Уже известны устройства для блокировки разъединителей в установках с двойной системой шин, состоящие из блокировочного для каждого из разъединителей электромагнита, возбуждаемого от трансформаторов тока, включенных в обе ветви системы.
В предлагаемом устройстве, с целью применения на блокировочном электромагните лишь одной обмотки, вторичные обмотки трансформаторов тока соединены параллельно или последовательно -и в образованную цепь включены обмотки блокировочных электромагнитов.
Предлагаемое устройство изображено на чертеже, где фиг. поясняет принципиальную схему электрических соединений приспособления, защищающего от выключения разъединителей под нагрузкой при последовательном включении вторичных обмоток измерительных трансформаторов; фиг. 2 - то же при параллельном их включении; фиг. 3 и 4-конструкцию запирающего разъединитель приспособления в двух проекциях; фиг. 5-схему электрических соединений приспособления, защищающего от включения нагрузки разъединителями; фиг. 6-конструкцию запирающего приводной механизм приспособления.,
(235)
Предлагаемое устройство состоит из приспособления, защищающего от ошибочных выключений разъединителей под нагрузкой, и из приспособления, защищающего от включения нагрузки разъединителями. Эти приспособления дают полную защиту от ошибочных и неправильных действий с разъединителями.
Приспособление, защищающее от выключений разъединителей под нагрузкой. На разветвлениях (шинах) Л и , идущих от масляника (фиг. 1) к отдельным системам шин устанавливаются трансформаторы Т и Tg типа измерительных трансформаторов тока. На ножах разъединителей укрепляются запирающие реле (или, вернее, блокировочные электромагниты)-/ и Р, получающие питание от;траасформаторов Т и Т, Трансформаторы Т и Т соединяются между собой последовательно (фиг. 1) или параллельно (фиг. 2) и от них подводится яитание к запирающим реле, соединенным между собой последовательно или параллельно. Приспособление действует следующим образом:
1) При включенном разъединителе системы I, включенном маслянике ЛШ и выключенном разъединителе системы И ток, протекая по ветви А, создает в обмотке рансфр|1матора Т ток, который питает реле Р и Я и заставляет их втянуть сердечники; поэтому включенный разъединитель запрется и не может быть выключен прежде, чем не будет рервана нагругка масляником.
2, При включенных разъединителях систем I и И и включенном маслянике ок может протекать по обеим ветвям Л Б. Токи в трансформаторах Т и Tg будут направлены навстречу и взаимно уничтожаются. Следовательно, реле Р и Pg питания не получат и отпустят запоры разъединителей. Один из разъединителей какой-либо системы может быть свободно выключен (оба сразу обыкновенно не выключаются в виду рудности одновременного выключения). При выключении одного разъединителя ток в его трансформаторе исчезает, а ток другого трансформатора немедленно запрет разъединитель, оставшийся вклюенным (аналогично п. 1).
3) При включенных разъединителях обеих ветвях Л и Я и при протекании тока с первой системы во вторую или наоборот, в трансформаторах Т и Т токи будут суммироваться, и реле, получая питание, запрут разъединители ветвей А н Б, Разъединители не .могут быть- выключены до тех пор, пока ток нагрузки в одном из трансформаторов не изменит своего направления согласно л. 2 или совершенно будет отсутствовать. Следует отметить, что нельзя выключить разъединители, если ток будет разветвляться ,с какой-нибудь из ветвей в сторону масляника и другой ветви одновременно.
4. При включенных обоих разъединителях и включенном маслянике, но при питании только от одной системы шин разъединитель другой системы, хотя он я не под нагрузкой, выключен быть не может до тех пор, пока не будет включен междусистемный масляник, т. е. пока, тек нагрузки не потечет по обоим разветвлениям параллельно (аналогично п. 2) или де .будет совершенно отсутствовать. В этом случае правильная и допустимая операция является перестрахованной излишне и для ее выполнения вызовет лишнюю операцию с междусистемными масляными выключателями.
Конструктивно трансформаторы Г„ Z Tg в. реле Р и Pg очець просты
(фиг. 4 и 5) и могут быть легко приспособлены и пристроены к любым видам систем, лк/бых напряжений открытых н закрытых установок. Поскольку трансформаторы и реле непосредственно устанавливаются на шинах и разъединителях, то и соединительн- я проводка прокладывается непосредственно на шинах высокого напряжения, и поэтому особой высокой изоляции между приспособлениями и шинами не требуется.
При незаземленной нейтрали и связанных, вместе приводом разъединителях всех трех фаз предлагаемое устройство должно быть установлено на двух фа,зах.
При заземленной нейтрали и связанных разъединителях установка устройства требуется только на одной фазе. При однополюсных разъединителях необходима установка устройства на всех фазах.
Установка н действие трансформатора и конструкция запорного реле особых пояснений не требуют, так как они явствуют из чертежа. Трансформатор может быть легко приспособлен на шинах любого сечения.
Запирающее реле может быть приспособлено к разъединителям поворотного двустороннего разрыва.
Приспособление, защищающее от включения разъединителями нагрузки (фиг. 5). Приспособление состоит из обычной электрической блокировки при помош;и планшайб или других приспособлений, применяюш;ихся для сигнализации, или подобной блокировки у масляников и разъединителей, и из запираюш;его реле, действующего на привод разъединителей (фиг. 6). Блокировка предусматривает связь между разъединителями и своим масляным выключателем (часть схемы на фиг. 6, показанная сплошными линиями), а также связь между разъединителями фидера и междусистемным масляным выключателем (часть схемы; показанная на фиг. 6 пунктирными линиями).
Первая связь не дает возможности включить масляник фидера прежде, чем не будут включены разъединители одной из систем, а также масляник междусиЬтемный прежде, чем не будут включены его разъединители обеих систем.
Действие этой блокировки заключается в следующем. Минус постоянного тока подается через планшайбу масляника к выключающей катушке В К. Плюс подается к выключающей катушке масляника посладовательно через планшайбу разъединителей одной системы и затем другой. На междусистемном маслянике минус идет таким же обравом, а плюс подводится параллельно через планшайбы разъединителей обеих систем. Планшайбы у разъединителей при выключенных разъединителях замыкают цепь постоянного тока, а планшайбы масляников при включенном положении масляников замыкают цепь выключающей катушки. Отсюда следует, что мйсляники не могут быть включены, пока не будут включены разъединители, а следовательно нагрузка разъединителями не может быть включена. На фидере достаточно включить разъединители оДной системы, а на междусистемном маслянике необходимо включить разъединители обеих систем и тольк;о после этого масляники можно будет включить.
Вторая блокировка (цепь которой показана пунктиром) не дает возможности включить разъединители фидера и соединить обе системы П1ин при выключенном междусистемном маслянике, т, е. не дает возможности ошибочного соединения фидерными разъединителями двух систем в случае раздельно работающих систем, на которых может быть различная нагрузка и раздельное питание от отдельных трансформаторов или линий передач. Разгрузка или уравновешивание двух систем не может быть произведена фидерными разъединителями, так как для этого служит междусистемный масляник. Действие этой блокировки заключается в следующем. Минус постоянного тока подается через планшайбу междусистемного масляника к запирающим привод реле, включенным параллельно. Плюс к реле Р и Р подается через планшайбы разъединителей параллельно, но так, что от планшайбы разъединителей одной системы ток подводится к реле привода разъединителей другой системы. Планшайба .меяедусистемного масляника при его выключенном положении замыкает цепь питания реле со стороны минуса. Планшайбы разъедйпитеаей замыкают цепь со стороны плюса при их включении.
Отсюда следует, что при включенных разъединителях одной системы шин разъединители второй системы этого же фидера не могут быть включены, т. е. системы не могут быть соединены, прежде чем не будет включен междуснстемный масляник.
Данная блокировка также не дает возможности поставить под напряжение вторую не работающую систему шин фидерными разъединителями, что не является опасным; блокировка в этом случае является излишней перестраховкой и вызовет лишнюю операцию, т. е. выключение между«истемного М асляника. После включения междусистемного масляника и включения ; фидерных разъединителей междусистемный маслян ик может быть снова выключен.
Конструктивное выполнение реле, запирающего привод разъединителей в выключенном положении разъединителей, очень просто и не представляет трудностей в изготовлении. Запираюее реле встраивается под приводом и, действуя запорной собачкой 1 (фиг. 6) на поворотную шайбу 2 при втянутом сердечнике реле 3, не дает возможности повернуть привод с целью включения разъединителей. Запорная собачка свободно движется в направляющей планке 4, приваренпой или привинченной к приводу. Запорная собачка и сердечник реле связаны между собой латунным ввинчиваемым в них стержнем для предотвращения от влияния на собачку магнитного поля реле, а следовательно прилипания собачки к чугунному корпусу привода.
Предмет изобретения.
Устройство для блокировки разъединителей в установках с двойной системой шин, состоящее из блокировочного электромагнита, отдельного для каждого из разъединителей и возбуждаемого от трансформаторов тока, включенных в обе ветви системы, отличающееся тем, что, с целью применения на бдокироночном электромагните ,лишь одной обмотки, вторичные обмотки трансформаторов тока соединены параллельно или
последовательно ив образованную цепь включены обмотки блокировочных электромагнитов.
фиг 1
а
сриг. 6
Авторы
Даты
1935-11-30—Публикация
1934-12-24—Подача