УЧЕБНАЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА Советский патент 1934 года по МПК G06G1/12 

Описание патента на изобретение SU38361A1

Несмотря на несложность практической работы с логарифмической линейкой, изучение ее подчас представляет большие трудности. В числе других причин, осложняющих процесс изучения и преподавания линейки, большую роль играет отсутствие надлежащего наглядного пособия.

Преподавание на самом объекте (на нормальной линейке) весьма сложно: при изучении шкал учащемуся приходится разбираться в крайне уплотненном поле зрения: преподавателю трудно фиксировать внимание слушателей на определенной шкале, приходится прибегать к мелу, давать объяснения индивидуальному слушателю на его линейке; в результате - значительная и слабая эффективность занятий.

Этот недостаток может быть устранен путем методического изучения материала, начиная с простейших шкал и вычислительных операций, с последовательным продвижением к более сложным. Для этого необходимо, чтобы пособие, во-первых, было достаточно четким, исключающим потребность вычерчивания на доске; во-вторых, чтобы вниманию и зрительному восприятию учащегося преподносилась только одна шкала, изучаемая в данный момент. Кроме того, изучаемые линейки могут быть весьма разнообразны (простая, системы Ритц, специального назначения и т.д.), а потому пособие само по себе не должно представлять собою копию той или иной системы линейки, а должно быть сконструировано так, чтобы преподаватель мог набирать шкалы применительно к той линейке, которую преподает, а, главное, не все сразу, а последовательно, исходя из методической целесообразности.

Этим требованием удовлетворяет предлагаемая учебная логарифмическая линейка, состоящая из корпуса, движка и бегунка, отличающаяся применением набора съемных пластинок, имеющих шкалы с обеих сторон и снабженных прорезами, служащими для надевания, их на штифты, укрепленные на корпусе и движке линейки, имеющей подвесы для прикрепления к стене или классной доске.

На чертеже фиг. 1 изображает вид спереди раскрытой и подвешенной к стене учебной логарифмической линейки; фиг. 2 - то же, вид сбоку; фиг. 3 - деталь съемной шкалы.

Предлагаемое пособие представляет собой портативный складной деревянный футляр, размером 1350×225 мм, подвешиваемый на классной доске или на стене на подвесах, крепленных на оборотной стороне футляра. В раскрытом виде линейка обращена к аудитории лицевой стороной, а в закрытом - обратной (для работы на тригонометрических шкалах). Сама линейка состоит, как обычно, из корпуса, движка и бегунка и отличается от нормальной тем, что деления нанесены не на корпусе и движке, а на съемных пластинках с, снабженных шкалами с обеих сторон. Таким образом, пособие имеет двенадцать сменных шкал, позволяющих набирать ту или иную комбинацию их, или систему линейки. Шкалы нанесены на бристольский картон литографским способом и сверху покрыты прозрачным целлюлоидом. Сменные пластинки легко надеваются и снимаются перемещением вправо и влево на прорезах m-m, служащих для надевания их на штифты k, укрепленные на корпусе и движке линейки. Шкалы пронумерованы в их методической последовательности, исходя из того, что изучение линейки учащийся начинает со знакомства с равномерными шкалами, сначала с крупными делениями для целых однозначных чисел, а потом с мелкими - для чисел с точностью до 3-го знака. Только по ознакомлении с этими шкалами и с принципом замены числа отрезком длины, на корпусе устанавливаются нижние шкалы обыкновенной линейки (умножение и деление) для изучения логарифмической шкалы и сообщения учащимся первичных навыков по чтению и установке числа. Следующим этапом является шкала кубов, а затем и оборотная сторона движка (шкалы тригонометрических функций и мантисо-логарифмов). Последовательно набирая шкалы, преподаватель, таким образом, приобретает возможность методически преподнести материал по изучению линейки в целом.

Итак, вначале на лицевой стороне линейки устанавливаются внизу только шкалы №1 и 2, на которых аудитория знакомится с принципом равномерной шкалы. Далее обернув эти линейки обратной стороной, т.е. установив внизу шкалу №3, а на движке - шкалу №4, преподаватель переходит к подробному изучению равномерной шкалы, фиксируя внимание аудитории на чтении и установке числа. Затем устанавливается внизу корпуса шкала №5, а на движке шкала №6 для изучения логарифмической шкалы, чтения и установки чисел, умножения и деления чисел.

При усвоении учащимися этого раздела программы, преподаватель устанавливает в верхней части корпуса шкалу №8, получая таким образом лицевую сторону обыкновенной линейки полностью.

В случае надобности шкала №5 в нижней части корпуса может быть удалена совсем, что дает возможность заняться изучением только одной шкалы квадратов и производством на ней тех же действий, что и на шкале №5.

Установив на обороте движка шкалу №9 тригонометрических функций и мантисо-логарифмов, получаем обыкновенную линейку, окончательно собранную.

Если обернуть шкалы №5, 8 и 9 обратной стороной и последовательно установить соответственно шкалы №10, 11 и 12, то получим в законченном виде линейку системы Ритц.

В отдельных учебных заведениях и в отдельных случаях, по мере надобности, на том же корпусе могут набираться любые шкалы специального назначения, изготовляемые на местах на простой бумаге.

Похожие патенты SU38361A1

название год авторы номер документа
КОМПЛЕКСНОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 2019
  • Чебурашкин Кирилл Николаевич
  • Сибилев Алексей Алексеевич
  • Рыбина Мария Олеговна
RU2727995C1
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке 1935
  • Иванов Ю.П.
SU45113A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ 2008
  • Ярошевский Михаил Львович
  • Поваляев Олег Александрович
  • Фролов Виктор Петрович
RU2376647C2
Логарифмическая линейка 1934
  • Александров П.К.
SU118248A1
Логарифмическая счетная линейка 1932
  • Фролов В.Г.
SU31677A1
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ И СВЕТОВОЙ ПЛАНШЕТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Луговцев Анатолий Юрьевич
RU2616322C1
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН 2011
  • Поваляев Олег Александрович
  • Хоменко Сергей Васильевич
  • Цуцких Альберт Юрьевич
RU2473975C1
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА 1956
  • Динабургский И.М.
SU114473A1
СЧЕТНАЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА 1946
  • Чернушенко Ф.П.
SU70930A1
Логарифмическая линейка 1958
  • Карпачев Е.И.
SU127075A1

Иллюстрации к изобретению SU 38 361 A1

Формула изобретения SU 38 361 A1

1. Учебная логарифмическая линейка, состоящая из корпуса, движка и бегунка, отличающаяся применением набора съемных пластинок с, имеющих шкалы с обеих сторон и снабженных прорезами m, служащими для надевания их на штифты k, укрепленные на корпусе и движке линейки.

2. При учебной логарифмической линейке по п. 1 - составляющий с нею одно целое складной футляр, имеющий подвесы для прикрепления к стене или классной доске.

SU 38 361 A1

Авторы

Поляков И.Д.

Даты

1934-08-31Публикация

1933-10-22Подача