Предлагаемое приспособление для выключения из-под ветра ветродвигателя типа Эклипс с хвостовым и боковым рулями заключается в том, что рули выполнены поворотными около своих вертикальных осей и шарнирно связаны между собою тягами для возможности одновременного поворота их посредством соответствующей передачи к хвостовому рулю.
На чертеже изображен перспективный вид ветродвигателя типа Эклипс с хвостовым и боковым рулями с приспособлением для выключения его изпод ветра.
К поворотному стояку 1 жестко закреплен брус 2 со ВТУЛКОЙ 3 на конце, в которой поворотно установлена вертикальная ось Т-образного поводка 4; на горизонтальной части Т-образного поводка 4 жестко подвешен помощью подвесок 5 xвocтoвJЙ руль 6. На верхнем конце вертикальной оси поводка 4 закреплен кривошип 7, соединенный тягой 8 с коленчатым рычагом 9, жестко насаженным на один из концов валика 10, на другом конце которого закреплен рычаг 11, расположенный в одной плоскости со свободным плечом рычага 9. Рычаги 9, 11 и валик 10 жестко соединены в одно целое, а валик установлен поворотно в опоре 12. К рычагу 11 и к свободному плечу рычага 9 подвещено на тягах 13 кольцо 14, могущее перемещаться вдоль поворотной стойки 1 только в осевом направлении, не вращаясь вокруг стойки. Кольцо 14 находится под воздействием развилины поворотного рычага 15, одним концом щарнирно укрепленного к башне ветродвигателя. Развилина рычага 15 снабжена на концах роликами 16. При поворачивании стойки 1 вместе с кольцом 14 вокруг вертикальной оси во время изменений направления ветра ролики 16 могут катиться по нижнему борту кольца 14. Вниз к основанию бащни ветродвигателя, от рычага 15 идет тяга 17, оканчивающаяся недалеко от поверхности земли кольцом 25, которое можно надевать на штырь 26, укрепленный на башне. Перпендикулярно к брусу 2 на стояке 1 жестко закреплен брус 18, несущий на своем конце втулку с поворотной в ней осью Т-образного поводка бокового руля 21, расположенного параллельно рулю 6. Концы поводков шарнирно связаны между собою помощью тяг 19, 20 так, что образуется шарпирнЬ1й параллелограм. На другом конце бруса 18 крепится противовес 22, назначение которого - уравновешивать руль 21; руль 6 уравновешивается ветродвигателем 23. В рабочем положении ветродвигатель имеет вид, показанный на чертеже. Хвостовой руль 6 расположен в плоскости, проходящей через ось ветродвигателя, перпендикулярную к плоскости вращения, и все время устанавливает ветродвигатель, как обычный хвост, на ветер. Руль удерживается в этом положении противовесом 24, укрепленным на плече коленчатого рычага 9. Боковой руль 21 в это время поставлен к ветровому потоку ребром и поэтому ветровой поток, не производя на руль давления, обтекает его.
Для выключения ветродвигателя изпод ветра, т. е. в такое положение, чтобы ветродвигатель 23 встал в положение, параллельное ветропотоку (показанное стрелкой), следует по-1януть тягу 17 вниз и тогда вильчатБ1й рычаг 15, опускаясь, потянет вниз кольцо 14. Последнее посредством тяг 13 воздействует на концы рычагов 9, 11, к которым они присоединены, отчего рычаг 9 повернется на угол около 90°; при этом конец плеча рычага 9, соединенный с тягой 8, пойдет влево, противовес 24 поднимется, тяга 8 переместится влево и повернет кривошип 7 влево на угол 90°. Кривошип 7, жестко насаженный на ось Т-образного поводка 4, повернет последний тоже на 90°, а вместе с ним повернется на 90° связанный с ним тягами 19 и 20 второй Т-образный поводок руля 21. Вместе с Т-образными поводками повернутся на тот же угол подвешенные к ним рули 6 и 21 так, как показано на чертеже пунктиром. По мере поворачивания рулей 6 и 21 все на ббльщий и ббльший угол действие руля 6, как хвостового, все уменьшается и, следовательно, устанавливающее действие руля 6 для
ветродвигателя постепенно сводится к нулю. Воздействие же руля 21 на всю систему ветродвигателя, стремящееся повернуть стояк 1 вокруг ее оси, все возрастает и, при максимальном повороте рулей на 90°, руль 21 начинает работать, как хвостовой, и поворачивать брус 18 вместе со стояком 1. Ветродвигатель 23 при таком положении оказывается стоящим боком к ветру и перестает работать. Если нижнее кольцо 25 тяги 17 надеть на крюк 26; то ветродвигатель так и будет находиться в нерабочем положении.
Для пуска ветродвигателя в работу снимают кольцо 25 с крюка 26; тогда противовес 24, ничем больше не удерживаемый, под действием собственного веса опустится и повернет коленчатый рычаг 9 по часовой стрелке, и вместе с ним переместится и тяга 8, вследствие чего рули 6 и 21 займут первоначальное положение, т. е. руль 6 снова начнет работать, как хвостовой, и ветродвигатель повернется в рабочее положение.
Предмет изобретения.
1.Дриспособление к ветродвигателю типа Эклипс с хвостовым и боковым рулями для выключения его из-под ветра, отличающееся тем, что хвостовой руль 6 и боковой руль 21 выполнены поворотными около вертикальных осей и связаны шарнирно между собою тягами 19, 20 с целью одновременного их поворота при посредстве тяги 17 и соответствующей от нее передачи к рулю 6.
2.Форма выполнения приспособления по п. 1, отличающаяся тем, что передача к рулю 6 от тяги 17 состоит из шарнирно соединенного с ней поворотного рычага 15 с развилиной, снабженной роликами 16 для воздействия на кольцо 14, подвижно в осевом направлении установленное на поворотном стояке 1 ветродвигателя 23 и шарнирно связанное тягами 13 с нагруженным противовесом 24 коленчатым рычагом 9, соединенным тягою 8 с кривошипом 7, закрепленным на оси Т-образного по23-21
Авторы
Даты
1935-06-30—Публикация
1934-10-05—Подача