Гарь (котельный шлак) из топок паровых котлов не употреблялась как материал для устройства оснований иод одежду неколейных дорог, иаиример, брусчатых п асфальто-бетонных мостовых, главным образом по той причине, что даже сильно уплотненная гарь слоем 20-25 см продавливается на значительную глубину уже после 7-8 ударов трамбовки весом в 15 .г с высоты 35 см, в то время, как булыжное основание продавливается на глубину 3 - 5 см и более лишь после 15-20 таких лее ударов трамбовки. При ударах гаревой слой продавливается JviaBHHM образом за счет раздробления отдельных зерен гари. Вели же уплотненная гарь, лежащая слоем в 14-15 см на укатанном грунте, будет перекрыта тонкой коркой в 4-7 c--i уплотненного гранитного или другого ирочпого щебня, то гаревое основание с такой коркой становится более прочным, чем булыжное, именно при надлежащем устройстве оно сопротивляется без заметной деформации 50 ударам же трамбовки.
Такой же слой щебня, лежащий на так же пoдгoтoвvleннoм земляном полотне или слое- песка, продавливает(181)
ся совсем лег;-;о, ocdOeHHO при значительном увла кнении подстилающих слоев.
Слоем, несущим нагрузку Б предлагаемом основании, является гарь, которая в силу шероховатости отдельных зерен и большого трения между ними, будучи уплотнена и зажата сверху щебенчатой коркой, оказывает всей своей массой сопротивление ударам.
Этим объясняется тот факт, что сыпучая зернистая масса гари с некрепкими отдельными зернами, при разламывании ломом переходящая из уплотненного в прежнее рыхлое состояние, оказывает такое огромное сопротивление нагрузке и ударам. Покров же из щебня распределяет усилие на большое количество зерен гари и предохраняет их от раздробления.
Если принять во внимание, что гарь имеется на заводах в изобилии, что она идет большей частью в отвал, как отброс, если учесть, дороговизну каменных материалов, с основанием из коих гаревое основание успешно соперничает по прочности, учесть, что подвозка камня и песка из карьеров, подчас очень далеких, в виду большого количества, потребного для каменного основания этих материалов, загружает железнодорожный транспорт, то в районе фабрик и заводов гаревое основание чрезвычайно выгодно в отношении уменьшения затрат по первоначальному сооружению его, равно как в эксплоатацни, так как гарь хорошо дренирует, совершенно не изменяется от действия температуры воды и воздуха, и при ремонте основание легко может быть переделано с использованием тех же материалов. Кроме того, при постройке гаревого основания можно обойтись без мостовш;йков,-профессии, дорого оплачиваемой.
При предлагаемом способе устройства основания под одежду неколейных дорог, например, брусчатых и асфальтобетонных мостовых, предварительно делают корыто с планировкой по отметкам проекта и с устройством продольных и поперечных дренажей, если они требуются при устройстве прочих видов водопроницаемого оснозания. Грунт укатывается восьмитонным катком до уплотнения с заделкой просадов грунтом-же. В корыто насыпают гарь ровным слоем в 14-15 см. После разравнивания гарь укатывается те.ч л;е катком до полного уплотнения с поливкой водой не менее восьми литров на кв. метр и выравниванием просадов подсыпкой гарн в процессе укатки. При плотных, надежных грунтах гаревая подсыпка может быть несколько уменьшена, при слабых же увеличена для обеспечения надежности основания. Укатку каждого слоя гари необходимо вести отдельно.
Сверх уплотненного слоя гари насыпают. еш;е ровный, рыхлый, без укатки, слой гари в 4-6 см; поверх него насыпают гранитный щебень, щебень крепких песчаников или щебень металлургического шлака, слоем толщиной 6 - 9 сл€, при диаметре щебенок 2i/2-5 сл{, и затем укатывают тем же катком до выравнивания поверхности щебня.
Мартеновский и прочий нестойкий шлак следует брать монолитный, и пористость его в виде пузырей и раковин не должна превышать .
После угсаткн щебня на его поверхность рассылают еще слой гари толщиной в 3-4 см и укатывают с пролавкой водой, не менее 15-20 литров на кв. метр, до заполнения промежутков между щебенкамя и до уплотнения воего второго слоя, что определяется тем, что барабаны катка при проходе делают черту не выше 1,5-2,0 мм. Небольшие неровности засыпают гарью в процессе укатки.
При устройстве основания под асфальто-бетонную мостовую работы ведутся тем же порядком, но слой щебня засыпать гарью не следует, а только производят укатывание его до уплотнения, после чего основание готово.
Послойный метод укатки вызван тем, что гарь вследствие шероховатости отдельных зерен при укатке восьмитояным катком толстого слоя в 23-25 см передает настолько ничтоя ное давление нижним слоям, что они очень мало уплотняются. При обильном смачивании толстого слоя в 25 см получается неустранимая волна перед катком, тогда, как при укатке тонкого сдоя гари (до 15 см) и смачивании достигается полное уплотнение.
Насыпка второго слоя рыхлой гари в 4 с.к на уплотненный слой гари вызвана тем, что необходимо достигнуть при укатке, для придания прочности основанию, абсолютного заполнения промежутков между щебенками снизу, что особенно важно при употреблении щебня из мартеновского шлака, в котором иногда идет процесс распада даже в тех случаях, когда он представляет монолитную массу и тем более, когда он представляет массу пористую, пузырчатого строения.
В этом случае дости1ается зубчатое соединение щебня с гарью, что предотвращает передвия ение щебня по гаревому слою при ударах и при местных нагрузках.
Шероховатость отдельных зерен гари настолько значительна, что в цсуплотненном виде гарь сохраняет вертикальные стенки, чем она и отличается прежде всего от песка с гравием, к которому ее обычно приравнивают.
Fcipb почти не разжижается и не становится текучей даже при значительном увлажиении. что делает ее очень надежным в 1)сыозакаи ;ат8риалом, неЯ8меино сохраняющим уплотненное со- j гари от раздазляванил поверх означенстояпие.ной гари насыпают рыхлый (без укатПредмет изобретения.
1. Способ устройства основания иод ; 2. Прием осуществления способа по одежду неколейных дорог с примене- j п. 1, состоящий в том, что после укатнием послойно уплотненной катками га- ки щебня сверх него рассыпают еще рн (котельного щлака), отличающийся | слой гари в 3-4 см толщиной и, сма7ем, что для предохранения зерен этой | чивая водой, укатывают последний.
3
ки) слой гари ТОЛЩИНОЙ в 4-6 см, а
сверх него слой щебня толщиной в 69 ол и укатывают последний.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ устройства основания под одежду неколейных дорог | 1934 |
|
SU48435A1 |
НЕВЕСОМЫЙ КАТОК ДЛЯ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ И ДРУГИХ ПОРОШКООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ С ПЛОТНОСТЬЮ, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРЕДЕЛУ ИХ ПРОЧНОСТИ | 2008 |
|
RU2386743C2 |
СПОСОБ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ И ДРУГИХ ПОРОШКООБРАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ УКАТЫВАНИЕМ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2374382C1 |
Способ возведения основания | 1983 |
|
SU1139790A1 |
КОЛЬЦЕВАЯ МАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА И СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЬЦЕВОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2135672C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА И СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ С ЕЕ РЕМОНТОМ И РЕКОНСТРУКЦИЕЙ | 1998 |
|
RU2135671C1 |
УСТРОЙСТВО СМЕШАННЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ | 2008 |
|
RU2407848C2 |
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1998 |
|
RU2140479C1 |
Способ строительства цементно-бетонного покрытия | 1982 |
|
SU1038396A1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ДОРОЖНОГО ОСНОВАНИЯ | 2000 |
|
RU2179609C1 |
Авторы
Даты
1935-02-28—Публикация
1934-07-19—Подача