Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве привода, преимущественно вентиляторов охлаждения двигателей .внутреннего сгорания, особенно автомобильного типа.
Известны электромагнитные .муфты, в частности для при&ода .вент.илято.ро.в охлаждения двигателей автомобильного типа, имеющие ведущий узел с крыльчаткой водяного насоса, установленный на одном валу с п-риводным шкивом, я электромагнитную катушку, соединенную с токосъемником, а также ведомый узел, на -котором раз-мещен якорь катушки и лопасти вентилятора.
Однако известные электромагнитные муфты характеризуются сложностью фриюционного узла, особенно механизма его осевого перемещени-я, а также ограниченностью допусков на ИЗНОС фрикционных поверхностей и значительной величиной потребляемого тока. Объясняется это тем, что в известных .муфтах вентилятора ме.ханизм осевого перемещения имеет возвращающие пружины, передающие и Крутящий момент вентилятора. Поэтому такие пружины выполняются достаточно жестки.ми и при износе фрикционных поверхностей возрастающий воздушный зазор затрудняет включение муфты.
Сложность конструкЦИи и необходимость подде.ржания точной величины зазора между
фрикционными поверхностя.ми удорожают производство « эксплуатащию и препятствуют использованию автоматизированного пр.ивода вентилятора охлаждения транспортных двигателей внутреннего сгорания. У известных муфт токосъемник вращается даже тогда, когда .муфта вьгключец.а, т. е. все .время работы двигателя.
Цель изобретения - упрощение фрикциониого узла и повыщение его срока службы.
Это достигается путем раздельного .выполнения элементов, передающих крутящий момент и осуществляющих возврат якоря в выключенное положение, а та-кже уменьшением продолжительности работы токосъемника. Для этого якорь муфты выполнен в виде концентрично расположенных колец, подвчокно посаженных на направляющие пальцы, а токосъемник закреплен на ведомом узле.
Па фиг. 1 п,01К-азан поперечный разрез предлагаемой муфты, установленной на валу водяного насоса автомобильного двигателя; на фиг. 2 - вид муфты опереди; на фиг. 3 - изменение температуры в блоке автомобильного двигателя с вентил-ятором, автоматически управляемым с помощью электромагнитной муфты.
Ведомый узел / установлен на валу 2 водяного насоса при помощи подщипвиков 3. которые могут быть выполнены как качения.
так и скольжения. На ведомом узле жестко закреплены лопасти вентилятора 4 и электромагННтная кат|у1шка 5. Якорем катушки и одновременно фрикционной поверхностью ведущего узла со шкивом 6 служат сдвоенные кон.цент.рично раополож-енные кольц а 7 (см.. фиг. 2), подвижшо (в oceiBOM направлении) посаженные по линии сааряжения друг с другом. -на натравляющие пальцы 8, за-крепленные в шкиве 6. На ведомом узле } с .помощью опорного кольца 9 и изолирующего кольца 10 за.К|реплен токосъемник /), сопряженный со щеткой 12, укрепленной на кронштейне 13.
Во .В|рвмя работы вентилятора п-рн подаче тока через токосъемник 11 в катушку 5 кольца 7 беспрепятственно перемещаются -по пальцам 8 и притягиваются к ведомому узлу ./, которьгй «aqineaeT вращаться вместе со шк«вом 6. В ;результате 1вьгполнен:ия Якоря из двух :кон|цент.ричес.ких колец, допуокающих смещение друг относительно друга, обеспечивается безотказность ях осевого перемещеНИя и плотное прилегание фрикционных поверхностей.
При выключении к.атуш;ки якорь возвращается в исходное положение под действием сил, возникающих в результате разницы в величине крутящих моментов на -ведущем и .ведом-ом узлах.
Отсутствие возвращающи.х тружин обеспечивает уменьшение потребляемого тока при включен-ии в три раза п допускаем.ую велич-ину воздушного зазора между фрикционны.ми поверхностями позволяет увеличить до 4- 5 мм.
Шложительный эффакт изоб,ретения иллюстрирован фиг. 3, где линия I-III покЗЗывает из.менение температуры (горизонтальная ось) по вре.мени работы (В-ертикальна я ось) двигателя, причем на участке 1 - V во время его запуска и прогрева при закрытых жалюзи; Г-II - после .автоматического открытия жалюзи, а II-III - во время работы Под нагрузкой пр:и автол1атическом управлении муфтой вентилятора с помощью тер.мореле. СимйУГетричность линяй на участке II-III характеризует надеж.ность работы предлагаемой электромагнитной муфты.
Предмет и з о б р е т е-н и я
1.Муфта электромагнитная, преимущественно для вентиляторов охлаждеНИЯ двигателей Внутреннего сгорапия, содержащая ведущий iH ведомый узлы, на одном из которых
помещена катушка, читаемая через токосъемник, а на другом - якорь, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, якорь выпошиен в виде к.онцвнтричио ;распол женйых колец, подвижно посаженных на яаправляющие .пальцы.
2.Муфта ото п. 1, отличающаяся тем, что токосъемник за1К.реплен на ведомом узле.
фигЛ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Электромагнитная муфта | 1990 |
|
SU1815756A1 |
Пружинная переключающая муфта | 1990 |
|
SU1784783A1 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ, КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2003 |
|
RU2259282C2 |
ПРИВОД СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2010066C1 |
Гайковерт | 1979 |
|
SU859140A1 |
Лентопротяжный механизм | 1988 |
|
SU1607005A1 |
Гайковерт | 1981 |
|
SU954204A1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU386171A1 |
Двухрежимная электромагнитная муфта | 2022 |
|
RU2788143C1 |
Даты
1974-01-25—Публикация
1967-06-15—Подача