Известны номограммы для графических подсчетов, состоящие из укрепленной на доске диаграммы, вдоль которой перемещается пластинка из прозрачного материала с нанесенными на ней линиями, а также с применением шарнирных линеек. В предлагаемой номограмме укрепленная одним концом поворотно на доске с диаграммой линейка другим своим концом закреплена на шарнире, установленном на передвижной вдоль диаграммы пластинке, и кроме того, снабжена прорезом для пропуска штифта при перемещении вверх и вниз упомянутой пластинки.
На чертеже фиг. 1 изображает вид спереди номограммы для графического подсчета тормозных усилий (без диаграммы); фиг. 2-то же, вид сбоку; фиг. 3- график для подсчета усилий.
Предлагаемая номограмма служит для механизации расчета при решении тормозных задач, применяемых в эксплоатацин железнодорожного транспорта.
До настоящего момента применяемые таблицы, цель которых, так же как и предлагаемого прибора - облегчить решение тормозных задач, страдает целым рядом недостатков; начиная с того, чтобы таблицы, будучи размещены на разных страницах, заставляют затрачивать время для розыска нужных данных и, кроме того, не позволяют решать обратные задачи. Таблицы, помещенные в действующих правилах техники эксплоата(472)
ции на сети железных дсрог, неудобны, так как вынуждают производить действие умножения с трехзначными числами. Это особенно касается агентов железнодорожного транспорта, как например диспетчеров, которые, будучи загружены до отказа, затрудняются в производстве расчета при составлении плана оперативной работы.
Номограмма тормозных усилий позволяет определить любую из четырех величин, математически связанных между собой: тормозное усилие, выраженное в тормозных осях при ручном торможении или в тоннах нажатия тормозных колодок-при автоторможении, скорость поезда, выраженную в км/ч; вес поезда - в тоннах и уклон в тысячных долях.
Определение перечисленных величив производится в минимальный срок.
Номограмма состоит из неподвижного графика, наклеенного на доску /, подвижной пластинки 2 из прозрачного целлюлоида, двух валиков 4, вращающихся на своей оси, назначение которых-прижать подвижную целлюлоидную пластинку к графику, и из подвижной наклонной линейки S-тоже из прозрачного целлюлоида.
График состоит из трех систем координат (фиг. 3). Первая система-с семейством кривых зависимости тормозного усилия от скорости для каждого уклона слева графика, по оси ординат, распо-пожена шкала, на которой и производится отсчет тормозных осей. К этой шкале относится семейство кривых, обозначенных на фиг. 3 фигурной скобкой 4.
Шкала тормозного усилия, выраженная в тоннах нажатия тормозных колодок (автотормоза), расположена по оси ординат справа графика и составляет с семейством кривых, охваченных на фиг. 3 фигурной скобкой 5, часть прибора, по которой производится расчет тормозных усилий. По оси абсцисс нижней части графика нанесены скорости поезда от О до 65 км (час), общие для обоих семейств кривых.
Вторая система составляет зависимость тормозных усилий от веса поезда. По оси абсцисс ниже строки скорости располагают строку с обозначением веса состава, причем возрастание величины происходит справа налево от О до 1100 тонн и вторую строку от О до 2200 тонн; слева граоЬика, по оси ординат, пользуготся шкалой тормозных осей для определения при ручном торможении, а справа графика пользуются шкалою для расчета автотормозов.
Третья система (на чертеже не показанная) служит для определения минимального числа тормозных осей при руч:нсм действии,
По оси абсцисс кроме того нанесены величины уклонов. Кривая построена по точкам осей, приходящихся на 1000 тонн веса состава (как и все другие кривые .двух описанных выше семейств).
Подвижная целлюлоидная пластинка 2 с горизонтальной чертой расположена поверх неподвижного графика и перемещается вдоль оси ординат.
Два валика 4 врашаются на своих осях и расположены параллельно самим себе и оси абсцисс.
Целлюлоидная линейка 8, подвижная на шарнире 8, закреплена на подзижной целлюлоидной пластинке в одном конце и имеет прорез 9 на другом конце, через который проходит направляюидий штифт 8. Между осями штифта и осью шарнира на целлюлоидной планке нанесена прямая линия W, назначение которой будет видно из примера расчета.
Приводим несколько примеров пользования номограммой.
Пример 1. Даны вес состава (включая вес паровоза) скорость, уклон; определить тормозные усилия.
Для этого горизонтальную черту 10 ставят на точку, образуемую пересечением кривой уклона с ординатой заданной скорости; тогда подвижная наклонная линейка своею чертою укажет точку пересечения ординаты веса поезда (заданного) с абсциссой тормозных усилий. Если определяют число тормозных осей, ,то читают по левой шкале, а горизонтальную черту /О устанавливают по кривой уклона семейства, обозначенного на фиг. 3 скобой 4. Если же определяюг давление на тормозные колодки в , то читают по правой шкале, пользуясь при этом кривой семейства, обозначенного скобой 5.
Пример 2. Даны число тормозных осей или нажатие тормозных колодок в тоннах, скорость и уклон; определить вес состава.
Действуют как в вышеуказанном примере 1 с разницей лишь в чтении результата. Отыскав точку пересечения линии заданных тормозных усилий с наклонной прямой подвин ной линейки, определяют вес поезда по ординате, на которой лежит данная точка.
Пример 3. Даны число тормозных осей или нажатие колодок в тоннах, вес, скорость поезда; определить уклон.
Для этого следует установить наклонную линейку на точку пересечения линии веса с линией заданных тормозных усилий поезда, тогда горизонтальная прямая Ю укажет точку пересечения линии скорости с кривой уклона, это и будет искомый уклон.
Пример 4, Даны тормозные усилия, вес поезда и уклон; определить скорость.
Поступают как в вышеуказанног1 примере 3 с той лишь разницей, что пересечение горизонтальной черты JO с заданным уклоном укажет точку, лежашую на оси ординат искомой скорости.
Предмет изобретения.
Номограмма для графического подсчета тормозных усилий, состоящая из укрепленной на доске диаграммы, вдоль которой перемещается пластинка из прозрачного материала с нанесенной на ней линией, отличающаяся тем, что укрепленная поворотно на доске с диаграммой при помощи штифта 8 линейка 8 другим концом закреплена на шарнире 8, установленном на передвижной вдоль диаграммы пластинке 2, и кроме того снабжена прорезом 9 для пропуска штифта 5 при перемещении вверх и вниз упомянутой пластинки 2.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИБОР ДЛЯ ВЫЧЕРЧИВАНИЯ ТЯГОВЫХ КРИВЫХ | 1916 |
|
SU3500A1 |
Счетный прибор для нормирования работ | 1928 |
|
SU9827A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ТЯГОВЫХ РАСЧЕТОВ КРИВЫХ ВИДА: DX/DT=TGα=Y/β | 1928 |
|
SU18559A1 |
Способ построения аксонометрических блок-диаграмм | 1939 |
|
SU59360A1 |
Вычислительное устройство | 1982 |
|
SU1103243A1 |
Приспособление для механического решения уравнений | 1926 |
|
SU13040A1 |
Номографический прибор для подсчета величины припуска на обработку в отливках из чугуна | 1941 |
|
SU67645A1 |
Прибор для построения диаграммы скоростей подъема инструмента при вращательном бурении | 1931 |
|
SU28688A1 |
Приспособление для механического решения уравнений типа F = x(а+by+y) | 1930 |
|
SU29999A1 |
НОМОГРАФИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАСЧЕТА ОСВЕЩЕННОСТИ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 1935 |
|
SU49499A1 |
Авторы
Даты
1934-12-31—Публикация
1933-12-09—Подача