1
Изобретение относится к электрическим машинам, в частности к турбогенераторам, и касается конструкции крепления лобовых частей обмотки статора.
Известно устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, содержаш,ее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемеш ения на цилиндрическом элементе, соединенном с нажимной плитой статора. Эта конструкция не обеспечивает постоянного жесткого закрепления лобовой части обмотки и выбора зазоров между лобовыми частями стержней и промежуточными элементами крепления.
Целью изобретения является повышение надежности закрепления.
Цель достигается тем, что между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой части обмотки, размеш,ен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента.
На внутренней поверхности цилиндрического элемента могут быть выполнены аксиальные пазы для клиньев, а торец клина, обращенный в противоположную от нажимной плиты сторону, может быть снабжен выступом, на который опирается упругий элемент.
На фиг. 1 показан продольный разрез статора, а на фиг. 2 - вид торца статора без обмотки.
Статор содержит двухслойную обмотку 1,
уложенную в пазах сердечника 2, набранного из штампованных и изолированных листов электротехнической стали. Лобовые части 3 обмотки статора скреплены между собой с помощью бандажных изоляционных колец 4 и
шнуровой вязки 5. Бандажные кольца 4 опираются на кронштейны 6 и л ;естко с ними скреплены. Кронштейны равномерно расположены по окружности статора.
Сердечник 2 статора спрессован и удерживается в аксиальном направлении с помощью
стяжных ребер 7 и массивных нажимных
плит 8 из немагнитной стали, размещенных по
торцам.
Нажимная плита 8 выполнена в виде диска с выступающим по всей длине лобовой части до головок в аксиальном направлении жестким цилиндрическим кольцом 9. Кронштейны 6 свободно размещены между прикрепленны.ми к нажимной плите направляющими 10
и имеют в аксиальной плоскости скошенную под углом к цилиндрическому кольцу 9 опорную сторону И. В пространство, образованное между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, установлены клинья радиальной
жесткости 12, снабженные специальным бородковым выступом 13, через который клинья прикреплены и упруго поджаты в аксиальном направлении, например с помощью пружин 14 и болтов 15. Клинья радиальной жесткости 12 установлены в пазах 16, которые выполне- 5 ны на внутренней цилиндрической части нажимной плиты и служат направляющими. Корзина лобовых частей упруго поджата радиально с помощью клиньев радиальной жесткости 12 и пружин 14 относительно ци- Ю линдрической части 9 нажимного кольца 8. При тепловом удлинении обмотки кронштейн 6 вместе с корзинкой лобовых частей и клиньями радиальной жесткости 12 будут двигаться в направляющих 10 и 16, но благодаря 15 встречному направлению клиньев 12 будет происходить дополнительное уплотнение клинового промежутка между кронштейнами 6 и цилиндрическим кольцом 9, кроме того, клин, двигаясь аксиально от сердечника статора, 20 сжимает предварительно поджатые пружины 14, что позволяет получить дополнительные усилия «а клин в аксиальном направлении и на обмотку - в радиальном направлеНИИ. Если произойдет охлаждение обмотки, 25 она будет сокращаться по длине, и в этом случае клин 12 также будет перемещаться вслед за обмоткой ъ сторону сердечника под воздействием пружины 14, сохраняя необходимое поджатие между кронштейном и цилинд- 30 рической частью нажимного кольца в радиальном направлении. В результате вся конструкция крепления лооовых частей оказывается поджатой и может успешно противостоять в нормальных и анормальных режимах работы турбогенератора воздействию электродинамических и тепловых нагрузок. Формула изобретения 1.Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащее опорные кронштейны, закрепленные с возможностью аксиального перемещения на цилиндрическом элементе, соединенном с нажимной плитой статора, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности закрепления, между опорной плоскостью кронштейна и цилиндрическим элементом, длина которого соответствует длине вылета лобовой части обмотки, размещен клин, имеющий уклон в сторону нажимной плиты и поджатый с противоположного торца посредством упругого элемента. 2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на внутренней поверхности цилиндрического элемента выполнены аксиальные пазы для клиньев. 3. Устройство по пп. 1 и 2, отличающеес я тем, что торец клина, обращенный в противоположную от «ажимной плиты сторону, снабжен выступом, на который опирается упругий элемент.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1990 |
|
SU1767620A1 |
Статор электрической машины | 1973 |
|
SU743119A1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2550085C1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1979 |
|
SU1023536A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА | 2011 |
|
RU2494516C2 |
Статор мощного турбогенератора | 2015 |
|
RU2610714C1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора | 1991 |
|
SU1831749A3 |
Ротор турбогенератора | 1980 |
|
SU936244A1 |
Авторы
Даты
1977-06-15—Публикация
1974-03-25—Подача