1
Изобретение относится к области электромашиностроения.
Существующая технология изготовления ши.хтованного магнитного сердечника статора и укладки в пазы стержней обмотки не позволяет избежать образования в пазу тангенциальных зазоров случайного размера. Такие зазоры недопустимы в крупных электрических машинах, так как они приводят к вибрации стержней, которая вызывает механическое разрушение обмотки и образование разрушающих изоляцию пазов разрядов.
Одни-м из известных способов крепления обмотки является боковое уплотнение стержней в пазах, например, благодаря установке между стержнем и стенкой паза ироводящих илп изоляционных волнообразных прокладок. Однако установка прокладок с любой стороны паза в произвольно образовавшиеся после укладки стержня зазоры довольно сложна, причем некоторые участки стержня с зазорами, мень:нпми минимально возможной толщины прокладок, остаются неуплотненными.
По предлагаемому способу с целью упрощения изготовления и повышения надежности электрической машины стержень обмотки отжимают к боковой стенке паза посредством клиньев, установленных между стержнем и стенкой паза, а в промежутках между клиньями в образовавшийся зазор устанавливают уплотняющие прокладки.
Уплотнение стержневой обмотки в пазах сердечника статора электрической машины по предлагаемому способу осуществляется следующим образом.
стержнем и стенкой паза вводят клинья, например, из стеклотекстолита в нескольких местах по длине паза и стержень от-} жимают этими клиньями к противоположной стенке паза. Наилучшие результаты дает отжатие по направленпю вращения ротора, т. е. по направлению действия электромагнитны.х сил.
В соответствии с величинами зазоров на каждом участке по длине паза, свободной от
установленных клиньев, подбирают одну или несколько уплотняющих прокладок, например, из волнистого полупроводящего стеклотекстолита, чтобы максимально выбрать весь зазор, в образовавшийся зазор в промежутках между установленными клиньями вводят подобранные уплотняющие прокладки.
Такой способ уплотнения обмотки дает следующие преимущества:
случайные технологические зазоры между
обмоткой и стенкой паза выбираются максимально; прокладки устанавливаются наибольшей возможной толщины, а следовательно, наиболее прочные и упругие, что обеспечивает эффективность уплотнения и надежность
работы машины; отжим стержня к одной стороне паза облегчает установку прокладок;
без выполнения- такой операции установка прокладок при небольших зазорах практически невозможна; возможность тангенциальных перемещений стержня в пазу, а следовательно износа прокладок, нарушения контакта между стенкой паза и обмоткой и БОЗникиовения пазовых разрядов устраняется.
Предмет изобретения
Способ уплотнения стержневой обмотки в пазах сердечника электрической машины путем введения в зазор между стержнем обмотки и боковой стенкой паза уплотняющих элементов, например полупроводящих нрокладок волнообразной формы, отличающийся тем, что, с целью упрощения изготовления и повышения надежности стержень обмотки отжимают к боковой стенке паза посредством клиньев, установленных между стержнем и стенкой паза, а в промежутках между клиньями в образовавшийся зазор устанавливают уплотняющие прокладки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1081743A2 |
Обмотанный статор высоковольтного турбогенератора | 1990 |
|
SU1793517A1 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2236740C2 |
Способ изготовления стержня обмотки статора | 1990 |
|
SU1787306A3 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1982 |
|
SU1070654A1 |
Обмотанный статор высоковольтной электрической машины | 1986 |
|
SU1372491A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ОБМОТКИ В ПАЗАХ СЕРДЕЧНИКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2237336C2 |
СПОСОБ СБОРКИ СЕРДЕЧНИКА СТАТОРА | 1991 |
|
RU2027284C1 |
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1991 |
|
SU1823078A1 |
Даты
1974-03-05—Публикация
1970-06-15—Подача