Динамометрический шпиндельный узел Советский патент 1974 года по МПК B23B25/06 

Описание патента на изобретение SU442018A1

Изобретение относится к станкостроению. Известны устройства для измерения осевых сил, действующих на подшипники, состоящие из подшипнинового узла, в который вмонтирован упругий элемент, выполненный в виде кольца, составленного из нескольких например шести, связанных между собой тонкими перемычками двухопорных балок, имеющих двухточечное приложение нагрузки и с проволочными тензодатчиками сопротивления, наклеенными на участках балочек, где создается чистый изгиб. Недостаток этих устройств зак лючается в том, что деформация упругого элемента под действием осевой силы, возникающей на подшипнике в передаточном отношении 1:1, деформирует наклеенные тензодатчики. Кроме того, эти устройства не позволяют производить измерения радиальной силы, действующей на подшипник. Цель изобретения - увеличение чувствительности узла к измеренияи осевой силы резания Р, а также измерение радиальных сос тавляющих силы резания Р и Рц Это достигается тем, что упругий элемент с датчиком, установленный между невращающимся кольцом подшипника, воспринимающего осевую нагрузку, и заплечиками корпуса, выполнен в виде упругой втулки с выпклой или вогнутой формой боковых поверхностей малой кривизны, а измерительные элементы датчиком установлены в точках максимального прогиба по длине образующей упругой втулки. Кроме того, на боковых поверхностях упругой втулки выполнена окна, параллельные ее оси. Упругая втулке установлена в узел в предварительно сжатом состоянии. Таким образом, каждая боковая перемычка упругой втулки представляет собой белку в состоянии проiдольного изгиба. Это позволяет :при 118ЛОМ Сближении торцов упругой втулки получать увеличение в несколько раз перемещения середин боковых перемычек. Для каждого значения Р получается определенiHoe перемещение середин боковых перемычек. Эта конструкция помимо осевой силы может дать возможность измерять и радиальные составляющие РХ и PU силы резания (опор ную реакцию), действующие на подшипник, В том случае, когда на перед ний конец шпинделя действует ради альная сила, в опоре будет возникать радиальная опорная реакция и изгибающий момент в определенной плоскости. Изгибающий момент будет пропорционален радиальной силе, действующий на передний конец шгошделя. Этот момент будет изгибать упругую втулку таким образом, что одна ее сторона (боковые перемычки) будет сжиматься, а другаярвсходиться. Если эти деформации измерить датчиками, то по ним мож но определить величину и направление момента, а следовательно и радиальный силы опорной реакции или ее составляющих Pv и Рц Если на шпиндель действует одновременно и радиальная, и осевая сила, то перемещения точек лежащих на боковых сторонах упругой втулки, по принципу суперпозиции складываться из сжатия втулки и ее изгиба. Разделив сигн лы, получаемне с датчиков, можно определить осевую и радиальную силу резання, действующую на передний конец щпинделя. На фиг. I показан предлагаемый узел, выполненный на упорных и радиальных подшипниках; на фиг. 2 - то же, выполненный на радиальноупорных подшипниках с упруго втулкой, установленной между ними на фиг. 3 - то же, выполненный на радиальноупорных подшипниках с упругой втулкой, установленной между заплечиками корпусе и подшипниками; на фиг. - упругая втулка с вогнутыми боковыми Отооками; не фиг. 5 - то же, с ыпуклыми боковыми сторонами. в корпусе I (фиг. I) на раиальном подшипнике 2 в передней поре установлен шпиндель 3. Раиальный зазор (натяг в подшипике 2) регулируется через втулу 4 гайкой 5. Осевая сила Р, действующая а шпиндель, воспринимается упорыми подшипниками 6 и 7 через . ольцо 8 и втулку , установленныи на шпинделе. Далее осевая нагузка через подвижное кольцо 9 ередается на упругую втулку 10 с вогнутыми боковыми сторон)эми - , малой кривизны, Упур:-тая втулка с смонтирована между проставочным кольцом II и подвижным кольцом 9. Кольцо II зажато от осевого перемещения крышкой 12 через наружное кольцо подшипника 2 и втулку 15, смонтированными в отвзрстии корпуса I. Предварительный натяг в подшипниках 6 и 7 и в упругой втулке 10 создается гайкой 14, установленной на резьбе втулки 4, В корпусе I имеются отверстия, в которые проходят наконечники контактных датчиков 15, Отверстия в корпусе выполнены в таком месте, чтобы наконечники датчиков 15 контактировали с точками максимального прогиба (посередине) боковой поверхности упругой втулки 10. При лзмерении осевой силы Р достаточно установить один датчик 15. При измерении радиальной силы необходимо установить четыре датчика под углом 90 друг к другу в плоскости, перпендикулярной оси шпинделя. Если в передней опоре шпинделя устанавливаются радиальноупорные подшипники, то можно использо-вать схемы установки упругой втулки, показанные на фиг. 2 и 5. В расточке корпуса 16 (фиг. 2) имеются подшипники 17 и 18, воспринимающие радиальную и осевую нагрузку. Между наружными кольцами атих подшипников установлена упругая втулка 19. Б местах максимального прогиба боковых сторон упругой втулки наклеены тензодатчики го включенные в мостовую измерительную схему, Прелвврительный. натяг в под шипниках 17 и 18 создается гайкой 21, установленной на пшинделе. На фиг. 3 показана конструкция узла, выполненного на радиальноупорных подшипниках 22 w о упругой втулкой 23, изготовленной о выпуклыми боковыми сторонами и установленной между заплечиками корпуса 24 и невращающимися кольцами подшипников 22, . Упругая втулка с вогнутыми бо ковими поверхностями (фиг. 4) выполнена с окнами на этих поверхностях, что уменьшает ее осевую жест кость. Упругая втулка с выпуклыми боковыми воерхностями (фиг. 5)так же может быть выполнена с окнами на этих поверхностях и со специальными площедками расположенными посередине боковых поверхнос- , тей, для удобства установки наконечников измерительных датчиков. РадиусЯ боковых поверхностей упругих втулок выполнен такой величины, чтобы величина прогиба а (фиг. 4) была в пределах I мм. При сжатии упругой втулки силами Р, направленными вдоль оси 2. вт.улки, первоначальная ее длина Ъ уменьшится до величины Ъ В это же время точки, расположенные посередине боковых поверхностей, переместятся на величину (а - а) вдоль оси У. Перемещение (а - а) в несколько раз больше чем, перемещение (Ь-Ь ). Таким образом, малые перемещения вдоль оси вызывают увели чение в несколько раз перемещения вдоль оси У. Это увеличение будет зависеть от первоначальной величи ны а и длины в упругой втулке или длины окон. Работа узла происходит следующим образом. Во время обработки деталей возникающие силы резания будут действовать на шпиндель. Осевая сила резания, воспринимаемая шпинделем 3 (фиг, I) пер дается через кольцо &, внутреннее кольцо подшипника 2 4 на упорные подшипники 6 и У. подшипник б будет нагружаться осевой силой, а подшипник 7 - разгружаться. Далее осевая сила с подшипника 6 передается на подвижное кольцо 9 и на упругую втулку 10 я сжимает ее, Середины боковых сторон (каждой перемычки) упругой втулки 10 прогибаются. Величина перемещения точек упругой втулки, лежащих посередине боковых сторон, измеряется датчиком 15, и этот сигнал передается в адаптивную систему станка, давая команду на изменение скорости подачи. Если на передний конец шпинделя 3 действует радиальная сила, fo в опоре будет возникать изгибающий момент, пропорциональный этой силе. Момент будет изгибать шпиндель 3, а следовательно и упругую втулку 10. Одна боковая второна втулки будет растягиваться, а противоположная - сжиматься. Датчики 15 будут измерять эти деформации и подавать соответствующий сигнал в адаптивную систему станка, Конструкгдаи шгошдельных узлов, показанные на фиг. 2 и 3, работают аналогично описанной конструкщш. ПВЩМЕТ ИЗОБРЕТЕНИЯ I, Динамометрический шпиндельный узел, содержащий шпиндель на подшипниках качения, воспринимающих радиальную и осевую нагрузку, и упругий элемент с датчиками, отличающийся тем, что, с целью увеличения чувствительности узла к изменению осевой оилы, а также измерения радиальных составляющих силы резания, упругий элемент выполнен в виде втулки о выпуклой или вогнутой формой боковых сторон малой кривизны. 2,Узел по п.I, отличающийся тем, что, на йоковых поверхностях упругой втулки выполнены окне, параллельные ее оси 5 1 7 16 2i Фиг. 1 17 IS 20 / // 10 13 ff I LI 2 I 18 /

Фиг Л

А-А

Похожие патенты SU442018A1

название год авторы номер документа
Динамометрический подшипниковый узел 1985
  • Ныс Дувид Абович
  • Сиротенко Анатолий Павлович
  • Разумов Евгений Иванович
  • Лизогуб Вадим Андреевич
SU1315151A1
Динамометрический шпиндельный узел 1973
  • Лизогуб Вадим Андреевич
  • Сиротенко Анатолий Павлович
SU454096A1
ШПИНДЕЛЬНЫЙ УЗЕЛ МЕТАЛЛОРЕЖУЩЕГО СТАНКА 1996
  • Терехов В.М.
  • Полев В.П.
  • Ребров Л.К.
RU2116165C1
Динамометрическое устройство для измерения составляющих силы резания в шпиндельном узле 1972
  • Сиротенко Анатолий Павлович
  • Лизогуб Вадим Андреевич
  • Ратмиров Валерий Аркадьевич
  • Фигатнер Александр Михайлович
SU442019A1
Динамометрический подшипниковый узел 1985
  • Ныс Дувид Абович
  • Сиротенко Анатолий Павлович
  • Разумов Евгений Иванович
  • Лизогуб Вадим Андреевич
SU1315150A1
ДИНАМИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1989
  • Шаравский О.И.
  • Ботвиник Ф.А.
  • Сиротенко А.П.
RU2008130C1
Способ повышения точности шпиндельного узла и устройство для его осуществления 1977
  • Гамерман Александр Ицкович
  • Панин Виктор Михайлович
  • Шерстинский Семен Маркович
  • Эльцин Виктор Ильич
SU745596A1
Динамометрическая фреза 1983
  • Петров Владислав Иванович
  • Дженжеруха Сергей Витальевич
  • Никитин Михаил Алексеевич
SU1152721A1
Динамометр 1979
  • Лакирев Сергей Григорьевич
  • Чиненов Сергей Геннадьевич
SU777511A1
МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ ДАТЧИК ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 2011
  • Милых Владимир Александрович
  • Лапина Татьяна Ивановна
RU2476838C2

Иллюстрации к изобретению SU 442 018 A1

Реферат патента 1974 года Динамометрический шпиндельный узел

Формула изобретения SU 442 018 A1

SU 442 018 A1

Авторы

Лизогуб Вадим Андреевич

Сиротенко Анатолий Павлович

Даты

1974-09-05Публикация

1972-12-21Подача