Согласно международным правилам мореплавания все суда, находящиеся в море, во время бедствия должны посылать сигналы тревоги, предназначенные приводить в действие автоматических радиоприемников, установленных на плавающих судах и береговых спасательных станциях, а вслед за сигналом тревоги посылать сигнал бедствия „SOS и сообщать позывные судна, а также герграфические координаты местонахождения судна в море. Сигнал тревоги состоит из 12 тире, передаваемых в течение одной минуты с продолжительностью каждого тире в 4 секунды и с промежутками между тире, равными 1 секунде.
Сигнал бедствия состоит из набора букв и цифр по азбуке Морзе, передаваемых в следующем порядке:
1)слово „SOS, передаваемое три раза;
2)слово de;
3) позывные судна, терпящего бедствие (группа из 4 букв), передаваемых три
4) двухзначное число, обозначающее градусы географической широты места бедствия; -,5) разделительная точка;
6) двухзначное число, обозначающее минуты широты;
(159)
7)одно из слов North или South, соответственно северному или южному полушариям;
8)трехзначное число, обозначающееградусы долготы места бедствия; 9)разделительная точка;
10)двухзначное число, oбoзнaqaющee .минуты долготы;
11)одно из слов East или West, соответственно восточному или западному полушариям (от Гринвича).
Во время сильной бури и качки в особенности, в аварийных условиях, хронометрически точная передача этих. сигналов от руки, является затрудни тельной, вследствие чего для этой цейИ обычно применяются различные автоматические устройства. При проектировании таких устройств обычно пытаются упростить пуск их в действие и необходимые подготовительные операции с тем,, чтобы, во-первых, избежать ошибок,. естественных при общей растерянности; на борту во время аварии и, во-вторых, чтобы дать возможность, управлятьустройством не специальному лицу, а. любому неквалифицированному работнику экипажа. В частности, например,, уже известны устройства для подачи сигналов тревоги и бедствия, у которых, передача сигналов осуддествляется пр№ посредстве кодовых дисков с нанесенадымй на них знаками, включенных в цепь управления передатчиком. Предлагаемое, огласно изобретению, устроиствб также основано на автоматической передаче знаков Морзе при посредстве двух кодовых дисков.
На чертеже фиг. 1 изображает эскиз передатчика; фиг. 2 - вид прибора для
подачи сигналов тревоги С: открытой «рышкой; фиг. 3 -разрез его по линии а.бд на фиг. 2; фиг. 4-общий вид прибора для подачи сигналов бедствия; фиг. 5- разрез его по линии абге на фиг. 4; фиг. б -10 - детали ia6opHord приспособления; фиг. 11 и 12-вид сверху и сбоку кодовой линейки; фиг. 13-разрез -однргоизкулачковэтой линейки; фиг. 14- -частичный разрез цилиндров наборного приспособления со схематическим указанием расположения набранных к кодовому диску кулачков кодовых линеек; фиг. 15-перспективный вид части цилин,дров наборного приспособления и кодовой линейки, и фиг. 16--схему электри-ческих соединений передатчика.
Передатчик состоит из двух отдель ных приборов Т к Б (фиг. 1), из которых первый служит для подачи сигнала треэдоги, а второй-для подачи сигнала бед«ствия. Включение в схему радиопередат-чика любого из этих приборов осуществляется Аереключателем J, а подача сж налов кнопками 7 и, соответственно, 2. Передатчик снабжен контрольной лам(пой 5 и звонком 4, служащим для про верки правильности работы приборов Г ;йли Б при выключенном радиопередат чйке. Кодовый диск 56 прибора Т (фиг. 2 т 3} имеет на ободе двенадцать выступов, соответствующих двенадцати тире, -и двенадцать вьтемок, соответствующих интервалам между тире. Диск этот приводится во вращение от часового ,меха;низма 5 через передачу 84, 87 и может -взаимодействовать с контактными npyV жинами 57 и 58, включенными во время
работы в цепь радиопередат-чика. Пусковая кнопка 7 включена в цепь -батареи Е (фиг. 16) последовательно электродвигателем 60, якорь 61 котофого, оттягиваемый нормально вверх Пружиной (фиг. 2), снабжен зубом, вхо-. . в вырез стопорного колеса 59 ;жестко насаженного ha вал 85 кодового .диска. Нормально зуб входит в вырез
колеса 59 и удерживает часовой механизм. При замыкании кнопки срабатывании электрома.гнита 60 зуб освобождает часовой механизм, и кодовый диск поворачивается на 360. После поворота на 36(f механизм вновь стопорится зубом якоря 61. На оси ч асового механизма имеется звездчатка 63 (фиг. 16), снабженная контактом, замыкающим, по окончании завода пружины часового механизма, цепь звонка 65, предупреждающего обслуживающий персонал о не1 бходимости завода. ,
Прибор Б (фиг. 4 и 5) имеет несколько видоизмененное стопорное приспособление, останавливающее часовой механизм, а следовательно, и передачу сигнала о бедствии лищь тогда, когда кодовый .иск сделает два полных оборота, т.-е. когда сигнал о бедствии будет передан дважды. Соответственно этому стопорный диск 79 устанавливается не непосредственно на оси 88, а на оси 89, сцепленной с осью 88
передачей с передаточным числом V Кроме того, на боковой поверхности диска 79 имеется палец 75, служащий для размыкания контактов 75 и 7(5, включаемых в цепи реле 70 и 73, управляющих радиопередатчиком.
Кодовый диск 7 прибора 5, взаимодействующий при своем вращении с к нтактными пружинами 30 и 5/, имеет на ободе все необходимые знаки азбуки Морзе, т.-е. точки и тире в той последовательности, как это было указано в пп. 1-11 сигнала о бедствии, причем знаки по пп. 1, 2, 3, 51 и 9 награвированы постоянно (см. часть Я-Ж диска 5/ . на фиг. 8), а остальные набираются в зависимости от местонахождения судна в море. Набор этот производится при посредстве наборного приспособления, состоящего из двух цилиндров, внутреннего 92 и наружного 93,, сидящих на оси 88.
На поверхности наружного цилиндра 93 сделаны продольные прорезы 94 и поперечный прорез , являющийся продолжением постоянной части К-М кодового диска 8. Внутренний цилиндр 92 имеет пазы, в которых могуг передвигаться основания 97 кодовых линеек (фиг. 13, 14 и 15), охватывающих своим гнездом 98 выступы 96 цилиндра 92. К основанию 94 каждой из кодовых
линеек шарнирно прикреплены на телескопическихстержнях 7/5, 116 кодовые кулачки 100. Снизу кулачок 1СО имеет шарнирно установленную на стержне7/5 пуговку 95 с закраинами, при помощи которой он и устанавливается в продольных прорезах цилиндра 93. Эта же пуговка 95 служит для передвижения кодовых кулачков по поперечному пр.орезу цилиндра 93, т.-е. в плоскости iioдового диска 81 и для установки кодовых кулачков по отношению к кодовому дискуй/так, чтобы они составляли пррдолжение постоянной его части. Телескопические части стержня 115-116 .скреплены между собой пружиной 7/7.
По наружной повер хности кодового кулачка 1СО имеются впадины и выступы соответственно тому знаку, который должен передаваться при взаимодействии его с контактными пружинами. На фиг. 11,, 12 и 15 изображена кодовая линейка с набором цифр от О до 10. Правая часть этой линейки (на фиг. 15 показанная слева), выступающая наружу прибора Б (см. фиг. 1 и 7), представляет собой упругую пластинку 102 с расположенными на ней обозначениями, снабженную на нижней поверхности стопорным зубом , входя щи1м в соответствующие из углублений в цилиндре 92 (фиг. 15).
При наборе требуемой комбинации кодовых кулачков каждую из линеек передвигают так, чтобы соответствующий знак, награвированный на части 102, установился у гран« 104 (фиг. 7). Наприйер, на фиг. 7 изображены две набранных линейки - одна установлена на цифру 5, а другая на цифрэу 3. По окорг нании набора соответствующие кулачки всех кодовых линеек установятся в плоскости кодового диска, т.-е. в прорезе . Сдвиг всех кулачков и одновременнцтй запор всей системы линеек производится при помощи приспособления, изображенного на фиг. 9 и 10. Это приспособление выполнено в виде эксцентрика 105 с двумя пальцами 106 и /07, насаженного на ось 88 в плоскости кодового диска.
Палец 107 на своем конце имеет выступ 108, в свободном состоянии входящий левой частью под действием п жины 109 в паз диска 81. Палец
р:.. 3 -
может быть поднят вверх кулачком 1Ю,. насаженным на штанге 777. При повороте штанги 777, кулачок 110 поворачивает эксцентрик 105). а вместе с тем № выступ 108 вправо и отодвигает вправовсе кодовые кулачки.
Одновременно кулачок 110 штанги 777 застопорит всю систейу. Конец 772 штанги /77 выходит наружу и располагается так, как это показано на фиг. 1 Во время вращения кодового диска штанга 777 вращается вместе с нимДля установки наборного приспособления в исходное положение поворачивают конец щтанги 772 в обратном направлении, отчего все кулачки устанавливаются против соответствующих продольных прорезей цилиндра 93 и могут быть переставлены вместе с кодовыми линейками влево.
При включении приборов Т или Б переключателем 3 (фиг. 16) цепь реле & периодически замыкается и размыкается пружинами 57, 5 или 30, 31, управляемыми соответствующими кодовыми дисками 56 или 81. Одновременно загорается контрольная лампа 5, включаемая при посредстве реле 50. Якорь реле 8. при срабатывании этого реле, периодически замыкает цепь ключа радиопередатчика; контакт 9, провод 14, контакты 77 и 24 переключателя 72, провод 40. ключ радиопередатчика, провод 16, контакт 48, Если цепь ключа где-либо разомкнута, например, в переключателе 72 то будет приведен в действие звонок # по следующей цепи: контакт 55 батарейного переключателя, провод 14, контакты 9 и 48, звонок 4, контакты 19, 20 контакт 37. Устройство предусматривает аварийный радиопередатчик 77, который может быть включен переключателем 72.
При переходе с главного радиопередатчика на аварийный переключатель 72 переставляется ,на положение «аварийный, и переключатель 10 включает аварийную батарею. Устройство может работать только при рабочем положении аварийного передатчика. При нерабочем его положении, при попытке начатьпередачу податчиками, получается сигнал звонком 49.
В случае работы прибора Т одно-временно с приведением в действие реле 8 работает реле 70 по следующей
епи: батарея Е, пруАины 57 и 55, обмотки реле 5 и 5(, обмотка 74 реле 7(, «батарея 2. Якорь реле 7(9 притянется к контакту 7/ и останется до тех пор в таком положенин, пока не будет разомкнута цепь батареи EI в контактах 5 и 76 прибора Б, в которую включена вторая шунтирующая обмотка 72 реле 70. Но при замыкании контакта 7/ будет приведено ,в действие реле 73, и его якорь замкнет контакт 77, подготавливая тем самым цепь для подачи сигналов от прибора Б. Разблокировка реле 75 произойдет только тогда, когда контакты 75 и 76 будут, на один момент ра зомкнуты (см. выше), что будет иметь место только после передачи два раза :игнала бедствия. Таким образом, реле 70 служит для того, чтобы не допустить передачу сигналов бедствия до пере4;ачи сигналов тревоги. Для передачи сигнала бедствия после подачи сигнала тревоги, как уже указывалось в описания, достаточно установить переключатель 5 в другое положение.
Предмет изобретения.
1. Автоматический передатчик сигналов тревоги и сигналов бедствия, отличающийся применением наборного приспособления, состоящего из двух цилиндров, внутреннего и наружного, ад кодовых линеек, вложенных в пазы
внутреннего цилиндра, причем на поверхности наружного цилиндра сделаны прорезы, через которые проходят основания кодовых кулачков, насаженных нижней гйюскостью на поверхность наружнего цилиндра таким образом, чтобы при передвижении при наборе кодовых линеек кулачки двигались по продольным и поперечным прорезам наружного цилиндра, имеющего поперечный прорез в плоскости кодового диска, и ставились по отношению к кодовому диску так, чтобы составлять продолжение пбстоянной его части.
2г При передаче по п. 1 применение запорного приспособления, состоящегй из штанги с кулачкЬм, причем при поворачивании штанЫ кулачок нггжимает на эксцентрик, надетый на ось п редатчика бедствия и связанный с нажимным 1 лачком, нажимающим на кодовые кулачки и .сдвигающим их к постоянной части кодового диска, одновременно запирая всю систему линеек.
3. При передатчике по пп. 1-2 применение кодовой линейки, состоящей из основания, к которому прикреплены на телескопических стержнях кодовые кулачки, причем основание стержней верхней трубки и нижней насажень шарнирно один на пугозку нижнего основания кулачка, а второй-на брусок кодовой линейки.
м-/
фиг.З
м1
Ь fW
Зё
- фиг.Ь
фиг 4
п II п
,
фиг 6
//
л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автоматический радиопередатчик сигналов о бедствии | 1929 |
|
SU26927A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ПОДАТЧИК СИГНАЛОВ ТРЕВОГИИ БЕДСТВИЯ | 1971 |
|
SU297137A1 |
Селекторный приемник кодовых сигналов | 1933 |
|
SU43683A1 |
Автоматический радиопередатчик сигналов о бедствии | 1929 |
|
SU45857A1 |
ФОТОДЕШИФРАТОР | 1938 |
|
SU57728A1 |
Автоматическое устройство для двухсторонней радиосвязи самолетов | 1930 |
|
SU27122A1 |
Механизм для накопления телеграфных сигналов | 1938 |
|
SU55666A1 |
Телеграфный приемник | 1939 |
|
SU68676A1 |
ТИРАЖНЫЙ АППАРАТ | 1925 |
|
SU4830A1 |
Автоматическая радиометеорологическая станция | 1952 |
|
SU117729A1 |
Авторы
Даты
1934-01-31—Публикация
1932-04-07—Подача