Изобретение отнооится к зубчатым соединениям типа шлицевого соединения или зубчатой муфты, зацепляющиеся элементы которых вращаются однонаправлено.
Изо-бретение предназ.наче.но для соединения вращающегося корпуса гидродинамического преобразователя момента « маховика первичного двигателя.
Известны зубчатые соединения, содержащие два коаксиально установленных зубчатых элемента, зацепляющихся между собой, и устройство для выборки зазора, включающее в себя упругий элемент, выполненный в виде пружин, установленных между зубчатыми элементами сдвоенного зубчатого колеса с внешним зубчатым венцом так, что во время изменения величины крутящего момента постоянно поддерживается контакт между нерабочими сторонами зубьев соединения.
Цель изобретения - осуществить более эффектную выборку зазора.
Это достигается тем, что зубчатый элемент с. .наружным зубчатым венцом имеет, .но меньшей мере, две диаметрально расположенные радиальные прорези, выполненные в зубчатом венце вдоль его длины. Упругий элемент вынолнен в виде V-образных пружин, один конец каждой «3 пружин закреплен на ступице зубчатого элемента с наружным зубчатым венцом, а незакрепленный конец расположен
радиально в прорези, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, взаимодействующего с внутренним зубчатым венцом. Для упрощения сборки зубчатого соединения элемент соединения с внутренним зубчатым ве.нцом по внутренней цилиндрической поверхности может быть снабжен кольцевым выступом. Свободный конец каждой V-образной нружины на участке, расположенном в
прорези, имеет отверстие с осью, перпендикулярной радиусу, на котором расположен незакренленный конец У-образ.ной цружи,н, и снабжен упором, выполненным в виде плоской пружины, действующей в осевом направленни зубчатого соединения. Один .конец пружины шарнирно закреплен ;на незакрепленном конце V-образной пружнны на оси, цараллельной оси отверстия, а другой взаимодействует со стенкой прорези, снабжен выступом, расположенным на уровне отверстия и имеющим высоту, определяемую из условия обеспечения положения незакренлевного конца V-образной пружины в точном соответствии с Hiaгом внешнего зубчатого венца, и упирается в
кольцевой выступ.
На фиг. 1 изображено зубчатое соеднненне,
ского преобразователя момента и маховика первичного двигателя.
Описываемое зубчатое соединение состоит из коаксиально установленных зубчатого элемента / с наружным зубчатым венцом и зубчатого элемента 2 с внутренним зубчатым венцом. Зубчатый элемент / выполнен на крышке 3 корпуса 4 гидродинамического лреобразователя момента, а зубчатый элемент 2 - на внутренней цилиндрической поверхности маховика 5 первичного двигателя.
Зубчатый элемент I имеет по меньшей мере две диаметрально расположенные радиальные прорези 6, а на крышке 5 закреплено соответствующее число кронштейнов 7, на которых одним концом крепятся упругие элементы, выполненные в виде V-образных пружин 8. Другой незакрепленный конец каждой V-образной лружины 8 расположен радиально в соответствуюш.ей прорези 6, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, взаимодействующего с внутренним венцом зубчатого элемента 2, так как установлен на делительной окружности зубчатого венца элемента / и заменяет его зуб в зоне п-рорези б.
Направление крутящего момента, передаваемого маховиком 5 на корпус 4, на фиг. 2 и 3 показано стрелкой.
Когда зубчатые элементы У и 2 находятся в зацеплении, то свободный конец V-образной .пружины 8 смещается под действием сил упругости в направлении действия крутящего момента. На фиг. 2 это .положение свободного конца пружины 8 изображено сплошными линиями. В этом положении пружина 8 взаимодействует с внутренним зубчатым венцом элемента 2 с нерабочей стороной его зубьев, обеспечивая жесткость соединения зубчатых элементов в случае уменьшения крутящего момента от нуля и даже в случае изменения его направления, поскольку эта отрицательная величина измененного по направлению крутящего момента не превышает величины контактного давления, создаваемого V-образиой пружиной 8.
Для облегчения процесса сборки свободный конец V-образной лружины 8 на участке, расположенном в прорези 6, имеет отверстие 9. Ось последнего расположена перпендикулярно радиусу, по которому расположен незакрепленный конец V-образной пружины 8. В отверстие входит выступ 10, установленный на уровне отверстия на плоской лружине 11, шарнирно закрепленной на свободном конце пружины 8 на оси, параллельной оси отверстия. Плоская пружина 11 установлена так, что сила упругости, действующая в осевом направлении зубчатого соедииения, заставляет ее наклониться в боковую сторону зубчатого элемента J, которая вводится в зубчатый элемент 2 при сборке. На внутренней цилиндрической поверхности зубчатого элемента 2 выпол.нен кольцевой выступ 12, с которым в осевом направлении соединения взаимодей,твует плоская пружина 7/ упора.
При сборке зубчатого соединения (см. фиг. 3) плоская пружина // упирается в кольцевой выступ 12 зубчатого элемента 2. Выступ 10, расположенный на плоской пружине 11, упирается в боковую стенку незакрепленного конца V-образной пружины 8, отжимая против действия сил упругости и выставляя его в точном соответствии с шагом внешнего венца зубчатого элемента 2. На
фиг. 2 это положение незакрепленного конца пружины 8 изображено пунктирной линией.
В таком положении зубчатое соединение может быть собрано без всяких трудностей.
При полном введении в зацепление обоих зубчатых элементов 1 н 2 выступ 10 ллоской пружины // совпадает с отверстием 9 в незакрепленном конце пружины 8, освобождая тем самым этот конец от упора. Под действием сил
упругости незакрепленный конец пружины 8 отожмется в сторону действия сил упругости, т. е. выберет зазор в зубчатом соединении.
Предмет изобретения
1.Зубчатое соединение преимущественно для соединения вращающегося корпуса гидродинамического преобразователя момента и
маховика .первичного двигателя, содержащее два коаксиально установленных зубчатых элемента, зацепляющихся между собой, и устройство для выборки зазора, включающее в себя упругий элемент, отличающееся тем, что, с
целью эффективной выборки зазора, зубчатый элемент с наружным зубчатым венцом имеет, по меньшей мере, две диаметрально расположенные радиальные прорези, выполненные в зубчатом венце вдоль его длины,
а упругий элемент выполнен в виде V-образной пружины, один конец каждой из которых закреплен на ступице зубчатого элемента с наружным зубчатым венцом, а другой незакрепленный конец расположен радиально в
прорези, на конце выполнен в форме зуба зубчатого соединения, йзаимодействующего с внутренним зубчатым венцом.
2.Соединение по п. 1, отличающееся тем, что, с целью упрощения сборки, элемент соединения с внутренним зубчатым венцом по внутренней цилиндрической поверхности снабжен кольцевым выступом, свободный конец каждой V-образной пружины на участке, расположенном в прорези, имеет отверстие с осью, .перпендикулярной радиусу, по которому расположен незакрепленный конец V-образной нружины и снабжен упором, выполненным в виде плоской пружины, действующей в осевом направлении зубчатого соединения, один конец которой шарнирно закреплеп на пезакреплепном конце V-образной пружины на оси, параллельной оси отверстия, а другой взаимодействует со стенкой
на уровне отверстия и имеющим высоту, определяемую из условия обеспечеИИя положения незакрепленного конца V-образной п-ружины в точном соответствии с шагом внешнего зубчатого венца, и упирается в кольцевой выступ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо | 1978 |
|
SU732604A1 |
ПРИВОД СКВАЖИННОГО НАСОСА | 2007 |
|
RU2353807C2 |
Упругопредохранительная муфта | 1991 |
|
SU1795183A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1994 |
|
RU2193125C2 |
Способ изготовления и сборки/разборки волновой передачи и устройство для их осуществления в герметичном и негерметичном её исполнениях Абрамова В.А. | 2015 |
|
RU2617007C1 |
Устройство для запуска двигателя внутреннего сгорания в аварийных ситуациях | 2020 |
|
RU2746475C1 |
ГОЛОВКА ДЛЯ КОШЕНИЯ ТРАВЫ ЛЕСКОЙ | 2007 |
|
RU2466525C2 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
Фрикционная муфта с отбором мощности | 1982 |
|
SU1099134A1 |
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 2000 |
|
RU2186272C2 |
12
Фиг. 2
12
Фив.З
Авторы
Даты
1972-01-01—Публикация