Изобретение относится к области машиностроения и главным образом к авиационной промышленности.
Технический ногресс в области фрикционных тормозов идет но нутн ноиска возможностей все большего уменьшения веса и большей допустимой температуры.
Для достижения указанной цели необходимо использовать диски, враш,аюш,иеся и (или) неподвижные, из углерода, например из графита, так как эти материалы обладают преимуществом как с точки зрения веса, так и значительных допустимых температур, однако имеют посредственные механические свойства. Следовательно, создание роторов и статоров целиком из графита, а также приклеивание фрикционных накладок из графита на металлический диск .ставит трудные для разрешения задачи.
Цель изобретения - уменьшение веса и обеспечение более высокой допустимой рабочей температуры.
В предлагаемом дисковом тормозе гнезда выполнены IB -виде глухих отверстий -с пло1ским дном, параллельным торцу, а накладки выполнены из графита и установлены в соответствующих гнездах с боковым зазором, превышающим величину теплового расширения накладки.
Фрикционная накладка может быть закреплена на каркасе посредством заклепки с потай1К й головкой, причем радиальный зазор, образованный между стержнем последней и отверстием, предусмотренным в накладке, больше бокового зазора.
Накладки могут быть установлены на обеих торцевых поверхностях каркаса и закреплены попарно, причем каждая пара имеет одну заклепку.
Фрикционные накладки могут быть закреплены на каркасе с помощью приклеивания, сварки или найки, а также найки с подслойкой. Накладки могут иметь форму цилиндра и трапеции со скругленными углами.
Боковые стороны трапеции наклонены относительно радиуса диска, причем разница кратчайших расстояний концов каждой стороны от радиуса равна величине зазора между двумя соседними накладками.
Тормоз может быть снабжен закренленными на каркасе планками, образующими прямолинейные стороны гнезд.
На фиг. 1 изображен дисковый тормоз (разрез), в котором использованы тормозные диски с графитными накладками; на фиг. 2 - диск статора в разрезе; на фиг. 3 - диск ротора; на фиг. 4 - диск статора с вариантом крет.ления накладки; на фиг. 5 - тормозной диск с различными формами графитных накладок; на фиг. 6 - участок диска с одним из вариантов расположения накладок. Описываемый тормоз содержит диски / статора и диски ротора, которые выполнены в виде каркаса 2 с фрикционными накладками 3 в виде пластин из графита. Накладки устанавливаются в гнездах 4 с боковым зазором а и закрепляются на каркасе посредством заклепок 5 с радиальным зазором б, который больше зазора а. Последннй в свою очередь больше величины теплового расширения накладки, возникаюш,его в нроцессе работы тормоза. Под действием тормозного момента каждая накладка опирается своей боковой поверхностью на стенку гнезда, это позволяет передать усилия, возиикаюш,ие при трении с графитных нластии на их металлическую арматуру, главным образом нри сжатии графита, прочность графита наилучшая. Для этой цели графитные пластины соответствующим образом установлены в гнездах, нричем незначительное выступание каждой пластины пз гнезда достаточно для осугцествления трения графита о графит (коэффициент износа контактирующих поверхностей очень мал). В диске ротора (фиг. 3) графитные накладки расположены с двух сторон каркаса и каждые две накладки закреплены при помощи одной заклепки. Однако каждая накладка может быть закренлена на дне своего гнезда нри немощи, например, нриклеивания, сварки, найки и пайки с подслойной (фиг. 4). Формы накладок могут быть различные (фиг. 5): цилиндрические 6, трапецеидальные 7 со скругленными углами, две стороны которых являются криволинейными, а две боковые - прямолинейными, направленными но радиусам диска. Для постепенного входа в контакт краев .противоположиых графитных пластин (трущихся одна о другую) прямолинейные стороны их изготовляют с наклоном относительно радиуса диска, но меньшей мере, на величину зазора между двумя соседними пластинами (пластины 8). Гнезда для трапецеидальных накладок могут быть образованы нри помощи двух кольцевых буртиков 9 VI 10 -к при помощи планок 11, которые закрепляют на каркасе. Каркасы вращающихся и певращающихся дисков могут быть изготовлены из металла, например из стали, меди, бериллия, титана, алюминия и их сплавов, а также из любого другого материала с подходящими механическими характеристиками, включая некоторые разновидности гра фита. Предмет изобретения 1.Дисковый тормоз, содержащий вращающиеся м невращающиеся диски, каждый из которых выполнен в виде каркаса с фрикционными накладками, установленными в его гнездах, предусмотренных на торцевых новерхностях. отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и обеспечения более высокой донустимой рабочей темнературы, гнезда выполнены в виде глухих отверстий с плоским дном, параллельным горцу, а накладки выполнены из графита и установлены в соответствующих гнездах с боковым зазором, превыщающим величину теплового расширения накладки. 2.Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что фрикционная накладка закреплена на каркасе посредством заклепки с потайной головкой, нричем радиальный зазор, образованный между стержнем последней и отверстием, нредусмотренным в накладке, больше бокового зазора. 3.Тормоз но нп. 1 и 2, отличающийся тем, что накладки установлены на обеих торцевых Поверхностях каркаса и закрепле-ны попарно, причем каждая пара имеет одну заклепку. 4.Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что фрикционные накладки закренлены па каркасе посредством сварки. 5.Тормоз но п. 1, отличающийся тем, что фрикционные накладки закреплеиы посредством приклеивания. 6.Тормоз по и. 1, отличающийся тем, что фрикционные пакладки закреплены посредством найки. 7.Тормоз но п. 1, отличающийся тем, что ффикционные накладки закреплены посредством пайкой с подслойкой. 8.Тормоз по пп. 1-7, отличающийся тем, что фрикционные пакладки имеют форму цилиндра. 9.Тормоз по пп. 1-7, отличающийся тем, то фрикционные пакладки имеют форму трапеции со скругленными углами. 10.Тормоз но п. 9, отличающийся тем, что оковые стороны трапеции наклонепы относиельно радиуса диска, причем разница кратайших расстояний концов каждой стороны т радиуса равно величине зазора между двуя соседними накладками. П. Тормоз по нн. 9 и 10, отличающийся тем, то он снабжен закрепленными на каркасе ланками, образующими прямолинейные стооны гнезд.
,
I
I
N
N
a
N
r/V r N I
(
fM:
т
3
Фиа 3
ю
ази. 5
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация