Изобретение относится к области станкостроения. Известны устройства для переключения блоков шестерен коробки скоростей, в которых используются асинхронный трехфазный электродвигатель главного привода, включаемый пускателем, и механизм для иеремещения блоков шестерен, управляемый рукояткой. В неавтоматизироваиных стайках переключение скоростей выполняется вруч/ную. Цепи управления релейяо-контактной аппаратуры питаются переменным напряжением. В связи с этим время включенного состояния пускателя нестабильно. Время t включенного состояния пускателя колеблется в широких пределах (15-30 мсек), что приводит к ненаделсности переключения блоков шестерен короб1(и скоростей. При .чин наблюдаются сбои, так как этого времени недостаточно для переключения. При переключение осуществляется хорошо. Если увеличить минимальное время, увеличивая чнсло промежуточных реле, то переключение будет надежно. Но в этом случае возрастает максимальное время. Электродвигатель разгоняется до большой скорости. Снижается долговечность работы коробки скоростей, так как при увеличении скорости враш;ения шестерен при переключении происходит выкрашивание зубьев. При новом значении „акс наблюдаются сбои. КрОме того, для переключения необходиМО одной рукой налгать на толчковую кнопку управления и одновременно другой рукой повернуть рукоятку механизма для перемешеиия блоков шестерен коробки скоростей. Целью изобретения является повышение производительности, надежности и удобства переключения. Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено дополнительным пускателем, контакты которого включены параллельно контактам главного пускателя, а к катушке дополнительного пускателя подключена разрядная цепь конденсатора, содержащая нормально открытый контакт конечного выключателя, замыкающийся от рукоятки при перемещении блоков шестерен. Схема устройства изображена на чертеже. Электродвигатель / включен в трехфазную сеть переменного тока через контакты пускателя 3 .или контакты 4 пускателя 5. Катушка пускателя 3 подключена к сети переменного тока, через контакты кнопок управления 6 и 7 и нормально закрытый контакте п)скателя 5. Параллельно контакту кнопки
3
учгра вления 6 включен нормально открытый контакт 9 пускателя 3.
Конденсатор 10 разряжается .на катушку пускателя 3 через нормально открытый конта-кт 1 конечного выключателя, переменный резистор 12 и нормально закрытый контакт 13 пускателя 3. Нормально открытый контакт 11 конечного выключателя замыкается от рукоятки при перемещении блоков шестерен.
Зарядная цепь конденсатора 10 представляет собой последовательно соединенные элементы: резистор 14, диод 75 н нормально закрытый контакт 15 упомянутого конечного выключателя.
Устройство работает следуюш,им образом.
При «алсатии «а кнопку управления 6 через нормально закрытый «олтакт кнопки управления 7 и нормально закрытый кантакт 8 пускателя 5 получает питание катушка пускателя. Кнопка управления 6 блокируется нормально открытым контактом У пускателя 3. Электродвигатель 1 подключается к сети контактамн 2 пускателя 3. Происходит Браш,ение привода с заданной скоростью.
Нажатием мюпки управления 7 осуш,ествляется остановка электродвигателя 1.
При необходимости переключения скорости производится перемещение блоков шестерен. Рукояткой одновременно замыкается нормально открытый контакт // конечного выключателя. Происходит разряд конденсатора 10 через но рмально открытый КОЕтакт 11, переменный резистор 12 и нормально закрытый контакт 13 пускателя 3 на катушку пускателя 5. С помощью контактов 4
4
пускатели 5 к сети кратковременно подключается электродвигатель 1. Время включенного состояния пускателя 5 регулируется резнстором 12.
Импульсное включение электродвигателя / на определенное время обеспечивает надежное переключение блоков шестерен. Б результате переключения скорости рукоятка освобождает конечный выключатель, размыкается его нормально открытый контакт 11 и замыкается нормально открытый контакт 16. Происходит заряд конденсатора 10 через резистор 14, днод 15 и нормально закрытый контакт 16 конечного выключателя. Схема
подготовлена к новому переключению скорости.
Предмет « з о б р е т е н и я
Устройство для переключения блоков шестерен коробки скоростей, выполненное в виде асинхронного трехфазного электродвигателя главного привода, вклюqaeмoгo пускателем, и механизма для перемещения блоков
шестерен, управляемого рукояткой, отличающееся тем, что, с целью повышения производительности, надежиости и удобства переключения, о«о снабжено дополнительным пускателем, контакты которого включены
параллельно главным контактам пускателя,
а к катушке дополнительного пускателя подключена разрядная цепь конденсатора, содержашая нормально открытый контакт конечного выключателя, замыкающийся от рукоятки при перемещении блоков шестерен.
А
//О 5
«ь.
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация