Изобретение относится к области производства п применения твердых смазок, используемых в узлах трения машин и механизмов и может быть использовано во многих отраслях промышленности, в частности в антнфрикционных материалах.
Общеизвестен и широко используется в качестве смазочного материала дисульфид молибдена.
Однако дисульфид молибдена характеризуется не вполне удовлетворительными смазочными свойствами, в частности износостойкостью и адгезией антифрикционных покрытий на его основе.
Известен антифрикционный материал на основе графита, пропитанного фосфатом марганца 1-7%. Пропитка графита фосфатами снижает более чем в двадцать раз скорость окисления графита на воздухе при 450-600° С и улучшает фрикционные характеристики при повышенных температурах.
При оптимальных температурах влияиие пропитки на смазочные свойства графита нроявляется слабее. Антифрикционные покрытия, полученные из порошка такого графита, характеризуются ннзкой нагрузочной способностью и ограниченной износостойкостью.
Целью изобретения было повышение смазочных свойств как дисульфида молибдена, так и графита.
Эта цель достигается введением в смазку на основе графита, пропитанного фосфатом марганца, дисульфида молибдена. Получаемая при этом твердая смазка состоит из 40- 95 вес. % дисульфида молибдена и 5-60 вес. % графита, пропитанного фосфатом марганца, причем содержание фосфата марганца в графите составляет I -10 вес. %.
Твердая смазка была испытана в лабораторных условиях. Для приготовления смазки тонкодисперсные порошкп дисульфида молибдена и графита, содержащего 5% фосфата марганца, взятые в определенных соотношениях, тщательно перемешивали общепринятыми способами.
Полученную смесь порошков засыпали в контейнер виброустановкн, используемой для нанесения антифрикционного покрытия на поверхности треншя. Смесь порошков дополнительно подвергали перемешиванию в среде технологических шариков в течение 6 .
После этого в контейнер загружали образцы с целью нанесения антифрикционного иокрыт1ия. Обработка образцов длилась 1 час. после чего образцы вынимали из контейиера, протирали от избытка порошка и ставили на испытание.
Р1спытание антифрикционного покрытия проводили на машиие трения следующих условиях. Скорость вращения нижнего
ооразца, на которым 0,96 м/сек. Верхний непо покрытия прижимается 35 кгс. Цилиндрические метр 40 мм, толщину 10 мвеллу 56. Определялось носостойкость) покрытия Получены следуюш,ие кости покрытия:
Коииентрация в смеси, %: МоЗг
100 90
Графит, пропитанный фосфа т о м
10 марганца
Износостойкость,
J}IIH
837
400
Сталь 9x18 1000
440 Сталь ШХ-15
Таким образом, смазочная способность твердой смазки, представляющей собой смесь MoS2 40-95% и графита, пропитанного фосфатами марганца, 5-60%, в 2-3 раза выше, чем у дисульфида молибдена и более чем в тысячу раз превышает таковую для графита.
Предмет изобретения
Твердая смазка на основе графита, пропитанного фосфатом марганца, отличающаяся тем, что, с целью новыщения слгазочных свойств, в состав смазки введер дисульфид молибдена 40-95 вес. % и графит 5-60 вес. %, содержащий 1 -10 вес. % фосфата марганца.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АНТИФРИКЦИОННАЯ СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ЕЕ ПОЛУЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2321620C1 |
Антифрикционная паста "эдма-10 | 1976 |
|
SU874748A1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2014 |
|
RU2570403C2 |
СМАЗОЧНЫЙ СТЕРЖЕНЬ | 2008 |
|
RU2388635C2 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СМАЗОЧНОГО СТЕРЖНЯ | 2004 |
|
RU2271385C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ РОМАНИТ, СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТ УЗЛА ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201431C2 |
СМАЗОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2007 |
|
RU2321619C1 |
СОЕДИНЕНИЕ СТРЕЛОЧНОЙ ГАРНИТУРЫ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ВТУЛКИ СОЕДИНЕНИЯ | 2005 |
|
RU2400328C2 |
Твердая смазка и способ ее получения | 1980 |
|
SU891761A1 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ БОКОВОГО ИЗНОСА ГОЛОВКИ РЕЛЬСА И СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2542857C2 |
Авторы
Даты
1974-04-15—Публикация
1972-07-20—Подача