1
Изобретение относится к облас ти электромашиностроения.
Известны статоры электрических машин, в которых все стержни обмотки расклинены в слоях с помощью прижатых к нажиыныи фланцаи изоляционных элементов - распорок и клиньев.
Однако в такой конструкции статора затруднено перемещение вдоль оси статора прижатых к нажимным фланцам распорок при тепловом удлинении стержней, в то же время стержни чрезмерно податливы в тангенциальном направлении на выходе из паза под действием электродинамических усилений, что приводит к повышению механических напряжений .в корпусной изоляции стержней и снижению,надежности машины.
Цель изобретения - повышение надежности.
Это достигается тем, что ра клинивающие изоляционные элементы выполнены как одно целое с кольцом, закрепленным ъ радиальном
направлении относительно нажииного. флайца посредством распорокшатунов с эластичными прокладками на концах и упорных винтов.
Распорки-шатуны могут быть установлены с наклоном относитель но диаметральной плоскости, причем концы распорок, примыкающие к кольцу, расположены ближе к сердечнику, чем их противоположные концы, на величину удлинения стержней обмотки от нагрева.
На фиг. I изображена часть статора электрической машины, продольный раэрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез.
В корпусе статора размещен сердечник I с нажимными фланцами 2, возле каждого из которых разиещено кольцо 3 из электроизоляционного материала, например из стеклопластика, на котором выполнены вытянутые вдоль зубцов сердечника I распорки 4 с клиновыми прорезями. Кольца 3 ориентированы относительно нажимных фланцев 2 с помощью нескольких
радиальных распорок-шатунов 5 из электроизоляционного материала, например стеклопластика, эластичных прокладок 6, например, из мягкой теплостойкой резины, чашек 7 из немагнитной стали и упорных винтов 8, В пазы сердечника I уложены стержни 9 и 10 обмотки статора ив клиновые прорези распорок вставлены клинья II и 12, зафиксированные известным образом. Пазовые и лобовые части стержней 9 и 10 также закреплены известным образом.
При нагружении электрической машины удлиняемые нагреванием стержни 9 и 10 обмотки статора перемещают присоединенные к ним кольца 3 относительно нажимных фланцев 2, причем создаваемый распорками-шатунами 5 сильный радиальный распор не создает заметного сопротивления перемещению колец 3 вдоль оси сердечника I вследствие легкого изменения формы эластичных прокладок б и наклона распорок -шатунов 5.
При форсировке возбуждения перемещение стержней 9 и 10 на выходе из паза под действием возрастающих в их лобовых частях
встречных окружных электродинамических усилии предотвращается жестким соединением распорок 4 с кольцами 3.
Предмет изобретения
1.Статор электрической маши ны, содержащий корпус, сердечник
с нажимными фланцами и расположенную в пазах сердечника обмотку, стержни которой расклинены на выходе из пазов изоляционными элементами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, изоляционные элементы выполнены как одно целое с кольцом, закрепленным в радиальном направлении относительно нажимного фланца посредством распорокшатунов с эластичными прокладками на концах и упорных винтов.
2.Статор по П.1, отличающийся тем, что распорки-шатуны : установлены с наклоном относительно диаметральной плоскости, причем концы распорок-шатунов, примыкающие к кольцу, расположены ближе к сердечнику, чем их противоположные концы, на величину удлинения стержней обмотки от нагрева.
2fuz.Z
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1075353A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1976 |
|
SU656156A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1070648A1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора | 1991 |
|
SU1831749A3 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора | 1974 |
|
SU562039A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1617537A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫВСЕСОЮЗНАЯ | 1971 |
|
SU304660A1 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2046507C1 |
Даты
1974-06-25—Публикация
1972-02-07—Подача