ста;нции по буфиль-нььм трубам подвюдят в воздухора1апредеяителыный коллектор 15, откуда через патрубо.к 16 и трубопроводы он поступает в бло1К 13 у1пра1влвния. ПрИ ЭТ01М переключатель 18 устанавливлет- 10 ся в такое положение, при которо-м воздух копользуеткя для привода осно;впых пиеш юуиар«И К01В, ооуществляющих разрушеиие забоя. В этот период выдеиж ные дуговые элементы с резцами механиам.а подрезки керна 15 находятся в крайнем верХ1не,м положейии и вы1клю1Ч1е,ны из работы. После проходки ак1важи|ны с коль1це1вым забоем на глу|б1И1ну, равную длине керноприемной трубы, давление в воздушное магистрали 20 сбрасывают до атлюсфер.ного. При повторном повЫШбЕии давлбния переключатель 18 устащавлввается в положение, при котором воздух наир авляют в пнеююцилиндрЫ 12 М1еханизма подрезки, где он при- 25 водит в действие дополнительные пневвюударни-ки 10 подрезного механиз:ма. При этом ударные и мпульсы от пн ев м о ударников по штоку передаются выдвижным элбме-нта.м, которые начинают перемещаться пз исходно- 30 го положения по направляющим вниз и к центру керноприемной трубы по дуговой траектории. В результате такой подачи с одноврбменньвм вращением бура резцы выдвижных элементов осуще1ствляют подрезку 35 керн-а. В конце цикла дуговые элементы посре,дcTiBOuM своих резцов производят полную отрезку керна и полностью перекрывают снизу керноприемную трубу, отделяя керн от мае- 40 си(ва, который оказывается лежащим на (ВЫДВИЖНЫХ элементах. По окончании подрезки бур поднимают на поверхность, а керн извлекают из трубы, для чего в воздушной магистрали снижают дав- 45 до атмосфер|НОго и путе(М по;вт10р ного подвода давления включают ход пневмоцилиндров 12 на обратный, перемещая таким образом дугообразпые выдвижные элементы в исходное положение и открывая керно- 50 приемную трубу. Пред iM е т и з о б ip е е и и я Колоиковый бур для проходки шурфап и СК1вал И|Н большюг,о диаметра в крепких породях, включающий ,П:ОгруЖ|Ные П1невмоударни1кк с коро/иками, кериолриемлую трубу т мехаHHiSiM подрежи и удержания ке-рна с пиевьмопрнводом, отличающийся тем, что, с целью повышения эф|фе(кти1вно1сти от,ры,ва кериа в условиях вечной .мерзлоты, механизм подрезк:и и удержания керна выполнеп в виде ВЫДБИЖИЫХ элементов дулообразпой формы, устаноЕлетных между направляющими, и шарнпрпо связанных с продольны.ми што:ками дополнительных пнвВ(МоударНИ1Ков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Колонковый бур для проходки шурфов и скважин большого диаметра | 1973 |
|
SU576402A2 |
Буровая коронка | 1982 |
|
SU1016470A1 |
Устройство для подрезки и удержа-Ния KEPHA | 1979 |
|
SU829861A1 |
Колонковый пневмоударный бур | 1976 |
|
SU564418A1 |
Шнековый бур ударно-вращательного бурения | 1982 |
|
SU1078017A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ КОЛОНКОВЫЙ БУР АКОПОВА (БУКА) И БУРИЛЬНАЯ ГОЛОВКА | 1991 |
|
RU2021473C1 |
Устройство для бурения скважин большого диаметра | 1977 |
|
SU729356A1 |
Колонковый бур для бурения скважин большого диаметра | 1982 |
|
SU1109519A1 |
Колонковый бур для бурения скважин большого диаметра | 1988 |
|
SU1585522A1 |
Шнековый бур для колонкового ударно-вращательного бурения | 1984 |
|
SU1221308A1 |
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация