1
Изобретение относится к области маши- jiOcTpoenHH, а именно к устройствам, предназначенным для изменения скорости вращения механических звеньев.
Известны кривошипно-ппанетарные фрикаионные вариаторы, содержащие корпус и установленную в нем фрикционную пару, состоящую из звеньев центрального колеса и шатуна.
Целью изобретения является регулиро- ваиие передаточного отношения без изменения взаимного расположения звеньев фрикционной пары. Это достигается тем, что вариатор снабжен термоустройством, воздействующим на материал, по крайней мере, одного из звеньев фрикционной пары.
На чертеже изображен предлагаемый вариатор, разрез.
Вариатор содержит корпус 1, в котором установлена фрикционная пара, состоящая из центрального колеса 2 и параллельных кривошипов 3„ На параллельных кривошипах расположено шатунное звено 4, имеющее отверстие с внутренней цилиндрической поверхностыб 5, сцепляющееся с ответной
цилиндрической поверхностью 6 центрального колеса.
Между параллельными кривошипами и шатунным звеном помещены упругие элеметы 7, обеспечивающие плотное прилегание цилиндрических поверхностей 5 и 6,
Величина радиуса параллельных кривошипов выполнена большей, чем возможная величина разности радиусов отверстия щатунного звена и поверхности пентрадьного (колеса, благодаря чему осуществляется .непрерывный и плотный контакт поверхностей 5 и 6.
Внутри центрального колеса 2 устансюлено термоустройство 8.
Питание к термоустройству подводится иаене от какого-либо источника энергии, преобразуемой в. нагревательном элементе в тепло, или излучаемое от источника тепло действует на материал центрального колеса извне. В последнем случае источник тепла расположен вне центрального колеса или на его боковой поверхности.
Вместо нагревательного термоустройства в рабочие звенья вариатора могут быть
помещены охлаждающие элементы действие которых приводит к уменьшению размера (диаметра) центрального колеса и шатунного звена. При действии охлах ™ дающего элемента произойдет уменьшение передаточного отношения вариатора.
Может быть исйользована комбинация нагревательных и охлаждающих элементов, расположенных соответстзенно на централЬ ном колесе и на шатуне.
Для уменьшения теплоотвода в окружаю шее пространствен и к соседним элементам конструкции, кроме введения для этих целей охлаждающих элементов, на наружные поверхности шатунного звена и дентрально гю колеса наносятся теплоизоляционные покрытия.
Вариатор работает следующим образом Нагревательный элемент установлен в центральном колесе на-чертеже). При
распространении тепла от него в окружающую среду повышается температура материала центрального колеса. Зто приводит к уве.личению его диаметра и дополнительному поджатию упругих элементов,
Например, если начальный диаметр центрального колеса был равен 1ОО мм, то при последующем повышении его тем- дературы на 100°С, и при коэффициенте Линейного расширения «-атериала 2О.10 его новый диаметр станет равным примерно 100,2 мм.
Как известно, изменение величин;Ь1 диаметра контактной поверхности в кривошипно-планетарном рариаторе приводит к изменению его прредаточного отнощения. Если диаметр ответной поверхности шатунного звена был и осталсж, равным 1ОО,3 мм
то вычисляя передаточное отношение по (где D, формуле { -
-- D2-Di
D - диадиаметр центрального колеса;
метр отверстия шатунного звена) получим; что первоначальное передаточное отношение {при нормальной температуре) было равно , а затем стало равным 1ОО2.
Вращение параллельных кривошипов 3 приводит к движению шатунного звена по окружности за счет обкатки его внутреа- ней поверхности по поверхности центрального колеса.
Вследствие обкатки центральное колесо получает вращение в сторону, противоположную вращению кривошипов.
Предмет изобретения
КриБошипно-планетарньш фрикционный вариатор, содержащий корпус и установленную в нем фрикционную пару, отличающийся тем, что, с целью регулирования передаточного от-ношения без изменения взаимного расположения звеньев фрикционной пары, вариатор снабжен термоустройством, воздействующим на материал, по крайней мере, одного из звеньев :фрикционной парЫо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционный кривошипно-планетарный вариатор | 1971 |
|
SU462949A1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2620278C2 |
РЫЧАЖНЫЙ ВАРИАТОР | 2011 |
|
RU2467227C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПРЕЦЕССИОННАЯ ФРИКЦИОННАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2105911C1 |
ИМПУЛЬСНАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2000 |
|
RU2179674C2 |
Зубчато-рычажный вариатор | 1979 |
|
SU868200A1 |
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2012 |
|
RU2518136C2 |
УСТРОЙСТВО БЕССТУПЕНЧАТОГО ВАРИАТОРА С ПРИВОДОМ ВЕДУЩЕГО ЗВЕНА ЧЕРЕЗ РЫЧАГИ И ИЗМЕНЯЕМУЮ ТОЧКУ ПРИЛОЖЕНИЯ ВНЕШНИХ СИЛ ВРАЩЕНИЯ | 2013 |
|
RU2578797C2 |
ДИСКОВЫЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР | 2008 |
|
RU2384774C1 |
РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С ПЕРЕМЕННЫМ ПЕРЕДАТОЧНЫМ ЧИСЛОМ | 2019 |
|
RU2720751C1 |
Авторы
Даты
1974-10-05—Публикация
1971-08-02—Подача