1
Изобретение относится к запорной арматуре, устанавливаемой на трубопроводах аппаратов пожаротушения сухим порошком.
Известны шаровые краны с пневмопродувом, содержащие корпус с расположенной в нем на поворотной оси шаровой пробкой. Однако тупиковые полости крана засоряются твердыми частицами в момент закрытия и открытия крана.
Описываемый кран отличается от известных тем, что в.корпусе крана неподвижно установлена охватывающая поворотную ось втулка, в теле которой по дуге длиной не менее четверти ее диаметра выполнена поперечная прорезь, смещенная относительно сопряженного с ней канала, выполненного в поворотной оси, и сообщающим тупиковые полости с источником сжатого газа, а в пробке выполнены отверстия, сообщающие тупиковые полости с проходным сечением. Это позволяет удалить твердые частицы из тупиковых полостей крана при его открытии и закрытии.
На фиг. 1 изображен описываемый кран, осевой разрез; на фиг. 2 - ноперечный разрез крана в закрытом ноложении; на фиг. 3 - в момент открытия или закрытия; на фиг. 4- в открытом положении.
В корпусе 1 между уплотнительными манжетами 2 помещается шаровая пробка 3, в которой на проход выполнено расширяющееся в направлении движения потока отверстие а. Кроме того, в HiapoBOH пробке 3 просверлено
четыре отверстия б, соединяющие тупиковую полость Л с отверстием а. Вращение шаровой пробки осуществляется механическим путем или вручную рукояткой, надеваемой на четырехгранный выступ оси 4. В этой оси просверлены отверстия в-д, через которые тупиковая полость Л соединяется с поперечным отверстием е, выполненным в неподвижной втулке 5. Через отверстия з в корпусе 1 крана система отверстий в-е соединяется с источником сжатого газа. В дежурном состоянии аппарата порошкового тушения давление в его сосуде отсутствует. В это время шаровая пробка крана 3 полностью перекрывает проход
крана. Система отверстий в, г, е i з располагается таким образом, что тупиковая полость Л отключена от источника сжатого газа, так как втулка 5 перекрывает отверстие в. При подготовке аппарата к действию в его сосуде
создается избыточное давление, которое подводится к отверстию ж перед пробкой 5 и к отверстию е в неподвижной втулке 5. При повороте шаровой пробки на угол а (см. фиг. 3) система отверстий в, г, е и з располагается таКИМ образом, что рабочий газ по этим отверстиям поступает в тупиковую полость Л, а из нее по отверстиям б - в линию за краном. В этот момент шаровая пробка 3 занимает такое положение, при котором образуется
щель 6, соединяющая тупиковую полость с отверстием и за пробкой 5. В то же время отверстие ж перед пробкой 5 остается перекрытым, и движение основного потока смеси не происходит. Благодаря этому происходит предварительный продув транспортной линии от твердых частиц, которые могли остаться от предшествующей работы. Вследствие этого значительно снижается вероятность забивания трубопровода твердой фазой в момент пуска. При полностью открытом кране (см. фиг. 4), что соответствует углу поворота пробки 3 на от первоначального положения, отверстие а открывается на полный проход. В то же время система отверстий в, г, е и 3 оставляет свободным доступ рабочему газу иа сосуда установки.
Для перекрытия трубопровода шаровую пробку крана необходимо поворачивать в обратном направлении. При этом полное перекрытие отверстия ж наступает несколько раньше, чем выключается система продувки. Благодаря этому происходит очистка трубопровода от оставшейся в нем твердой фазы, что снижает вероятность образования пробки при повторном включении аппарата в действие.
Предмет изобретения
1. Шаровой кран с пневмопродувом, преимущественно д.тя аппаратов пожаротушения
сухим порошком, в корпусе которого на поворотной оси расположена шаровая пробка, отличающийся тем, что, с целью удаления твердых частиц из тупиковых полостей 5 крана при его открытии и закрытии, в корпусе крана неподвижно установлена охватывающая поворотную ось втулка, в теле которой 110 дуге длиной не менее четверти ее диаметра выполнена поперечная прорезь, сообщающаяся с источником сжатого газа, а в теле поворотной оси выполнена система сообщающихся каналов, с одной стороны сообщенная с поперечной прорезью втулки, а с другой стороны - выходящая в тупиковые полости крана,
5 сообщенные с проходным сечением крана отверстиями, выполненными в теле пробки.
2. Кран по п. 1, отличающийся тем, что, с целью включения системы продува с опережением момента начала открытия крана
0 и выключения систе.мы продува позже полного закрытия крана, неподвижная втулка установлена со смещением ее поперечной прорези относительно сопряженного с ней канала в поворотной оси на длину дуги не менее половины диаметра канала в сторону вращения пробки из положения «закрыто в положение «открыто.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Кран с пневмопродувом | 1976 |
|
SU715875A1 |
КРАН ШАРОВОЙ С ФИЛЬТРОМ И РЕДУКТОРОМ ДАВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2483236C1 |
ЗАПОРНОЕ УСТРОЙСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЦИСТЕРНЫ | 2001 |
|
RU2185982C1 |
УГЛОВОЙ ПЕРЕКЛЮЧАЮЩИЙ КРАН | 2005 |
|
RU2300039C2 |
ШАРОВОЙ КРАН-КОНДЕНСАТОСБОРЩИК | 2006 |
|
RU2327073C1 |
ДВИЖИТЕЛЬ | 2005 |
|
RU2305648C2 |
ОГРАНИЧИТЕЛЬ УРОВНЯ ЖИДКОСТИ В РЕЗЕРВУАРЕ | 1991 |
|
RU2008249C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2009 |
|
RU2415780C1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 1989 |
|
RU2029880C1 |
ШИБЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2164303C2 |
игЛ
Фиг.г
y/////////fZ /Z.Z2 /
Авторы
Даты
1974-08-25—Публикация
1973-01-15—Подача