Известны уже модели для изучения законов электрического тока. В предлагаемой модели применена длинная трубка, по которой прогоняется воздух, ток которого уподобляется электрическому току. Давление этого воздуха в различных точках трубки, соответствующее напряжению электрического тока, измеряется манометрами, а количество расходуемого воздуха рассматривается в качестве количества протекаемого по цепи тока и определяется по количеству пузырьков, выделяющихся на конце трубки, погруженной в воду.
На чертеже фиг. 1 изображает предлагаемую модель в перспективе; фиг. 2 - видоизменение модели, тоже в перспективе.
На планке АВ монтированы три стеклянных трубки АД, ДС и СВ (рис. 1) одинаковых размеров, наполненные мелкой дробью. Трубки соединены короткими резиновыми трубочками и тройниками А, Д, С. От тройников длинные резиновые трубки идут к манометрам М1, М2 и М3, наполненным подкрашенной водою. По мере увеличения давления в манометрах, жидкость поднимается в длинных трубках все выше и выше. Манометры прикреплены к поверхности доски.
С конца А вдоль всех трубок продувается воздух под равномерным давлением из нагнетательной груши Р. Груша сначала наполняется воздухом через стеклянную трубку с краном K непосредственным вдуванием изо рта или насосом, затем кран К закрывается и трубка вставляется в резиновую трубку H. На конец последней надета короткая трубка В, конец которой погружен в сосуд F с водою
При открывании крана К вдоль всех трубок начинает двигаться струя воздуха; пробираясь между дробинками, струя испытывает сопротивление. Здесь (на первых уроках по току) можно выдвинуть аналогию между течением воздуха и течением электричества, между сопротивлением току воздушному и электрическому. Манометры М1, М2 и М3 показывают давление воздуха в точках А, Д и С и как давление падает слева направо; манометры соответствуют вольтметрам. Сосуд F с водою соответствует амперметру: число пузырьков, проходящих через воду в единицу времени, наглядно дает понятие о силе воздушной струи.
Если зажать пальцем трубку FB, то во всех точках устанавливается одинаковое давление (аналогия с электростатическим зарядом на проводнике, причем во всех точках потенциал одинаков).
Фиг. 2 представляет видоизменение предыдущего принципа. Через тройник Т воздух вступает под одинаковым давлением в трубки OR и SQ (одинаковой длины, но разного диаметра), наполненные дробью одинакового сорта или песком. Струи воздуха, пройдя через трубки, отводятся в газоприемные цилиндры L1 и L2, поставленные в пневматических ваннах. Трубки можно заменять другими и таким образом выяснять значение сопротивления. Показателем служит быстрота наполнения цилиндров L1 и L2.
1. Модель для демонстрирования законов прохождения электрического тока по проводам, отличающаяся применением снабженной на одном конце нагнетательной грушей Р и другим концом опущенной в сосуд F с водою составной трубки АДСВ, наполненной дробью в целях увеличения сопротивления прогоняемого по трубке воздуха, давление коего, соответствующее напряжению электрического тока, измеряется водяными манометрами М1-М3, а количество расходуемого воздуха, соответствующее количеству протекаемого в цепи тока, определяется по количеству пузырьков, выделяющихся из конца трубки В (фиг. 1).
2. Видоизменение модели по п. 1, отличающееся тем, что вместо одной трубки применены две присоединенные к общему нагнетательному трубопроводу трубки OR и SQ (фиг. 2) одинаковой длины, но различного диаметра, и концы этих трубок подведены в газоприемные цилиндры L1 и L2, поставленные на пневматических ваннах.
Авторы
Даты
1934-06-30—Публикация
1933-07-28—Подача