1
Известны бесконтактные электродвигатели, содержащие синхронную машину, якорная обмотка которой через вентили подключена ко вторичной многофазной обмотке вращающегося трансформаторного датчика положения, установленного на одном валу с ротором синхронной машины и имеющего первичную обмотку, подключенную к источнику однофазного переменного тока-.
Цель изобретения - улучшение динамических свойств и повышение падежно,сти- устройства.
Цель достигается тем, что на статоре расположены якорная обмотка и вторичная обмотка датчика, которая индуктивно связана с пер;Вичной обмоткой датчика посредством вращающейся короткозамкнутой секции, установленной на безобмоточном роторе синхронной мащины. Кроме того, вторичная обмотка датчика выполнена с Числом пар полюсов вдвое мейьШим, чем у якорной обмот-Ёи синхронной маШинЬг, и обе обмотки размещены в общем магнитопроводе, а короткозамкнутая секпия укреплена на роторе сйн хролно.й машины таким образом, чтобы она охватывала двойное полюсное деление ротора.
Ца фиг. 1 - конструкция предлагаемого электродвигателя; на фиг. 2 -схема соединения обмоток электродвигателя и датчика положения.
Синхронная машина может иметь различные конструкции. Может быть использована, например, бесконтактная магнитная система с когтеобраз:ными полюсами (см. фиг. 1), имеющая статор 1 с секциями 2 и 5 якорной обмотки, безобмоточный ротор 4 и неподвижную кольцеобразную обмотку 5 возбуждения, подключенную к источнику постоянного тока.
Датчик положения конструктивно совмещен с синхронной мащиной и имеет неподвижную первичную обмотку 6, подключенную к источнику переменного тока, и вторичную обмотку с секциями 7 и S, уложенными на статоре.
Ца роторе 4, выполненном по типу ротора бесконтактного сельсина с аксиально ламелированными полюсами, размещена короткозамкнутая секция Я обеспечивающая поочередно электромагнитную связь первичной о.бмотки 6 с секциями 7 и S вторичной обмотки датчика,
Секция 9 может бЫтЬ, Ё частном случае, одновитковой, если для питания двигателя используется ток повышенной частоты.
Секция 9 выполнена (см. фиг. 2) с лобовыми частями 10, отогнутыми в разные стороны относительно оси вращения. Секция 9 посредство1М лОбовой части 10, образующей
полукольцо, связана трансформаторно с первичной обмоткой 6, выполненной в виде кольцевой катушки, расположенной соосно с ротором на аксиально ламелированном сердечнике 11. На этом же сердечнике, сна;бженном шихтованными тороида-ми 12-14 размещена обмотка 5 возбуждения синхро«ной ма.шины.
Секции 7 и S вторичной (выходной) абмотки взаимно сдвинуты на 90 эл. град, и подключены через выпрямители 15 и 16 по схеме двухполупериодного выпрямления к секциям 2 и якорной обмотки (см. фиг. 2). Выпрямители могут быть выполнены также и по схеме однополупериодното выпрямления.
Электродвигатель работает следующим образом.
Переменный магнитный .поток Ф, созданный первичной Обмоткой 6 датчика, постоянно сцеплен с короткозамкнутой секцией 9. В этой секции индуктируется э.д.с. и протекает большой ток, создающий, в свою очередь, магнитный поток, вектор которого ориентирован перпендикулярно плоскости витка.
Составляюш,ая этого вектора, перпендикулярная оси вращепия секции, пересекает секции 7 и S вторичной обмотки датчика, индуктируя в них Э.Д.С.
Поскольку секции 2 и 3 якорной обмотки подключены к секциям 7 и 5 через выпрямители 15 и 16, то в секциях якорной обмотки появляются токи, пульсирующие с частотай вращения ротора и сдвинутые по фазе на 90 эл. град.
Ротор 4 синхронной машины находится в поле, вращающемся синхронно, но вектор
поля обмотки статора при максимальном токе сдвинут относительно оси потока 90 эл. град. Вращаюший момент образуется также, как в двигателе постоянного
тока. Для постоянства значения момента
число фаз (секций) якорной обмотки можно
увеличить, например, до четырех, расположив
их равномерно через 90 эл. град.
Якорна-я обмотка синхронной машины не
взаимодействует с электромагнитным полем датчика,, поскольку его вторичная обмотка выполнена с числом пар полюсов в два раза меньщим, чем якорная о.бмотка. При этом короткозамкнутая секция охватывает двойное
полюсное деление ротора синхронной мащины.
Предмет изобретения
1.Бесконтактный электродвигатель постоянного тока, содержащий синхронную
машину и трансформаторный датчик полог же.ния ротора, втор ичная обмотка которого присоединена через вентили к якорной обмотке машины, а первичная о.бмотка установлена неподвижно, отличающийся тем, что-, с целью улучшения динамических свойств и повышения надежности, обе соединенные через вентили обмотки расположены на статоре, а на роторе синхронной машины размещена короткозамкнутая секция, индуктивно связывающая обмотки датчика.
2.Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что число пар полюсов вторичной обмотки датчика вдвое меньше числа пар полюсов
обмотки якоря, а короткозамкнутая секция вдвое шире полюсного деления якорной обмотки.
/
. /
,i5J6
3--/.-- -
-e
//Фиг. 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Бесконтактный электродвигатель | 1972 |
|
SU547005A1 |
БЕСКОНТАКТНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ С ВЕНТИЛЬНОЙ КОММУТАЦИЕЙ | 1973 |
|
SU405158A1 |
Вентильный электродвигатель | 1978 |
|
SU752650A1 |
Вентильный электродвигатель | 1974 |
|
SU561257A1 |
Вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU1053231A1 |
МНОГОФАЗНАЯ МНОГОПОЛЮСНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1972 |
|
SU432637A1 |
ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ | 1971 |
|
SU425276A1 |
ОДНОМАШИННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЧАСТОТЫ | 1967 |
|
SU197742A1 |
МНОГОФАЗНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1992 |
|
RU2065243C1 |
Трансформаторный датчик положения ротора вентильного электродвигателя | 1976 |
|
SU688966A1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация