Когда требуется обследовать территорию, недоступную для обычных наземных работ, в качестве материала, дополняющего аэрофотосъемку, представляется в высшей степени необходимым получить хотя бы и небольшое количество точек, характеризующих глубины заснятых водоемов. Как известно, аэрофотоснимки в известной степени характеризуют рельеф дна в сравнительно неглубоких местах; мели и перекаты, поднимающиеся со дна реки, обозначаются на снимках более или менее резкими очертаниями светлых тонов, глубокие же места выходят совершенно темными.
Если, при определенном состоянии мутности воды для участка реки, характеризующегося более или менее однородным грунтом дна, желательно получить в характерных местах небольшое количество промерных точек, то с известной точностью можно вывести заключение о глубинах на всем заснятом участке.
При экспедиционных исследованиях отдаленных, труднодоступных и малонаселенных пространств несколько большая стоимость промера окупается темпами работ, экономией средств на транспорт, кадры и их снабжение.
Посредством предлагаемого лота с запалом имеется в виду достигнуть вышеуказанной цели.
На схематическом чертеже фиг. 1 изображает лот с запалом в собранном виде; фиг. 2-4 - отдельные части лота, и фиг. 5-9 - схему работы лота с запалом.
Предлагаемый лот с запалом состоит из груза 25, поплавков 26 и 27 и самосбрасывающегося вспомогательного грузика 28. Груз 25 представляет собою или сплошь литую, или полую металлическую форму, заполненную дешевым и тяжелым балластом. Поплавок 26, имеющий в общем удобообтекаемую форму, состоит из камеры 29, наполненной дымообразующим составом. Для воспламенения дымообразующего состава в камеру ввинчен запальный стакан с запалом 13. Для выхода дыма в камере 29 имеется ряд отверстий 20. Камера 31 содержит двойную вьюшку 1, 2, причем диаметр вьюшки 1 в данном примере в два раза больше диаметра вьюшки 2. Обе вьюшки соединены между собою наглухо и могут свободно вращаться (одновременно обе) на оси 9. Вьюшки снабжены двумя тормозами: останавливающим и отпускающим, состоящим из цилиндра 12, соединяющим камеры 31 и 29 и имеющим со стороны камеры 31 крышку с отверстием для прохода штока поршня 11. Последний соединен шарниром с рычагом 10, который противоположным своим концом входит в прорезь вьюшки 1, чем не позволяет ей вращаться. Останавливающий тормоз состоит из пружины 7 и штока со штифтом 8. В исходном положении (при сжатой пружине 7) останавливающий тормоз удерживает коленчатый рычаг 4, 6, вращающийся вокруг оси 5. На конце рычага 4 находится ролик 3, через который перекинут якорный трос 17. Коренной конец якорного троса 17 укреплен на вьюшке 2, а ходовой конец, проходя через ролик 3 (и прижимая этим его книзу), идет через отверстие 19 и, будучи вытянут втугую, закреплен за груз 25. Намотанный на вьюшку 1 трос 15 проходит через отверстие в камере 33 и, пройдя через вспомогательный грузик 28, возвращается обратно и укрепляется своим ходовым концом к нижней части поплавка 27. Длина выпущенной из отверстия в камере 33 части троса 15 равна высоте поплавка 26 от точки 21 до выходного отверстия из камеры 33. Последняя герметически закупорена и служит для поддерживания плавучести поплавка 28.
Оперение 18 поплавка 26, при собранном лоте, совпадает с оперением поплавки 27 и по своей форме и назначению является обычным. Поплавок 27 состоит из камеры, наполненной дымообразующим веществом запального стакана с запалом 14, выходных отверстий 20 для дыма в камере 29, открылков 18' и пружинных защелок 16, служащих для удержания вспомогательного грузика 28.
К головной (фиг. 1 и 2) нижней части поплавка 27 прикреплен ходовой конец троса 15.
Самосбрасывающийся вспомогательный грузик 28 представляет собою толстостенный полый цилиндр (фиг. 4) и изготовлен из какого-либо легко растворяющегося в воде вещества (или изготовлен из нерастворимых в воде веществ, сцементированных быстро растворяющимся в воде составом). Через отверстие в цилиндре проходит трос 15. Перед сбрасыванием лота части его 25, 26, 27 и 28 соединены, как показано на фиг. 1, причем грузик 28 прикреплен к поплавку 27 при помощи защелок 16, а поплавок 27 с поплавком 26 и поплавок 26 с якорем 25, будучи вложены друг в друга, скреплены каким-либо клеем. Трос 17 выбран втугую, вследствие чего рычаг 4 и ролик 4 прижимаются книзу. Пусковой тормоз 10-12 находится в положении, при котором лот находится в рабочем состоянии (фиг. 1).
Сброшенный с самолета промерный лот при ударе о воду уменьшает свою скорость. Вследствие инерции грузик 28, продолжая движение вниз с прежней скоростью, соскакивает с защелок 16, отделяется от корпуса лота 1 и повисает на тросе 15, коим и увлекается за лотом на дно реки (фиг. 4). От удара бомбы об воду, запалы 13 и 14 в поплавках 26 и 27 ударяют о капсюли, воспламеняющие дымообразующее вещество в камерах 29 и 27. Запалы 13 и 14 рассчитаны так, что воспламенение дымообразующего вещества происходит вскоре после того, как лот дойдет до дна реки, причем поплавок 27 зажигается раньше, чем поплавок 26.
При воспламенении дымообразующего вещества дым с силой выходит через отверстия 20 камер, чем нарушает связь между поплавками 27 и 26 и поплавком 27 и грузом 25. По всей вероятности особо сильного давления для этого не понадобится, так как связь этих частей будет уже частично нарушена ударом об воду. При воспламенении дымообразующего вещества в камере 29 одновременно с нарушением связи между поплавком 26 и грузом 25, благодаря повысившемуся давлению в камере 29, поршень 11 переходит из положения, изображенного на фиг. 1, в положение, изображенное на фиг. 2. Этим движением поршня, рычаг 10, вращаясь вокруг своей оси, растормаживает вьюшку 1 и соединенную с ней вьюшку 2.
Вследствие плавучести, после отделения поплавков друг от друга, и от якоря, поплавки начинают всплывать, чем заставляют вращаться вьюшки 1 и 2. Вращающиеся вьюшки вытравливают намотанный на них трос, причем вьюшка 1 вытравливает (в данном экземпляре) в два раза больше (по длине) троса, чем вьюшка 2. Соотношение диаметров вьюшек и, следовательно, длины вытравливаемых тросов должно зависеть от назначения лотов и масштаба аэрофотосъемки. Для малых глубин (перекаты) и мелких масштабов съемки отношение диаметров должно быть больше, для больших глубин (плесы) и крупных масштабов - меньше.
Итак поплавки всплывают: 26 почти вертикально, а 27 - свободно относится течением, причем излишнюю слабину троса 15 выбирает подвешенный на него грузик 28. Когда поплавок 26 достигнет поверхности воды, скорость его резко замедляется; благодаря же инерции вьюшек 1, 2 трос продолжает разматываться. Вследствие этого трос 17, разматывающийся с вьюшки 2, получает слабину, ролик 3 и плечо рычага 4 отходит кверху, плечо 6 освобождает штифт 8, который вследствие давления на него пружины 7 двигается вправо и застопоривает вращение вьюшки 1, 2, после чего разматывание троса прекращается (фиг. 3).
Грузик 28 под действием воды (ускоряемым давлением, производимым на него течением) скоро разваливается и спадает с троса 15, а течение уносит поплавок 27 на всю длину вытравленного троса 15. Первоначальный излишек троса 16, выпущенный с вьюшки и поддерживающий грузик 28, предназначен, помимо всего прочего, для исправления в конечном результате соотношения между расстоянием L между поплавками и глубиной H.
В данном случае глубина Поплавки имеют небольшие размеры, вследствие чего не могут быть замечены с большой высоты. Поэтому для улучшения видимости поплавков, без увеличения их размера, применяется выходящий через отверстия камеры 29 дым - светлый для промеров на плесах и темный для промеров на мелких местах с песчаным (светлым) грунтом дна.
Выходящий из отверстий 20 камеры дым окрашивает воду вокруг поплавков, чем улучшает их видимость. Длительность и радиус действия поплавка (выпускания дыма) должны быть таковы, чтобы обеспечить возможность аэрофотосъемки следов поплавков на воде.
На фиг. 5-8 изображена схема работы лота: удар лота о дно, всплывание поплавков, выбирание слабины троса 15 и окончательное положение остановившихся поплавков.
На схеме 9, в виде сверху, изображен примерный вид пятен, образуемых на воде выходящим под давлением из поплавков дымом (в данном случае светлым). С тем, чтобы ветер не мешал работе, дым выпускается только в воду.
1. Лот с запалом, отличающийся применением якоря и двух поплавков, всплывающих на поверхность воды после падения в воду и располагающихся один за другим по направлению течения в расстоянии, находящемся в определенной зависимости от глубины места падения.
2 Форма выполнения лота по п. 1, отличающаяся применением тросовой связи между обоими поплавками 26 и 27 в виде тросов, намотанных на двойную вьюшку 1-2 и связывающих поплавок 26 с грузом 25 и поплавок 26 с поплавком 27, причем вытягивание троса, соединяющего оба поплавка на длину, пропорциональную глубине погружения груза, производится под действием грузика 28 изготовляемого из растворимого материала.
3. Форма выполнения лота по п.п. 1 и 2, отличающаяся применением в поплавке 26 рычага 10 с поршнем 11, предназначаемого для освобождения вьюшки 1-2 после взрыва ударного запала 13 и действия газов на поршень 11, и тормозящего пружинного штифта 8 для торможения вьюшки, после всплывания поплавка 26 и происходящего при этом ослабления натяжения троса, проходящего по ролику 3 на конце рычага 4-6, удерживающего штифт 8.
4. Применение в поплавках 26 и 27 дымовых патронов в сетчатых камерах 29.
5. Лот с запалом по пп. 1-4, отличающийся тем, что составные его части, два груза и оба поплавка, вставляются при сборке лота одна в другую, удерживаясь лишь трением и в собранном виде образуют тело удобообтекаемой формы.
Авторы
Даты
1934-09-30—Публикация
1932-01-26—Подача