1
Изобретение относится к общему машиностроению.
Известны волновые фрикционные вариаторы скорости, соде|ржащие гибкое и жесткое колеса, одно из которых выполнено коническим, а второе - цилиндрическим (или оба коническими), генератор свободной деформации с телами .качения, деформирующими гибкое колесо, и механизм изменения передаточного числ.а, обеспечивающий изменение точек контакта гибкого и жесткого колес за счет осевого перемещения одного из яих «ли генератора.
Цель изобретения - уменьшить осевые габариты вариатора.
Это достигается тем, что гибкое и жесткое колеса выполнены сферическими, а водило генератора выполнено в виде установленных на осях на общем валу вариатора поворотных рычагов, оси вращения которых перпендикулярны к оси вращения генератора и проходят через центр сферы жесткого колеса. Тела качения генератора волн выполнены в виде роликов и установлены на осях в отверстиях рычагов водила генератора.
Кроме того, рычаги вариатора установлены на осях на ведущем валу вариатора с зазором.
На фиг. 1 изображен вариатор, общий вид; на фит. 2-сечение по Л-Л на фиг. 1; на фиг. 3 сечение по Б-Б на фиг. 1.
Вариатор содержит корпус, выполненный из двух частей: нижней 1 и верхней 2, скрепляемых при сборке. В корпусе закреплено сферическое жесткое колесо 3, которое установлено с зазором, и сферическое гибкое колесо 4 со ступицей, служащей для крепления капеса 4 на ведомом валу 5 вариатора. Левой опорой гибкого колеса 4 является подшипник 6. Волновая деформация гибкого колеса осуществляется генератором волн свободной деформации, содержащим водило, выполненное в виде установленных с зазором 5 иа осях 7 на ведущем валу 8 вариатора, ловоротных рычагов 9 и установленные на водиле тела
качения, выполненные в виде роликов 10, расположенных на осях в отверстиях рычагов 9. Рабочая поверхность роликов 10 - сфера радиусом, .приблизительно равна радиусу сферы жесткого колеса 3. Одновременно ролики 10 являются правой опорой гибкого колеса 4. Оси вращения поворотных рычагов .9 -перпендикулярны к осн вращения генератора и проходят через центр сферы жесткого колеса 3. Вал 8 генератора поддерживается двумя
подшипниками // и 12.
В центральном сверлении валов 5 и 5 размещается ось /.. Для левого конца осп 13 предусмотрена втулка-подшипник 14. Кроме того, вариатор снабжен механизмом
измерения передаточного числа, выполненным следующим образом. В средней части оси 13 на подшипнике 15 установлено кольцо 16 с прорезями. -В кольце 16 шарнирно закреплены т$Гги 17, другие концы которых также шарнирно связаны с рычагами 9. При помощи штифта 18 вал 8 связан с кольцевой рейкой 19. В валу 8 имеется прорезь для осевого перемещения штифта 18. Осевое перемещение рейки 19 осуществляется шестерней 20, сидящей на валике 21, который установлен в подшипниках 22 -л 23 в корпусе 24 механизма изменения передаточного числа, прикрепленном « частям вариатора. 21 поворачивается маховиком 25 и рукоятка 26 служит для фиксации маховика 25. Вариатор работает следующим образом. При вращении ведущего вала 8 ролики 10 генератора под действием центробежных сил деформируют гибкое колесо 4, создавая контакт с неподвижным жестким колесом 3. Зазор S между осями 7 и рычагами 9 обеспечивает радиальное перемещение роликов 10 под действием центробежной силы. Вследствие разности параметров обката гибкого и жесткого колес первое начинает медленно вращаться в соответствии с передаточным отношением I вариатора, определяемом по зависимости: Df-Dy, где Дг -диаметр недеформированного гибкого колеса 4 в сечении, перпендикулярном оси вращения и проходящем через точки контакта гибкого и жесткого 3 колес; Дж - диаметр жесткого колеса в этом же сечении. Вращение гибкого колеса 4 передается на выходной вал 5 вариатора. Для регулирования скорости вращения выходного вала 5 вариатора поворотом рукоятки 26 освобождают валик 2L Затем поворотом маховика 25 при помощи шестерни 20 перемещают в осевом направлении кольцевую рейку 19. Последняя через штифт 18 увлекает за собой ось 13. Вместе с ней перемещается кольцо 16, которое через тяги 17 поворачивает рычаги 8, несущие ролики 10. В результате периметр обката колес изменяется до нужного значения передаточного отношения. Затем установленное передаточное отнощение вариатора фиксируется рукояткой 25. Предмет изобретения 1.Волновой фрикционный вариатор скорости, включающий гибкое и жесткое колеса, генератор волн свободной деформации, содержащий водило с установленными в нем телами качения, и механизм из менения передаточного числа, отличающийся тем, что, с целью уменьшения осевого габарита вариатора,-гибкое и жесткое колеса выполнены сферическими, а водило генератора выполнено в виде установленных на осях на ведущем валу вариатора поворотных рычагов, оси вращения которых перпендикулярны к оси вращения генератора и проходят через центр сферы жесткого колеса. 2.Вариатор по п. 1, отличающийся тем, что тела качения генератора волн выполнены в виде роликов и установлены на осях в отверстиях рычагов водила генератора. 3.Вариатор по п. 2, отличающийся тем, что рычаги вариатора установлены на осях на ведущем валу вариатора с зазором.
Фиг 2
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СЕСОЮЗНАЯ i (;:л]ТнТг'П-,Т: v.:;!!'''-"V,^g- -t.-..-i..! .:..,-,;.,- JiKlf! | 1971 |
|
SU316884A1 |
ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2098698C1 |
Волновой вариатор скорости | 1979 |
|
SU870804A1 |
ВОЛНОВАЯ НЕСООСНАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2092728C1 |
Волновая ременная передача | 1979 |
|
SU898183A1 |
Вариатор скорости механизма подачи горной машины | 1980 |
|
SU926277A1 |
ВОЛНОВОЙ ФРИКЦИОННЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1972 |
|
SU347488A1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2330199C1 |
ВОЛНОВОЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1968 |
|
SU221442A1 |
Волновой вариатор скорости | 1983 |
|
SU1184997A1 |
Даты
1973-01-01—Публикация