Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом Советский патент 1934 года по МПК G11B7/07 

Описание патента на изобретение SU37880A1

Изобретение относится к способу борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке ннтенсивным способом, заключающемуся в том, что при записи звука, в зависимости от требуемой громкости при воспроизведении по этой записи звука, изменяют ширину фонограммы в пределах от ее нормальной ширины до возможно наименьшей при одновременном в соответствующих случаях изменении глубины модуляции звуков.

Получающиеся при этом на фонограмме места, лишенные записи, на позитивной пленке зачерняют.

Тот же самый способ применяют и лри перезаписи звуков.

При существующей ширине записи на киноленте в 2,5 мм диапазон громкостей составляет 40 децибел. При этом верхняя граница глубины модуляции обусловливается требованием отсутствия искажений, т. е. длиной прямолинейной части характеристики Хертера и Дриффильда (конечно, если соблюдено при этом условие Гольдберга), а нижняя траница глубины модуляция обусловливается тем, чтобы она создавала при воспроизведении на сетке первой лампы

(310)

воспроизводящего усилителяэ.д.с, равную или большую, чем: э д.с. мешающих факторов. Таким образом, 40 децибел-это наибольший диапазон громкостей, который быть передан кинематографической пленкой при интенсивном: методе.

Диапазон в 40 децибел нельзя признать достаточным к для его увеличения пользуются искусственными методами, меняя при воспроизведении звука в кино, театре степень усиления воспроизводящего усилителя ((икширование). Такой искусственный метод увеличения диапазона громкоетей нельзя признать полностью разрешающим :пгроблему, так как микшер может при отсутствии звукового паспорта у картины или вследствие недостаточной квалификации исказить не только художественную сторону картины, но и техническую; например, давая слишком большое усиление, микшер может чрезмерно -. поднять действие мешающих факторов, и появятся всем известные неприятные щумы, трески и шорохи.

Практика показывает, что шум и треск при воспроизведении возникают с прозрачных частей пленки, в то время как черная непрозрачная пленка при про 1ускании ее через воспроизводящий аппарат не вызывает никаких шумов.

Изобретатель простым расчетом пришел-к тому заключению, что при i-poMкости звука и при усилении (или при одном из них), дающих максимальную глубину модуляции при уменьшении ширины фЪнограммы возможно увеличить диапазон громкостей до 80 децибел и понизить верхний предел громкости шумов.

Изменение ширины фонограммы во время съемки может быть осуществлено на основании следующих соображений. Положим, что в одной съемке или в разных съемках нужно иметь различные градации громкостей. В этом случае, обслуживающий установку персонал (например, звукооператор и его помощник) и источник звука (например, артист, оркестр и т. д.) либо путем соответствующей силы звучания, либо путем соответствующего усиления дают наибольшую глубину модуляции и изменяют ширину фонограммы так, чтобы при наибольшей глубине модуляции получить при воспроизведении ту градацию громкостей звука, которая была нужна по заданию. Такое изменение ширины фонограммы можно получить при помощи затвора, состоящего, например, из двух шторок / и FZ (фиг. 1) или только из одной шторки FI или FZ, помещенного в подходящем месте в оптической системе между источником свега и пленкой так, что положение затвора будет сказываться на ширине фонограммы; пусть, для простоты рассуждений, затвор помещен непосредственно перед пленкой и de-пишущий луч. Обе шторки F и Р затвора могут бкть либо связаны кинематически друг с другом, либо сймостоятельно поворачиваться около общей оси К, на которую насажены, либо они могут быть насажены на разные оси. При положения затвора, указанном на фиг. 1, вместо наибольшей ширины фонограммы de получается меньшая ширина фонограммы тп. В зависимости от взаимного расположения шторок Р и Р узкал фонограмма тп может быть расположена либо посередине нормальной, как на

аг. 2, либо сбоку, как например, на

аг. 3, либо как-нибудь иначе. Само

собой разумеется, что переход от фонограммы одной ширины к фонограмме другой ширины не должен происходить сразу, как это показано пунктирном на фиг. 4, а должен производиться плавно, как это указано сплошными ляниямн на той же фиг. 4, так, чтобы получающиеся при этом, частоты лежали ниже диапазона частот, пропускаемых усилителем во избежание посторонних тресков. Шторки FI и Fa можно сделать не поворачивающимися около оси, а неремещающимися параллельно самим себе, например, в направляющих. Для облегчения работы в смысле более точной установки шторок для получения требуемой громкости звука, рукоятка, приводящая в движение шторки, и рукоятка потенциометра, усилителя, могут быть какимлибо путем приведены во взаимно однозначное соответствие, например, путем разделения шкал обеих рукояток на децибелы и т. д. Форма шторок и связь их движения с движением управляющей рукоятки будут, конечно, влиять на шкалу рукоятки которая поэтому может быть сделана с равномерными или неравномерными делениями. Управляющая рукоятка может быть либо непосредственно соединена со шторками, либо посредством какого-либо промежуточного механизма, например, часового, электрического реле и т. п.

Подобный же способ можно применять и при электрической перезаписи звуков.

Пусть все кускп, из которых монтируется целая картина, сняты с наибольшей глубиной модуляции, при наибольшей ширине фонограммы в 2,5 мм, что всегда может быть сделано, учитывая предлагаемый способ. Записанная такин путем ровная лента не может быть пущена в театре без микшировки. Наибольшая глубина модуляции здесь требуется для того, чтобы шум пленки во всех случаях был как можно меньше по сравнению с записанными звуками. Имея, картину, снятую таким путем, делают следующее. Пропускают ее через воспроизводящий аппарат, микшируя все время и замечая при этом номера кнопок микшера. При этом получают паспорт (фиг. 5), характерный для данного монтажа данной картинки. Эгот паспорт может быть изготовлен и не сразу,

а после некоторых репетиций. Зная цену делений, кнопок микшера, нетрудно, ату диаграмму пересчитать в децибелы, н таким образом будет irisecTiia требующаяся относительная громкость всех кусков картины. Если все куски картины были сняты не одинаково и без учета использования в дальнейшем предлагаемого метода, то это обстоятельство не существенно, так как разность глубин модуляции всех кусков картины уже учтена паспортом фйг. 5.

После составления окончательного паспорта становится известной требуемая разность градаций по громкостям в децибелах для всех кусков картины. После этого обращаются к общеизвестному аппарату (например, Желябужского) для смешивания нескольких звуков путем электрического переписывания, Используют часть этоги аппарата лишь так, как указано на схеме фиг. 6.

Переписываемый негатив и позитив пропускают через звуковоспроизводящий аппарат А (схематически показанный на фиг. 6), и фототок усиливают усилителем В. Путем одной или нескольких репетиций составляют второй паспорт для данного монтажа данной картины, который показывает номер кнопки потенциометра Р усилителя В, чтобы получить на выходе усилителя В требуемую, вообще говоря, наибольшую глубину модуляции. Из паспорта фиг. 7 видно, например, что все куски кроме кусков 7 и 14 записаны были одинаково и па кнопке 10 дают наибольшую глубину модуляции. Кусок же 14 был занисан тише и поэтому для получения наибольшей глубяны модуляции требует большего усиления, а именно на кнопке 15. Кусок же за номером 7 должен быть воспроизведен, как это видно из паспорта фиг. 5, столь тихо, что даже при самой узкой фонограмме он не должен быть записан с полной моцуляци й. Поэтому на куске 7, как это видно из паспорта фиг. 7, следует сбавить усиление до третьей кнопки, хотя сам переписываемый кусок 7 мог быть записан и с полной модуляцией.

Имея оба паспорта, изображенные на фиг. 5 и 7, все дело сводится в дальнейшем к чисто механической работе. Паспорт фиг. 7 дается радиотехнику,

сидящему возле потенциометра Р усилителя В (фиг. 6), а паспорт фиг. 5.. пересчитанный на .децибелы, дается механику, сидящему около звукозаписы.вающбго аппарата D (фиг. 6) и регулирующему рукояткой Е щнрину фонограммы. После этого переписываемая фонограмма закладывается в аппарат А и для каждого куска ручки Р и ставятся в положения, заранее определенные для них паспортами. Если не обходимая градация громкостей наиболее громкого и наиболее тихого звука превышает 40 децибел, то при градациях, больших, чем 40 децибел, рукоятка Ё всукозаписывающего апшрата D (фиг. 6) ставится все равно в положение наиболее узкой фонограммы. Например, в приведенном примере градация громкостей между наиболее громким куском 6(фиг. 5) д наиболее тихим куском 7 превышает 40 дедибрл, поэтому этот кусок перезаписывается не только с наиболее узкой фонограммой, но и с меньшей глубиной модуляции, как это видно из фиг. 7.

Предмет изобретения.

1.Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке интенсивным способом, с зачерпением на позитиве мест, свободных от записи звука, отличающийся тем, что, в зависимости от требуемой громкости звука, изменяют ширину фонограммы в пределах от нормальной ее ширины до практически возможной наименьшей ширины при одновременном в соответствующих случаях изменении глубины модуляции звуков.

2.Устройство для осуществления способа по п. 1, отличающееся применением помещенного на пути хода лучей между источником света и пленкой затвора, состоящего из одной или нескольких шторок, поворачиваемых около одной или нескольких осей и передвигаемых в направляющих с целью изменения ширины фонограммы, причем для приведения в действие затвора применены или рукоятка, находящаяся в кинематической связи с затвором и управляемая от руки, или электрическое реле, или какой-либо иной механизм.

3. Прием выполнения способа по п. 1 с применением электрической перезаписи звуког, отличающийся тем, что наибольшую ширину фонограммы и наибольшую глубину модуляции применяют при наиболее громких звуках, а звуки более ТЕХие переписывают более узкой фонограммой ври наибольшей глубине модуляции или фонограммой нормальной

ширины при изменении модуллцйи, или,, наконец, более узкой фонограммой прк изменении модуляции.

4. При способе по п. з .применение предварительно составленных паспортов указывающих необходимую степевь усиления для получения требуемой глубины модуляцшг.

Похожие патенты SU37880A1

название год авторы номер документа
Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звуков, записываемых на пленке поперечным способом 1932
  • Тагер П.Г.
SU37881A1
Способ записи звуков для получения звуковых эффектов 1930
  • Тагер П.Г.
SU20832A1
Способ записи интенсивной фонограммы электронно-лучевой трубкой 1949
  • Тагер П.Г.
SU89223A1
Способ записи обесшумленной интенсивной пушпульной фонограммы класса А электронно-лучевой трубкой 1949
  • Тагер П.Г.
SU79936A1
Способ записи обесшумленной трансверсальной пушпульной фонограммы класса А 1946
  • Тагер П.Г.
SU89289A1
Способ копирования фонограмм 1929
  • Тагер П.Г.
SU18014A1
Способ получения поперечных фонограмм посредством электронно-лучевой трубки 1950
  • Тагер П.Г.
SU89392A2
Обесшумленная поперечная пушпульная фонограмма класса А 1949
  • Тагер П.Г.
SU91039A1
Устройство для получения бесшумной записи звука при помощи трехъэлектродного модулятора света 1935
  • Тагер П.Г.
SU50668A1
Устройство для контролирования глубины световой модуляции при съемке звуковых кинофильмов 1929
  • Тагер П.Г.
SU17792A1

Иллюстрации к изобретению SU 37 880 A1

Реферат патента 1934 года Способ борьбы с шумом и увеличения диапазона громкостей звука, записываемых на пленке интенсивным способом

Формула изобретения SU 37 880 A1

С|3мг..5,

51015

приг.У

1015 «««ов

сЯиг.Б

ССЗцг2 СОиг.З

SU 37 880 A1

Авторы

Тагер П.Г.

Даты

1934-07-31Публикация

1932-05-03Подача