1
Изобретение относится к приводам постоянной скорости и может быть использовано, для привода самолетных электрогенераторов переменного тока стабильной частоты, для привода самолетных топливных насосов и в других объектах.
Известен механический привод постоянной скорости, содержащий фрикционный планетарный конический вариатор скорости и фрикционный дифференциальный механизм с сателлитами, имеющими одну или несколько чередующихся беговых дорожек двух разных диаметров. В известном приводе водило дифференциального механизма связано с ведущим валом вариатора, солнечное колесо - с ведомым валом вариатора, а коронное колесо - с выходным валом привода.
Предлагаемый привод отличается от известного тем, что фрикционный вариатор скорости выполнен в виде реверсивного шаро-торового вариатора со сферическими промежуточными телами, равномерно размещенными двумя рядами в корпусе привода на невращающихся осях и приводящимися соответственно двумя фрикционными коническими парами, связанными между собой свободно установленным промежуточным коническим колесом, дифференциал выполнен трехзвенным однорядным, с ведомым валом вариатора связано коронное колесо дифференциала, а с выходным валом привода - солнечное колесо дифференциала.
Такое выполнение привода позволяет пропустить больщую часть мощности через дифференциальный механизм, а это дает возможность повысить общую мощность и к.п.д. привода, а также уменьшить его габариты и вес за счет уменьщения габаритов и веса вариатора.
На чертеже приведена кинематическая схема предлагаемого вариатора.
Входной вал 1 вариатора является одновременно водилом дифференциала, а ведомый вал 2 жестко связан с коронным колесом 3 дифференциала. Мощность снимается с центрального солнечного колеса 4 дифференциала.
В двух перпендикулярных оси вариатора плоскостях равномерно размещены промежуточные тела - грибки (3-18 щтук в каждой плоскости). Каждое промежуточное тело состоит из сферического грибка 5, установленного на двух подшннннках в корпусе привода, тарельчатой пружины 6 и конуса 7, посаженного на конец оси 8 грибка и связанного с ним щлицами или шпонкой. Своей сферической поверхностью каждый грибок контактирует с торовым кольцом 9, а его конус 7 сцеплен силами трения с ведущим конусом 10 вариатора. С целью разгрузки оси 8 грибка и его подшипников от нормальной силы, деиствующей на конус 7 со стороны ведущего конуса 10, между рядами грибков свободно установлено промежуточное коническое колесо 11.
При вращении ведущего вала 1 вариатора силами трения приводятся в движение грибки обоих рядов, причем независимо от направления вращения вала 1 грибки одного ряда вращаются навстречу грибкам другого ряда.
Очевидно, что точка А, находящаяся в месте, где геометрическая ось грибка пересекает его сферическую поверхность, имеет нулевую линейную скорость, а точки Б и В имеют максимальную скорость. Таким образом, угловая скорость соэ ведомых торовых колец 9, подвижно связанных с ведомым валом 2 вариатора, зависит от положения текущих точек Г контакта грибков с торовыми кольцами.
Точка контакта Г может смещаться в пределе рабочей части дуги БВ грибка. Когда точка Г совмещена с точкой А, угловая скорость соэ кольца 9 равна нулю. При смещении точки Г в сторону точки Бсоэ растет, совпадая по знаку с угловой скоростью toi ведущего вала 1. При совмещении точки Г с точкой Б угловая скорость ведомого вала вариатора будет равна угловой скорости его ведущего вала. При смещении текущей точки Г от точки А в сторону точки Всод также растет, но противоположна по знаку coi, и при совмещении точки Г с точкой В - . Следовательно, вариатор позволяет бесступенчато менять угловую скорость выходного звена сод от О до
±0)1.
Осевое синхронное сближение или раздвижение колец 9 обеспечивается механизмом управления, включающим гайку управления 12 с трехзаходной левой и трехзаходной правой ленточ-ными винтовыми нарезками на ее внещней цилиндрической поверхности и шесть поводков 13, равномерно расположенных в пазах корпуса (по три на кал-.лог торговое
кольцо 9).
Как видно из чертежа, при оо оом смещений торгового кольца 9 центр Oi сферы, описанной радиусом Г1 грибка, смещается. Для сохранения расчетного положения точки Ог
пересечения осей конусов 7 и 10 установлена тарельчатая пружина 6, а сам конус 7 имеет возможность смещат ся вдоль геометрической оси 8 грибка 5.
Предмет изобретения
Механический привод постоянной скорости, содержащий фрикционный вариатор скорости и фрикционный дифференциальный механизм,
водило которого связано с ведущим валом вариатора, одно из центральных колес связано с ведомым валом вариатора, а другое центральное колесо - с выходным валом привода, отличающийся тем, что, с целью повыщения
мощности и к.п.д. привода, а также уменьшения его габаритов и веса, фрикционный вариатор скорости выполнен в виде реверсивного шаро-торового вариатора со сферическими промежуточными телами, равномерно размещенными двумя рядами в корпусе привода на невращающихся осях и приводящимися соответственно двумя фрикционными коническими парами, связанными между собой свободно установленным промежуточным коническим колесом, дифференциал выполнен трехзвенным однорядным, с ведомым валом вариатора связано коронное колесо дифференциала, а с выходным валом привода - солнечное колесо дифференциала.
; л
и :.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия автомобиля | 1980 |
|
SU961551A3 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1009823A1 |
ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1967 |
|
SU205476A1 |
Бесступенчатая коробка передач | 2023 |
|
RU2806843C1 |
Замкнуто-дифференциальная регули-РуЕМАя пЕРЕдАчА | 1975 |
|
SU821819A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР ФМВ | 1995 |
|
RU2088428C1 |
ВАРИАТОР НА ОСНОВЕ ШЕСТЕРНИ ИЗМЕНЯЕМОГО ДИАМЕТРА | 2013 |
|
RU2563294C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1992 |
|
RU2068516C1 |
ФРИКЦИОННЫЙ РЕВЕРСИВНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1972 |
|
SU335470A1 |
ШИРОКОДИАПАЗОННАЯ РЕВЕРСИВНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 2020 |
|
RU2729847C1 |
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация