МУФТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ Советский патент 1974 года по МПК F01P7/08 F16D27/06 

Описание патента на изобретение SU412392A1

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в качестве привода, преимущественно вентиляторов охлаждения двигателей .внутреннего сгорания, особенно автомобильного типа.

Известны электромагнитные .муфты, в частности для при&ода .вент.илято.ро.в охлаждения двигателей автомобильного типа, имеющие ведущий узел с крыльчаткой водяного насоса, установленный на одном валу с п-риводным шкивом, я электромагнитную катушку, соединенную с токосъемником, а также ведомый узел, на -котором раз-мещен якорь катушки и лопасти вентилятора.

Однако известные электромагнитные муфты характеризуются сложностью фриюционного узла, особенно механизма его осевого перемещени-я, а также ограниченностью допусков на ИЗНОС фрикционных поверхностей и значительной величиной потребляемого тока. Объясняется это тем, что в известных .муфтах вентилятора ме.ханизм осевого перемещения имеет возвращающие пружины, передающие и Крутящий момент вентилятора. Поэтому такие пружины выполняются достаточно жестки.ми и при износе фрикционных поверхностей возрастающий воздушный зазор затрудняет включение муфты.

Сложность конструкЦИи и необходимость подде.ржания точной величины зазора между

фрикционными поверхностя.ми удорожают производство « эксплуатащию и препятствуют использованию автоматизированного пр.ивода вентилятора охлаждения транспортных двигателей внутреннего сгорания. У известных муфт токосъемник вращается даже тогда, когда .муфта вьгключец.а, т. е. все .время работы двигателя.

Цель изобретения - упрощение фрикциониого узла и повыщение его срока службы.

Это достигается путем раздельного .выполнения элементов, передающих крутящий момент и осуществляющих возврат якоря в выключенное положение, а та-кже уменьшением продолжительности работы токосъемника. Для этого якорь муфты выполнен в виде концентрично расположенных колец, подвчокно посаженных на направляющие пальцы, а токосъемник закреплен на ведомом узле.

Па фиг. 1 п,01К-азан поперечный разрез предлагаемой муфты, установленной на валу водяного насоса автомобильного двигателя; на фиг. 2 - вид муфты опереди; на фиг. 3 - изменение температуры в блоке автомобильного двигателя с вентил-ятором, автоматически управляемым с помощью электромагнитной муфты.

Ведомый узел / установлен на валу 2 водяного насоса при помощи подщипвиков 3. которые могут быть выполнены как качения.

так и скольжения. На ведомом узле жестко закреплены лопасти вентилятора 4 и электромагННтная кат|у1шка 5. Якорем катушки и одновременно фрикционной поверхностью ведущего узла со шкивом 6 служат сдвоенные кон.цент.рично раополож-енные кольц а 7 (см.. фиг. 2), подвижшо (в oceiBOM направлении) посаженные по линии сааряжения друг с другом. -на натравляющие пальцы 8, за-крепленные в шкиве 6. На ведомом узле } с .помощью опорного кольца 9 и изолирующего кольца 10 за.К|реплен токосъемник /), сопряженный со щеткой 12, укрепленной на кронштейне 13.

Во .В|рвмя работы вентилятора п-рн подаче тока через токосъемник 11 в катушку 5 кольца 7 беспрепятственно перемещаются -по пальцам 8 и притягиваются к ведомому узлу ./, которьгй «aqineaeT вращаться вместе со шк«вом 6. В ;результате 1вьгполнен:ия Якоря из двух :кон|цент.ричес.ких колец, допуокающих смещение друг относительно друга, обеспечивается безотказность ях осевого перемещеНИя и плотное прилегание фрикционных поверхностей.

При выключении к.атуш;ки якорь возвращается в исходное положение под действием сил, возникающих в результате разницы в величине крутящих моментов на -ведущем и .ведом-ом узлах.

Отсутствие возвращающи.х тружин обеспечивает уменьшение потребляемого тока при включен-ии в три раза п допускаем.ую велич-ину воздушного зазора между фрикционны.ми поверхностями позволяет увеличить до 4- 5 мм.

Шложительный эффакт изоб,ретения иллюстрирован фиг. 3, где линия I-III покЗЗывает из.менение температуры (горизонтальная ось) по вре.мени работы (В-ертикальна я ось) двигателя, причем на участке 1 - V во время его запуска и прогрева при закрытых жалюзи; Г-II - после .автоматического открытия жалюзи, а II-III - во время работы Под нагрузкой пр:и автол1атическом управлении муфтой вентилятора с помощью тер.мореле. СимйУГетричность линяй на участке II-III характеризует надеж.ность работы предлагаемой электромагнитной муфты.

Предмет и з о б р е т е-н и я

1.Муфта электромагнитная, преимущественно для вентиляторов охлаждеНИЯ двигателей Внутреннего сгорапия, содержащая ведущий iH ведомый узлы, на одном из которых

помещена катушка, читаемая через токосъемник, а на другом - якорь, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции, якорь выпошиен в виде к.онцвнтричио ;распол женйых колец, подвижно посаженных на яаправляющие .пальцы.

2.Муфта ото п. 1, отличающаяся тем, что токосъемник за1К.реплен на ведомом узле.

фигЛ

Похожие патенты SU412392A1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
Электромагнитная муфта 1990
  • Рыбаков Юрий Александрович
SU1815756A1
Пружинная переключающая муфта 1990
  • Яковлев Василий Алексеевич
SU1784783A1
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ, КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА 2003
  • Касимцев А.Д.
  • Темираев Р.К.
  • Калаев М.Г.
  • Крюгер Зигфрид
  • Редкин Сергей
RU2259282C2
ПРИВОД СТИРАЛЬНОЙ МАШИНЫ 1991
  • Малюгин А.П.
  • Пригаров В.В.
RU2010066C1
Гайковерт 1979
  • Мартинович Николай Петрович
SU859140A1
Лентопротяжный механизм 1988
  • Хаустов Вячеслав Григорьевич
  • Ярошенко Иван Иванович
  • Зятина Анатолий Сергеевич
  • Оптовец Лидия Александровна
SU1607005A1
Гайковерт 1981
  • Мартинович Николай Петрович
SU954204A1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1973
  • Ф. М. Злотников, П. С. Шраменко, И. Ф. Сторожев А. Д. Карнышев А. Г. Казаков
SU386171A1
Двухрежимная электромагнитная муфта 2022
  • Горохов Николай Вячеславович
  • Синицын Дмитрий Александрович
  • Попов Андрей Александрович
  • Малютин Михаил Викторович
  • Каданов Александр Владимирович
  • Шилкин Евгений Александрович
RU2788143C1

Иллюстрации к изобретению SU 412 392 A1

Реферат патента 1974 года МУФТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ

Формула изобретения SU 412 392 A1

SU 412 392 A1

Даты

1974-01-25Публикация

1967-06-15Подача