Несмотря на несложность практической работы с логарифмической линейкой, изучение ее подчас представляет большие трудности. В числе других причин, осложняющих процесс изучения и преподавания линейки, большую роль играет отсутствие надлежащего наглядного пособия.
Преподавание на самом объекте (на нормальной линейке) весьма сложно: при изучении шкал учащемуся приходится разбираться в крайне уплотненном поле зрения: преподавателю трудно фиксировать внимание слушателей на определенной шкале, приходится прибегать к мелу, давать объяснения индивидуальному слушателю на его линейке; в результате - значительная и слабая эффективность занятий.
Этот недостаток может быть устранен путем методического изучения материала, начиная с простейших шкал и вычислительных операций, с последовательным продвижением к более сложным. Для этого необходимо, чтобы пособие, во-первых, было достаточно четким, исключающим потребность вычерчивания на доске; во-вторых, чтобы вниманию и зрительному восприятию учащегося преподносилась только одна шкала, изучаемая в данный момент. Кроме того, изучаемые линейки могут быть весьма разнообразны (простая, системы Ритц, специального назначения и т.д.), а потому пособие само по себе не должно представлять собою копию той или иной системы линейки, а должно быть сконструировано так, чтобы преподаватель мог набирать шкалы применительно к той линейке, которую преподает, а, главное, не все сразу, а последовательно, исходя из методической целесообразности.
Этим требованием удовлетворяет предлагаемая учебная логарифмическая линейка, состоящая из корпуса, движка и бегунка, отличающаяся применением набора съемных пластинок, имеющих шкалы с обеих сторон и снабженных прорезами, служащими для надевания, их на штифты, укрепленные на корпусе и движке линейки, имеющей подвесы для прикрепления к стене или классной доске.
На чертеже фиг. 1 изображает вид спереди раскрытой и подвешенной к стене учебной логарифмической линейки; фиг. 2 - то же, вид сбоку; фиг. 3 - деталь съемной шкалы.
Предлагаемое пособие представляет собой портативный складной деревянный футляр, размером 1350×225 мм, подвешиваемый на классной доске или на стене на подвесах, крепленных на оборотной стороне футляра. В раскрытом виде линейка обращена к аудитории лицевой стороной, а в закрытом - обратной (для работы на тригонометрических шкалах). Сама линейка состоит, как обычно, из корпуса, движка и бегунка и отличается от нормальной тем, что деления нанесены не на корпусе и движке, а на съемных пластинках с, снабженных шкалами с обеих сторон. Таким образом, пособие имеет двенадцать сменных шкал, позволяющих набирать ту или иную комбинацию их, или систему линейки. Шкалы нанесены на бристольский картон литографским способом и сверху покрыты прозрачным целлюлоидом. Сменные пластинки легко надеваются и снимаются перемещением вправо и влево на прорезах m-m, служащих для надевания их на штифты k, укрепленные на корпусе и движке линейки. Шкалы пронумерованы в их методической последовательности, исходя из того, что изучение линейки учащийся начинает со знакомства с равномерными шкалами, сначала с крупными делениями для целых однозначных чисел, а потом с мелкими - для чисел с точностью до 3-го знака. Только по ознакомлении с этими шкалами и с принципом замены числа отрезком длины, на корпусе устанавливаются нижние шкалы обыкновенной линейки (умножение и деление) для изучения логарифмической шкалы и сообщения учащимся первичных навыков по чтению и установке числа. Следующим этапом является шкала кубов, а затем и оборотная сторона движка (шкалы тригонометрических функций и мантисо-логарифмов). Последовательно набирая шкалы, преподаватель, таким образом, приобретает возможность методически преподнести материал по изучению линейки в целом.
Итак, вначале на лицевой стороне линейки устанавливаются внизу только шкалы №1 и 2, на которых аудитория знакомится с принципом равномерной шкалы. Далее обернув эти линейки обратной стороной, т.е. установив внизу шкалу №3, а на движке - шкалу №4, преподаватель переходит к подробному изучению равномерной шкалы, фиксируя внимание аудитории на чтении и установке числа. Затем устанавливается внизу корпуса шкала №5, а на движке шкала №6 для изучения логарифмической шкалы, чтения и установки чисел, умножения и деления чисел.
При усвоении учащимися этого раздела программы, преподаватель устанавливает в верхней части корпуса шкалу №8, получая таким образом лицевую сторону обыкновенной линейки полностью.
В случае надобности шкала №5 в нижней части корпуса может быть удалена совсем, что дает возможность заняться изучением только одной шкалы квадратов и производством на ней тех же действий, что и на шкале №5.
Установив на обороте движка шкалу №9 тригонометрических функций и мантисо-логарифмов, получаем обыкновенную линейку, окончательно собранную.
Если обернуть шкалы №5, 8 и 9 обратной стороной и последовательно установить соответственно шкалы №10, 11 и 12, то получим в законченном виде линейку системы Ритц.
В отдельных учебных заведениях и в отдельных случаях, по мере надобности, на том же корпусе могут набираться любые шкалы специального назначения, изготовляемые на местах на простой бумаге.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПЛЕКСНОЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | 2019 |
|
RU2727995C1 |
Учебное пособие для упражнения в решении навигационных задач в классной обстановке | 1935 |
|
SU45113A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ | 2008 |
|
RU2376647C2 |
Логарифмическая линейка | 1934 |
|
SU118248A1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ И СВЕТОВОЙ ПЛАНШЕТ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2616322C1 |
Логарифмическая счетная линейка | 1932 |
|
SU31677A1 |
УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВЫХ ВОЛН | 2011 |
|
RU2473975C1 |
ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА | 1956 |
|
SU114473A1 |
СЧЕТНАЯ ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА | 1946 |
|
SU70930A1 |
Логарифмическая линейка | 1958 |
|
SU127075A1 |
1. Учебная логарифмическая линейка, состоящая из корпуса, движка и бегунка, отличающаяся применением набора съемных пластинок с, имеющих шкалы с обеих сторон и снабженных прорезами m, служащими для надевания их на штифты k, укрепленные на корпусе и движке линейки.
2. При учебной логарифмической линейке по п. 1 - составляющий с нею одно целое складной футляр, имеющий подвесы для прикрепления к стене или классной доске.
Авторы
Даты
1934-08-31—Публикация
1933-10-22—Подача