Известны дноуглубительные устройства, представляющие собой судно с винтами, наподобие гребных винтов, служащими для создания усиленного движения воды над грунтом с тем, чтобы этот грунт размывался и уносился течением реки.
Предложенное устройство относится к такого рода дноуглубительным устройствам и заключается в том, что сзади судна прикреплено направляющее приспособление, у которого боковые поверхности образуют угол, обращенный вершиной к судну, а гребные винты расположены в корме судна веерообразно. Этим имеется в виду получить возможность направлять размывающие грунт струи воды в стороны и при проходе судна через перекат образовать прорезь (канал) значительной ширины.
На чертеже фиг, 1 схематически изображает изобретенное устройство в плане; фиг. 2-расположение дноуглубительного устройства на речном перекате во время работы.
Дноуглубительное устройство может иметь следующее конструктивное оформление, по мнению изобретателя, являющееся наиболее приемлемым, но необязательным.
Корпус устройства стальной, плоскодонный; носовое образование обычного вида, корма по типу мел| оводных речных винтовых судов, имеет в плане вид. полукруга с радиусом, равным половине ширины судна. Судно должно иметьбаластные цистерны и механизмы для быстрого изменения своей осадки путем наполнения и опорожнения цистерн, а также для получения в нужных случаях дифферента на нос или корму, и крена. Гребных винтов семь: один винт 4- главный, расположен за кормой по оси судна, остальные шесть располагаются в кормовой части судна, по три с каждого борта следующим образом: первая пара 5-под углом 55° к оси судна симметрично с правого и левого бортов, вторая пара 6-под углом 75 к этой же оси и третья пара 7-под углом 85°. Винты устанавливаются на различном расстоянии от борта; ближе всех главный, первая пара -дальше, вторая пара - еще дальше, третья пара-дальше всех. Главный винт служит как для размывания грунта, так равно и для движения судна при переходах с одного места работы на другое. Поэтому для приведения его в действие необходим двигатель ббльшей мощности, чем для каждого из боковых винтов.
На судне установлены четыре лебедки, служащие для установки и передвижения снаряда по прорези. Главная лебедка служит для продвижения снаряда вперед-вниз по течению во время производства работ по размыву переката. Она должна быть достаточно мощной, чтобы свободно преодолевать силу винтов, толкающих снаряд во время работы в противоположную сторону, т. е. против течения. Носовая лебедка служит .для установки снаряда перед работой, а равно для удержания снаряда на месте во время перерывов в работе. Две боковые лебедки, правая и левая, служат для удержания снаряда по оси исполняемого канала. Направляющее устройство / предназначено для разделения на две части водной струи, получаемой от действия главного (среднего) винта. Оно устанавливается на некотором расстоянии от винта и имеет две боковые по1верхности 2 и 5, образующие угол (около 90°), обращенный вершиной к судну.
Установка снаряда для работы производится после выполнения обследования переката промерами и обозначения створами оси подлежащего прорытию канала. Работа начинается (по течению) с верхнего конца с той глубины верхнего плеса, какую необходимо получить путем размыва переката. При установке, как показано на фиг. 2, закладывается на небольшом (100-150 ж) расстоянии от снаряда носовой 8 и два боковых якоря 9. Кормовой якорь /7 закладывается по направлению оси канала 10 возможно дальше (желательно ниже нижнего конца мели с расчетом возмож/ности сделать прорезь без перекладки этого якоря).
Подготовка снаряда к действию производится одновременно с -закладкой якорей и заключается в постановке боковых винтов из нерабочего (см. ниже) :В рабочее положение и приданию снаряду той осадки, какая нужна для получения нужной глубины.
Работа снаряда выполняется действием указанных гребных винтов. Каждый винт при вращении с нужной скоростью создает струю воды, направленную от снаряда в сторону по направлению вала винта. Действием всех винтов будет создано сильное, расходящееся от оси в стороны течение, под влиянием которого щесчаный и песчано-илистый грунт дна будет размываться и относиться в стоipOHbi от исполняемого канала. В зависимости от качеств грунта, крупности зерен песка и количества сцепляющего песок ила, а также в зависимости от толщины подлежащего удалению слоя должно происходить регулирование действия винтов (изменение скорости вращения всех или некоторых из них) и регулирование осадки снаряда. Под действием винтов в русле реки будет образовываться канал нужной глубины, а потому постепенно снаряд должен передвигаться вниз по течению. Скорость передвижения зависит от качества грунта, толщины снимаемого слоя, а также от умения управлять снарядом.
Конструктивное устройство шести боковых винтов должно быть таким, чтобы возможно было в кратчайший срок установить винты в рабочее состояние перед пуском в действие (в начале работ) и также быстро привести их в нерабочее состояние по окончании работы для перехода на другое место. В нерабочем состоянии как самые винты, так и валы их должны совсем сниматься или подниматься из воды с тем, чтобы не избежать повреждения их от задевания о дно, берег, плывущую древесину, встречное судно и т. п. Кроме того, должна быть обеспечена возможность быстрой смены винтов другими (других размеров и другой конструкции) в зависимости от условий работы.
Конструктивное оформление направляющего устройства - разделителя / должно быть таким, чтобы можно было изменять глубину опускания его и расстояние между ним и главным винтом.
Предмет изобретения.
Дноуглубительное устройство в виде судна с гребными винтами, служащими для р&змывания грунта с тем, чтобы этот грунт уносился течением реки, отличающееся тем, что с целью направления размывающих грунт струй воды в стороны, сзади судна прикреплено направляющее приспособление /, у которого боковые поверхности 2 и J образуют угол, обращенный вершиной к судну, а гребные винты расположены в корме судна веерообразно.
Авторы
Даты
1935-03-31—Публикация
1934-02-22—Подача