Изобретение относится к области злек- тромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных злектрических машин,
Целью изобретения является повышение надежности путем исключения замыкания обмотки статора на корпус.
На фиг. 1 изображен общий вид статора злектрической машины вертикального исполнения (гидрогенератора); на фиг. 2 - в увеличенном масштабе фиксация бандажного кольца в кронштейне, установленном на концах стяжных шпилек сердечника статора; на фиг. 3-4 - фиксация бандажного кольца в кронштейне, который крепится к нажимной плите сердечника статора; на фиг. 5 - варианты сопряжения концевых
злементов составных частей бандажного кольца.
Предлагаемая конструкция статора злектрической машины вертикального исполнения (фи г. 1) содержит корпус 1, к которому посредством соединительных деталей - клиньев 2 и косынок 3 - присоединен шихтованный сердечник 4, собранный из отдельных сегментов, штампованных из тонколистовой злектротехничэской стали. Окончательно собранный и опрессованный сердечник 4 с торцовых сторон зафиксирован нажимными гребенками 5 и 6, которые стянуты шпильками 7 с гайками 8. В пазах сердечника 4, выполненных по всей окружности внутреннего диаметра DI, уложены стержни 9 и 10 обмотки статора. Лобовые концевые части 11 и 12 стержней 9 и 10
ON
V4 СЛ СО VJ
значительно выступают за пределы торцовых 13 и 14 сердечника 4.
С целью уменьшения вибраций стержней их концевые части 11 и 12 скреплены бандажной вязкой 15 и бандажными кольцами 16, С целью исключения возможных замыканий на корпус по сравнению с известными бандажными кольцами в данном статоре предлагается бандажные кольца 16 выполнять из изоляционного материала, например из стеклотекстолита, что исключает применение дорогостоящей немагнитной стали. Кроме того, изготовление бандажных колец 16 из стеклотекстолита позволяет исключить технологические операции, применяемые по изолировке бандажных вязок 15, а это в свою очередь экономит электроизо- ляционмые материалы,
При значительно больших диаметрах машины и соответственно сердечника статора предлагаемая конструкция бандажных колец 16 можег быть выполнена составной, состоящей из отдельных частей 17, как и статор из отдельных секторов,
Ввиду возможного изготовления бандажных колец 16 из частей 17 предлагаются варианты возможного их соединения в местах стыков. Варианты предусматривают сопряжение с помощью замковых элементов и крепежа. Бандажные копьца 16 к концевым частям 11 и 12 крепят бандажными вязками из соо f ветствующего шнура. С внешней стороны бандажные кольца 16 закреплены для удобства сборки и надежности составными кронштейнами 18(фиг.2), которые снабжены хвостовыми элементами 19.
В закрепленном и собранном состоянии кронштейны 18 вместе с концевыми частями 11 и 12, а также, бандажными кольцами 10 зафиксированы на концах стяжных шпилек 7 и прижаты гайками 8. В ЛРнном случае увеличениел 1ины шпилек не требуется, так как имеиэщиеся свободные концы предусмотрены для фиксации и устп- ног:кп гидравлического пресса при сконча- тельиой опреосовке сердечника статора.
Обычно после окончательной опрессои- ки сердечника и проверки его плотности и испытаний технологические, удлиненные концы стяжных шпилек 7 срезают, оставляя 10-15 мм над гайками 8. В данном случае подрезку стяжных шпилек 7 делать не надо, так как на этих концах будут закреплены кронштейны 18. также изготовленные из электроизоляционного материала. После установки кронштейнов 18 на концах шпилек 17 кронштейны будут обжаты гайками 8,
Для удобства сборки и надежной фикса- цим кронштейны 18 выполнены составными и состоят из основания 20 и накладки 21 с
соответствующими пазами, имеющими форму поперечного сечения бандажного кольца 16. Для плотной и надежной фиксации бандажного кольца 16 основание 20 и на5 кладку 21 предусмотрено обжать посредством болта 22 и гайки 23. Кронштейны 18 вместе с концевыми частями 11 и 12 и бандажными кольцами 16 можно закрепить непосредственно на плитах 5,6 нажимных
0 гребенок через переходной элемент 24 уг. лового профиля крепежными деталями типового исполнения (см,фиг.3,4).
Для обеспечения равномерной и надежной фиксации бандажного кольца 16 вместе
5 с концевыми частями 11 и 12 предусмотрено равномерное расположение по окружности кронштейнов в количестве, требуемом соответствующим расчетом.
Технико-экономическая эффективность
0 изобретения состоит в повышении надежности и упрощении сборки и фиксации концевых частей стержневой обмотки статора электрической машины, да и не только стержневой. Кроме того, исключаются операции
5 по срезке технологических концов стяжны) шпилек после окончательной опрессовки сердечника.
30
Формула изобретения
1. Статор электрической машины, содержащий корпус, сердечник, нажимные плиты со стяжными элементами, обмотку ста гора, лобовые части которой закреплены
5 бандажными кольцами, установленными на кронштейнах, отличающийся тем, 4(0. с мелью повышения надежности путем искл :,чения замыкания обмотки статора на корпус, бандажные кольца и кронштейны
0 выполнены из электроизоляционного материала, при этом каждый кронштейн в аксиальном направлении выполнен составным из двух частей, которые соединены между собой.
5
2.Статор по п. 1,отличающийся ем, что бандажные кольца выполнены из отдельных частей, имеющих выступы и впадины, посредством которых они соединяют0 ся между собой, и дополнительно стянуты крепящими элементами.
3.Статор по п. 1,отличающийся тем, что одна из частей кронштейна имеет отверстие для его фиксации на стяжных
5 элементах статора,
4.Статор по П.1, отличающийся тем. что к одной из частей кронштейна прикреплен элемент углового профиля, посредством которого он прикреплен к нажимной плите.
4IUZ.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1994 |
|
RU2088025C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2275728C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
Устройство для крепления лобовых частей обмотки статора электрической машины | 1990 |
|
SU1767620A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1075353A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2023 |
|
RU2824178C1 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2550085C1 |
Статор электрической машины | 1973 |
|
SU743119A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2065655C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ ЕГО ВНЕШНЕГО КОЛЬЦА | 2011 |
|
RU2494516C2 |
Изобретение относится к области электромашиностроения и касается конструкции крепления и фиксации на корпусе статора лобовых частей обмотки крупных электрических машин . Цель изобретения - повышение надежности путем исключения замыканий обмотки статора на корпус. Статор электрической машины содержит корпус 1, к которому присоединен сердечник 4. В пазах сердечника 4 уложены стержни 9 и 10 обмотки статора. Лобовые части 11 и 12 значительно выступают за пределы сердечника. Бандажные кольца 16 выполнены из электроизоляционного материала, например из стеклотекстолита, и закреплены составными частями кронштейна, которые снабжены хвостовыми элементами. Кронштейн выполнен из изоляционного материала. При больших диаметрах машин бандажные кольца могут быть выполнены составными. Кронштейны могут быть зафиксированы на концах стяжных шпилек 7. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
П
19
fPuz.ff
Фиг.З
+
/
77 16
ZЛ
П 16 /7
/ 1 С
Фиг. 5
/7 16
П
Домбровский В.В | |||
и др | |||
Проектирование гидрогенераторов | |||
Л.: Энергия, 1968, с.83-86. |
Авторы
Даты
1990-12-30—Публикация
1987-11-10—Подача