Судоходство по большинству речных путей встречает на практике затруднения из-за посадки судов на мель, а в мелководье средняя скорость движения судов снижается на половину и даже более, так как из перекатах приходится итти тихим ходом, иногда бывает необходимо высаживать пассажиров, которые вынуждены по нескольку километров итти берегом пешком, чтобы пароход при меньшей осадке мог миновать перекат; приходится распаузивать суда, чтобы уменьшить осадку и т. д.
Во многих случаях всех этих затруднений судоходства и замедления движения можно было бы избежать, если бы судоводители хорошо знали свой фарватер. Тогда командир взял бы груза и пассажиров лишь столько, чтобы осадка судна позволила пройти все перекаты на данном участке, а на каждом перекате командир должен иметь возможность находить наиболее глубокий путь, где бы можно было провести судно.
Суш:ествующ.ая система промера глубины фарватера совершенно не дает возможности изучить таковой даже приблизительно. Единственный применяемый способ промера вручную наметкой крайне не точен, так как зависит от опытности и искусства матросаиа.метчика. Оценка результатов промера
зависит от субъективных впечатлений матроса-иаметчика; степень углубления конца наметки (шеста) в грунт совершенно невозможно оценить на ходу судна; также никогда не принимается во внимание, что наблюдение делается на несколько наклонной, а не на вполне вертикальной наметке. Поэтому все наблюдения наметчика весьма и весьма приблизительны, отчего бывают случаи, что наметчик выкрикивает глубину, на которой судно легко прошло бы, а между тем в ту же минуту судно садится на мель.
Еш,е больше неточностей бывает при промерах глубины ночью, когда ко всему вышесказанному прибавляется еш;е плохая видимость из-за недостаточности освещения.
Предлагаемый автоматический указатель глубины в корне меняет условия судовождения на всех водных путях.
Этот указатель, поставленный в штурвальной рубке прямо перед глазами командира судна и штурвальных, беспрерывно на ходу судна будет показывать глубину реки под носовой частью судна. Эти показания будут делаться хорошо видимой черной стрелкой на белом циферблате, где стрелка будет отмечать глубину в дециметрах. Никакого включения или выключения, никаких знаний для этого не потребуется, и не только не потребуется ни одного человека для
обслуживания указателя, а наоборот, из штата многих судов можно будет сократить одного матроса, так как совершенно отпадает надобность в наметчике. Исключительной важностью этого изобретения является то, что оно дает возможность командирам и штурвальным, имея беспрерывно действующий указатель перед глазами, настолько хорошо изучить дно реки на том участке, где плавает судно, что они положительно „наизусть будут знать каждую неровность дна. Плавая при большой и средней воде и машинально наблюдая за стрелкой указателя, судоводители заранее будут знать, что на отдельных местах реки имеются неровности дна, где при мелкой воде нужно будет быть крайне осторожным. Пользуясь указателем, судоводители, уже при ближайших же рейсах, отыш,ут себе в этих опасных местах фарватер заранее, чтобы знать его к периоду мелководья.
В реках с часто меняющимся фарватером (особенно в Средней Азии), а также в большинстве верховьев рек, где до сих пор правильное судоходство было крайне затруднено, применение автоматического указателя глубины безмерно облегчит освоение таких участков, поможет следить за изменением фарватера, поможет значительно расширить сеть водных путей сообщения и создать связь с отдаленными окраинами, ныне совершенно оторванными из-за бездорожья.
Колоссальную роль сыграет автоматический указатель в лесосплавном деле, когда командир буксирующего судна будет заблаговременно выбирать фарватер, сообразуясь с глубиной осадки плотов.
Еще большее значение будут иметь такие автоматические указатели при установке их на судах службы пути и обстановочных участков. Рабочие пароходы обстановочников в несколько раз сократят свою работу по изучению фарватера реки и тут же на месте немедленно смогут расставлять баканы и прочие сигнальные знаки.
Чрезвычайно важное значение имеет автоматический указатель для выявления участков реки, требующих дноуглубительных работ, а также для всяких
исследовательских и гидротехнических и научных изучений русла рек.
В предлагаемом приборе для определения глубины фарватера с применением поворотного рычага, устанавливаемого на судне и опущенного одним концом на дно, с целью предупреждения во время направления движения судна поломки рычага, другой конец его щарнирно прикреплен к трубе, поворотной вокруг вертикальной оси на любой угол. Конец рычага, опущенный на дно, снабжен лопатообразной лыжиной для возврата рычага в исходное рабочее положение под влиянием потока воды, воздействующей на отогнутую вверх часть лыжины.
На чертеже фиг. 1 изображает вертикальный разрез прибора для определения глубины фарватера; фиг. 2-вид рычага сбоку; фиг. 3-то же сверху; фиг. 4-вид указателя спереди; фиг. 5- то же сбоку; фиг. 6-установку прибора на судне.
Все устройство состоит из двух основных частей, а именно: прибора для автоматического определения глубины фарватера (фиг. 1 - 3) и собственно указателя (фиг. 4-5).
Прибор устанавливается в носовой части судна, желательно в переднем отсеке впереди капитальной переборки, как указано на фиг. 6. Указатель помещается в штурвальной рубке возле передней стенки. На фиг. 6 изображен внутренний вид штурвальной рубки с установленным в ней указателем, из какового рисунка видно, что указатель стоит прямо против штурвальных, управляющих действием руля, и без всякой регулировки, без всякого вмещательства штурвальных, беспрерывно показывает им какова глубина реки в данном месте.
К днищу 1а (фиг. 1) судна, с помощью фланца в виде кольца 7 из углового железа, приклепывается (или приваривается) металлическая труба 3. В днище судна делается отверстие, равное внутреннему диаметру трубы. Внутрь трубы 3 вставлена вторая труба 2. Между трубами вставлен щарикоподшипник W, укрепленный на трубе 3 посредством навинченной на нее муфты 4. На нижний конец трубы 2 навертывается муфта 9 с помещенной над ней железной шайбой 6, поверх которой свободно лежит бронзовое кольцо 7, служащее как нижний подшипник. Изнутри к муфте 9 приварены два ушка, шарнирно связанные с поворотным рычагом 5, могущим поворачиваться книзу на угол в 45°, как показано на фиг. I, где сплошной линией обозначен рычаг, вплотную прижатый к днищу судна, а пунктирной линией показан тот же рычаг в своем предельном нижнем положении. Ниже этого рычаг опускаться не может благодаря упору 8 на тяге //с установочным винтом /2; последний позволяет регулировать угол поворота рычага. Длинное плечо рычага 5 имеет трехгранную форму и на конце заканчивается лопатообразной лыжиной 5а в виде загнутой на 90° стальной или латунной плоской пружинки (фиг. 2-3). Лыжина 5а служит для возврата рычага в исходное рабочее положение под влиянием потока воды, воздействующего на отогнутую вверх часть лыжины. Короткое плечо рычага шарнирно связано с тягой /7, проходящей внутри трубы до самого верха ее, где тяга 7/ шарнирно подвешена к рычагу 73, поворотно укрепленному на трубе 2. На конце тяги 77 имеется ушко, к которому закреплена стальная проволока 74, идущая по блочкам прямо в указатель, стоящий в штурвальной рубке. Возле самой тяги 77 поставлен один вертлюжек и один маленький талреп 75 во избежание скручивания проволоки и для затяжки последней.
Указатель представляет узкий шкафчик высотою вровень с нижней частью окон рубки. В передней стенке указателя вставлено стекло.
На задней стенке с помощью фланца с осью укреплен блочек 76, через который перекинута стальная проволока 74, идущая от вышеописанного прибора/ в указатель и в последнем заканчивающаяся подвешенным грузом 22, позволяющим держать проволоку все время в натянутом состоянии.
На задней стенке указателя имеется другой фланец 77, с тонкой стальной осью, на которой вращается стрелка IS. На последней имеется палец 23, закрепляемый в прорези на стрелке при помощи гаечки, так что палец можно приблизить и удалять от оси стрелки для регулировки показаний последнейНа проволоке закреплена с помощью стопорного винтика муфточка 79, снабженная вилочкой, захватывающей палец 23 на стрелке 78. Под прямым углом к вилочке в муфточку впаян направляющий хвост, движущийся между двумя направляющими пластинками 20, которые не позволяют муфточке вертеться, а вилочке соскочить с пальца на стрелке.
Ниже направляющих 20 на проволоке зажата другая муфточка 27, которая не позволяет проволоке проскочить дальше известного предела, чтобы не согнуть стрелку, когда почему либо проволока, идущая от аппарата, будет ослаблена или снята при ремонте.
Под собственным весом, а также слегка подсобляемый натяжением груза 22, рычаг 5 постоянно стремится ползти своей лопатообразной лыжиной 5а по дну реки (фиг. 6). При этом, при наибольщем наклоне, т. е. при 45° лыжина будет находиться ровно на один метр от днища судна. В этом положении при помощи м}фточки 79 (фкг. 4), а также талрепа 75 (фиг. 1) стрелка 7S устанавливается на делении 1 циферблата. При полном прилегании рычага 5 к днищу судна, то есть при посадке на мель, короткий конец рычага 5 вместе с тягой 77 опустится, а значит на соответствующую величину протянет проволоку, которая опустит стрелку на нуль циферблата. Ясно, что все неровности дна в пределах от О до 1м ниже днища судна будут все время отмечаться стрелкой на промежуточных делениях циферблата.
В случае, если пароход идет задним ходом или имеет на поворотах боковое смещение, лыжина 5а вместе с внутренней трубой 2 поворачивается в нужном направлении, так как вращение трубы на шарикоподшипниках происходит крайне легко, а широко загнутая лопатообразная лыжина рычага скорее слегка скользнет по дну, чем согнется, для чего требуется значительное усилие. Итак указатель одинаково надежно будет работать как при переднем, так и
при заднем ходе, а также при боковом сносе парохода.
В случае, если пароход работает на глубокой воде, и указатель безусловно не нужен, тогда достаточно надеть на рычаг 13 торцевую рукоятку и, подняв ее вверх до отказа, тем самым прижать рычаг к днищу судна и, вставив шплинт для упора, оставить рычаг в этом положении, т. е. прижатым вплотную к днищу.
Все шарнирные соединения, которые могли бы пострадать от резких ударов, скрыты внутри трубы, и отнюдь не выступают ниже днища судна, как это видно на фиг. 1. Однако, для полной безопасности можно к днищу приклепать предохранительное ограждение 25 (фиг. 1) подковообразной формы, огибающее переднюю половину окружности трубы. Этой подкове целесообразно придать треугольное или пол круглое сечение. Такое ограждение защитит все устройство даже от катяпшхся по днищу подмятых пароходом под себя бревен на сплавных реках.
Указатель отмечает глубины до 1 ж ниже днища судна; имея в виду, что обычная осадка речных судов бывает от 0,6 до 1,2 м, получается, что указатель будет беспрерывно показывать глубину
реки до 1,6-2,2 ж. Глубины больше вышеуказанных отмечать бесполезно, так как на таких участках любой речной пароход безусловно будет легкорейсировать без всякой сигнализации. Однако, для пароходов специального назначения(изыскательских, обстановочных и др.), легко переделать тот же самый аппарат для больших глубин, для чего достаточно удлинить рычаг 5 и соответственно переградуировать циферблат.
Предмет изобретения.
1.Прибор для определения глубины фарватера с применением поворотного рычага, устанавливаемого на судне и опущенного одним концом на дно, отличающийся тем, что другой конец рычага щарнирно прикреплен к трубе 2, поворотной вокруг вертикальной оси на любой угол, в целях предупреждения, во время перемены направления движения судна, поломки рычага.
2.При приборе по п. 1 применение лопатообразной лыжины 5а, в целях возврата рычага в исходное рабочее положение под влиянием потока воды, воздействующего на отогнутую вверх часть лыжины.
фиг.
77777
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АВТОМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ГЛУБИНЫ РЕЧНОГО ФАРВАТЕРА НА ДВИЖУЩИХСЯ РЕЧНЫХ СУДАХ | 1922 |
|
SU7175A1 |
Устройство для автоматической регистрации графика глубин | 1948 |
|
SU78097A1 |
РЫЧАГ К СУДОВЫМ ПРИБОРАМ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ГЛУБИНЫ ФАРВАТЕРА | 1935 |
|
SU46154A1 |
Дноуглубительное устройство | 1934 |
|
SU42468A1 |
Способ производства промера глубин посредством эхолота или иного прибора, установленного на промерном судне | 1950 |
|
SU94500A1 |
СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДНА | 2012 |
|
RU2501708C1 |
Приспособление для указания отклонений судна от фарватера реки | 1931 |
|
SU25881A1 |
СПОСОБ УСТАНОВКИ НА МЕСТО ДЕРЕВЯННОГО КАРКАСА ДЛЯ УСТРОЙСТВА ПЕРЕМЫЧЕК, ПЛОТИН, МОЛОВ И ДАМБ С НАРУЖНЫМИ ОТКОСАМИ | 1925 |
|
SU9156A1 |
СПОСОБ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ СУДНА | 2012 |
|
RU2532668C2 |
АМФИБИЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 2023 |
|
RU2822072C1 |
Авторы
Даты
1935-10-31—Публикация
1934-04-02—Подача