Изобретение относится к области судостроения, в частности к шлюпочным устройствам.
Изйестны шлюпочные устройства, включающие шлюпку, две шлюпбалки с подвесками, лебедку и тросовую проводку.
Эти устройства при строповке шлюпок на волнении не обеспечивают безопасных условий труда личного состава и делают операции в этих условиях физически тяжелыми, трудоемкими и продолжительными.
Цель изобретения - обеспечение безопасности и облегчение труда личного состава при строповке шлюпки на волнении. Для этого на корпусе каждой подвески закреплен шток, имеюш.ий головку и центральное отверстие, через которое пропушен линь с подвешенным на конце его грузиком. Коренной конец линя закреплен на барабане вьюшки, установленной в проушине штока, а на шлюпке смонтированы два автоматических захвата для штоков, каждый из которых выполнен в виде переме-щаюшейся вдоль своей оси подпружиненной гильзы с сухарями, снабженной отверстием в нижней части, под которым на корпусе установлена вьюшка для наматывания линя штока со встроенной муфтой предельного момента.
Для того чтобы фиксировать подпружиненную гильзу в положениях «захват и «отдача
на направляюшем корпусе гильзы установлена на оси защелка с пружинным фиксатором и оттяжкой. С целью принудительного утапливания сухарей в гильзу при опускании «е со штоком и захвата сухарями штока при ходе гильзы вверх на каждом сухаре укреплен штифт, выступающая часть которого входит в криволинейный паз, прорезанный на направляющем корпусе гильзы таким образом, что движение
штифта в пазу в сочетании с перемещением гильзы заставляет сухарь вращаться на своей оси в нужном направлении. Чтобы поднять линь штока и удержать барабан вьюшки штока от непроизвольного вращения, вал барабана вьюшки имеет граненый хвостовик, на который может надеваться рычаг с рукояткой, а на штоке закреплен откидной стопор с прорезью, соответствующей граням хвостовика вала.
На фиг. 1 изображено устройство для строповки шлюпок на волнении, общий вид; на фиг. 2 - подвижный блок со штоком; на фиг. 3 - подъемные устройства шлюпки с автоматическими захватами; на фиг. 4 - вьюшка для намотки линя.
Предлагаемое устройство устанавливается на шлюпбалке / (см. фиг. 1), имеющей спасательную (либо рабочую) шлюпку 2 со специальной конструкцией подъемного устройства,
со штоком 4, имеющим центральное отверстие, через которое проходит эластичный линь 5 с грузиком 6 на конце. Полная длина линя выбирается с учетом расстояния от нока вываленной стрелы до поверхности воды плюс амплитуда волны при том наиболее . неблагоприятном состоянии моря, при котором предусматривается осуществлять подъем щлюпки. Коренной конец линя закреплен на барабане 7, установленном на подшипниках в проушине штока 4. Вал барабана имеет четырехгранный хвостовик, на который находит откидной стопор 8, удерживающий барабан от вращения. На этот же хвостовик при необходимости вращения барабана надевается съемная рукоятка 9.
В корпусе 10 (см. фиг. 3) подъемного устройства шлюпки предусмотрено три гнезда //, внутри которых помещаются сухари 12, шарнирно закрепленные на осях 13, в гильзе 14. В сухари запрессованы штифты 15, выступающие части которых входят в криволинейные пазы 16, выполненные на боковых поверхностях гнезд. Гильза 14 прижимается к верхней части 17 корпуса пружиной 18. В нижней части гильзы имеется центральное отверстие 19, а на боковой поверхности имеется выемка 20. Верхняя часть 17 корпуса закрывается крышкой 21.
На корпусе 10 установлена на оси защелка 22 с подпружиненным фиксатором 23. Защелка может занимать два фиксированных положения «захват и «отдача, в которые она устанавливается посредством двух оттяжек 24 с соответствующими наименованиями. При рывке за оттяжку «захват защелка устанавливается в положение, показанное на фиг. 3 на кормовом подъемном устройстве, при рывке за оттяжку «отдача - в положение, пока занное на носовом подъемном устройстве. Оттяжки 24 на кормовом и носовом подъемных устройствах могут быть сблокированы таким образом, что управление ими может осуществляться дистанционно с одного места (поста). В нижней части корпуса 10 имеется вырез, ограниченный снизу наклонным днищем 25. В вырезе установлена вьюшка 26 со встроенной муфтой предельного момента, например зубчатой. Внутри корпуса вьюшки расположена полумуфта 27 (см. фиг. 4),закрепленная на валу шпонкой 28, и подпружиненная полумуфта 29, имеющая возмол ность осевого перемещения и связанная с корпусом вьюшки двумя диаметрально противоположными шпонками 30, входящими в пазы 31. Полумуфты 27 и 29 соединяются друг с другом посредством торцовых зубьев 52. Выступающий конец вала имеет четырехгранный хвостовик под съемную ру коятку 55. В.корпусе вьюшки просверлено радиальное отверстие 34, в котором размещается грузик 6 при закреплении линя на вьюшке. Устройство работает следующим образом. При подходе шлюпки к борту судна в воду сбрасываются лини, предварительно полностью размотанные с барабанов. Экипаж шлюпки подбирает лини и опускает внутрь гильз 14. Все дальнейшие операции осуществляются изнутри шлюпки.
5 Защелка 22 устанавливается на обоих подъемных устройствах шлюпки в положение «отдача, т. е. фиксатором прижимается к гильзе. Грузики, увлекая за собой лини, проходят через отверстие 19 и по наклонному днищу 25 10 выскальзывают внутрь шлюпки. После этого грузики 6 вставляются в отверстие 34 вьюшек и лини вручную наматываются на вьюшки 26 вплоть до-полного выбирания их слабины. Б процессе спуска на лопарях подвижных блоков 5 вследствие качки судна и перемещения шлюпки на волнении возможны рывки линей, которые вызывают проскальзывание полумуфт 27 и 29 относительно друг друга, что предохраняет лини от разрыва. Вращение вьющек 26 должно осуществляться непрерывно до тех пор, пока штоки подвижных блоков не достигнут гильз 14, а в обоих лопарях не возникнет слабина. При подходе к гильзам 14 головки штоков 4 перемещают гильзы вниз, сжимая пружины 18. При этом штифты 15, скользя по криволинейным пазам 16, разводят сухари 12 в гнезда, пропуская штоки 4 внутрь, которые упираются в нижнюю часть гильз 14. Когда последние достигнут крайнего нижнего положения, защелки 22 входят в выемки 20 и стопорят гильзы 14. Штоки 4 теперь могут беспрепятственно совершать возвратно-поступательное движение, которое будет иметь место до тех пор, пока в лопарях не возникнет слабина. После этого защелки 22 оттяжками 24 переводятся в положение «захват, т. е. отводятся от гильз 14.
Когда шлюпочная лебедка переключается „ на выбирание, штоки 4 начинают перемещаться вверх, и вслед за ними под действием пружин 18 движутся гильзы 14. При движении последних вверх сухари 12, направляемые штифтами 15, перемещаются внутрь 2 гильз и запирают штоки 4 подвижных блоков в гильзах, осуществляя строповку шлюпки. После этого производится подъем шлюпки на борт судна.
Перевод зашелок в положение «захват 0 лишь после образования слабины в обоих лопарях производится для того, чтобы избежать повисания шлюпки на одном лопаре, так как в условиях волнения моря штоки 4 могут подойти к гильзам 14 не одновременно. 5 При спуске шлюпки на воду работа уст.ройства для строповки осуществляется следующим образом.
Прп подходе шлюпки к воде защелки 22 переводятся в положение «отдача, т. е. прижимаются .к гильзам 14, а с вьюшек 26 снимаются рукоятки 55.
Когда шлюпка сядет на воду, при травлении лопарей подвижные блоки опускаются, отжимая щтоками 4 гильзы 14 вниз в крайнее положение, где они стопорятся защелками
22, после чего возможен беспрепятственный подъем блоков 3 и отход шлюпки от борта судна. При движении блоков 3 вверх происходит сматывание линей с вьюшек 26, которое завершается автоматическим выдергиванием грузиков 6 из отверстий 34 и выходом их из корпусов подъемных устройств шлюпки, после чего корпуса подъемных устройств закрываются крышками.
В случае кратковременного отсутствия шлюпки лини могут быть оставлены свешивающимися в воду с подвижных блоков, в случае длительного отсутствия шлюпки, шлюпбалки заваливаются в положение по-походному, лини сматываются в бухты и сбрасываются в воду при подходе шлюпки к борту судна.
При спокойном состоянии моря шлюпка может быть поднята на борт судна без линей. Для этого перед спуском шлюпки лини посредством съемных рукояток 9 полностью перематываются с вьюшек 26 на барабаны, которые затем стопорятся откидными стопорами 5.
Предмет изобретения
1. Шлюпочное устройство, включающее шлюпку, две шлюпбалки с подвесками, лебедку и тросовую проводку, отличающееся тем, что, с целью обеспечения безопасности и облегчения труда личного состава при строповке шлюпок на волнении, на корпусе каждой подвески закреплен шток, имеющий головку и центральное отверстие, через которое пропущен линь с подвешенным на свободном конце его грузиком, при этом коренной конец линя
закреплен па барабане вьюшки, установленной в проушине штока, а на шлюпке смонтированы два автоматических захвата для штокоБ, каждый из которых выполнен в виде перемещающейся вдоль своей оси подпружипенной гильзы с сухарями, снабженной отверстием в нижней части, под которым на корпусе установлена вьюшка для наматывания линя штока со встроенной муфтой предельного момента.
2.Шлюпочное устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью фиксации подпружиненной гильзы в положениях «захват и «отдача на направляю .цем корпусе гильзы устаиовлена на оси защелка с пружинным фиксатором и оттяжкой.
3.Шлюпочное устройство по пп. 1 и 2, огличающееся тем, что, с целью принудительного утапливания сухарей в гильзу при опускании ее со штоком и захвата сухарями штока при ходе гильзы вверх, на каждое; сухаре укреплен штифт, выступаюш.ая часть которого входит в криволинейный паз, прорезанный на направляющем корпусе гильзы таким образом, что движение штифта в пазу в сочетании с перемещением гильзы заставляет сухарь вращаться на своей оси в нужном направлении.
4.Шлюпочное устройство по п. 1, отличающееся тем, что, с целью подъема линя штока
и удержания барабана вьюшки штока от непроизвольного вращения, вал барабана вьюшки имеет граненый хвостовик, на который может надеваться рычЯГ с рукояткой, а на штоке закреплен откидной стопор с прорезью, соответствующей граням хвостовика вала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гравитационная шлюпбалка | 1975 |
|
SU643392A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТРОПОВКИ ШЛЮПОК НА ВОЛНЕНИИ | 1973 |
|
SU372110A1 |
Шлюпочный гак | 1983 |
|
SU1085888A1 |
Шлюпочный гак | 1982 |
|
SU1011447A1 |
ДЛЯ КАНАТА-ОТТЯЖКИ К ШЛЮПОЧНОМУ УСТРОЙСТВУ | 1968 |
|
SU207371A1 |
Шлюпочное устройство | 1976 |
|
SU774991A1 |
ШЛЮПБАЛКА ГРАВИТАЦИОННАЯ | 1970 |
|
SU279357A1 |
Устройство для спуска и подъема шлюпок и катеров | 1972 |
|
SU513901A1 |
Шлюпочное устройство | 1971 |
|
SU437652A1 |
ГРАВИТАЦИОННАЯ ШЛЮПБАЛКА | 1973 |
|
SU366115A1 |
Даты
1970-01-01—Публикация