УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОХРАНЕНИЯ ШЛЮЗНЫХ ВОРОТ ОТ УДАРОВ СУДНА Советский патент 1935 года по МПК E02B7/20 

Описание патента на изобретение SU45536A1

Изобретение относится к устройствам для предохранения шлюзных ворот от ударов судна, имеющим заградительную цепь (или трос), связанную с грузами, поглощающими живую силу судна.

Новой отличительной особенностью предложенного устройства является то, что к заградительному тросу (или цепи) с каждой стороны прикреплено несколько грузов, могущих перемещаться по наклонной плоскости и последовательно соединенных между собой цепями. Этой особенностью имеется в виду получить постепенное гашение живой силы судна и исключить быстрый обратный его отход, опасный в отношении удара о суда, расположенные позади первого судна.

Отмеченные выше грузы могут быть поставлены на колеса, затормаживаемые известными приспособлениями при движении грузов во время навала судна на заградительную цепь.

При предохранительном устройстве может быть применено приспособление для автоматического подъема и опускания заградительной цепи при закрывании и открывании ворот шлюза.

На чертеже фиг. 1 изображает схему описываемого устройства в плане; фиг. 2 - то же в разрезе по оси шлюза; фиг. 3 - закрепление заградительного троса на подъемном тросе; фиг. 4 и 5 - приспособление для автоматического подъема и опускания заградительного троса.

Предохранительное устройство состоит из заградительного стального троса 15, перекинутого через подходное к воротам русло между входными эстакадами шлюза. Когда подход к воротам свободен, стальной трос лежит на дне по всей ширине подхода (это положение показано на чертеже сплошной линией 15) между эстакадами, выходит на оба берега и далее идет к тормозным грузам 14. Когда ворота закрыты, стальной трос поднимается из воды помощью тонких тросов 10, прикрепленных к его средней части на расстоянии друг от друга, близком к ширине подхода, и находится почти в горизонтальном положении (это положение троса показано на чертеже пунктиром 15′). Подъем троса производится в сторону ворот, почему в поднятом положении трос имеет в плане вид ломаной линии, средняя часть которой расположена нормально к оси шлюза. От средней части, в сторону от шлюза идут симметричные ветви, состоящие из двух или более прямых; ближайшие к средней части прямые оканчиваются на стенках эстакад. В этих точках трос проходит через горизонтальные блоки 16 и направляется по прямой (или ломаной) линии к тормозным грузам 14, расположенным на обоих берегах.

Тормозные грузы 14 на каждом берегу состоят из трех ящиков на колесах, загруженных камнем; колеса (без реборд) стоят на деревянном брусчатом (несколько наклонном) полу, посыпанном песком и защищенном от дождя навесом 17. Колеса при движении грузов во время навала судна заторможены и освобождаются от тормозов лишь при возвращении ящиков в их исходное положение; для этого к колесам могут быть приделаны обычные храповики. Ящики соединены между собою цепями, а к ближайшему к воротам ящику прикрепляется заградительный трос 15. Ящики устанавливаются вплотную друг за другом, длина же каждой из цепей между ними равняется приблизительно 1 метру, почему при действии предохранителя, когда судно натянет трос (натянутое положение троса показано на чертеже пунктиром 15′′), начинают движение только первые ящики. После того, как первые ящики пройдут 1 метр пути, начинают двигаться вторые ящики и т.д. Вся живая сила навалившегося на заградительный трос судна должна быть погашена работою трения ящиков, из какового условия определяется вес ящиков и длина наклонного пола.

После остановки судна и отвода его назад колеса ящиков освобождаются от тормозов и откатываются в свое первоначальное положение по наклонному полу. За первым ящиком натягивается в свое первоначальное положение и трос предохранителя. Вместо трех ящиков на каждом берегу можно взять большее количество ящиков, например 4-5, соответственно меньшего веса, и в этом случае работа предохранителя будет еще эластичнее, т.е. удар судна о предохранитель будет еще слабее при той же конечной работе его по задержанию судна.

Тонкие подъемные тросы 10 прикрепляются к гирям 18, которые помещаются по концам средней части заградительного троса 15. Благодаря гирям средний пояс при всяком положении троса в воде будет растянут с расстоянием между гирями лишь немного меньше ширины подхода к шлюзу.

При своем низшем положении заградительный трос лежит в наклонной плоскости; от блоков 16 ветви троса идут к лежащим на дне гирям 18 в сторону ворот под углом примерно в 45° (фиг. 2); между гирями лежит на дне средний пояс.

В виду необходимости предвидеть возможность проводки судов через шлюз помощью береговой тяги и недопустимости в силу этого пропускать подъемные тросы 10 через блоки, укрепленные на вершинах высоких мачт, приходится прикреплять указанные блоки к невысоким надолбам 19, установленным в линии лицевых стенок входных эстакад. Через такие надолбы (не выше 1 метра над площадкою эстакад), тяговая бечева будет проходить беспрепятственно. Тонкий подъемный трос 10, пройдя блок 20 (фиг. 3), спускается к блоку 21, укрепленному на лицевом ребре входной эстакады под надолбом. С этого блока трос 10 вступает в трубу на эстакаде пересекает бечевник и вступает на нижний блок 1 (фиг. 4 и 5) башни 22 (фиг. 1 и 2) с системою блоков, координирующих движение заградительного троса с движением ворот и дающих возможность подъемным тросам 10 следовать за заградительным тросом с момента начала действия предохранителя до момента остановки судна. Система блоков на башне состоит в следующем (фиг. 4 и 5). Подъемный трос 10, сойдя с нижнего блока 1 башни, поднимается наверх, огибает неподвижный блок 2, опускается, огибает подвижной блок 3, снова поднимается наверх, проходит через блок 4 и вступает на тали 5, у которых оба блока двойные. Имея на талях четыре ветви, трос 10 своим концом прикрепляется снизу к верхнему неподвижному блоку талей 5. К нижнему неподвижному блоку талей прикреплен груз 11. Этот груз, имея нужный вес, остается неподвижным на земле во время подъема и опускания заградительного троса, почему во время таковых операций тонкий трос, как бы, закреплен на блоке 4. К подвижному блоку 3 снизу прикрепляется трос 9, идущий через блок 8 к полотну двустворных ворот 23 (фиг. 1), а сверху прикрепляется другой трос 13, проходящий блоки 6 и 7, опускается вниз и закрепляется на небольшом грузе 12. Когда ворота закрыты, подвижной блок 3 на той и другой башнях находится в своем нижнем положении (фиг. 4), а груз 12 в положении верхнем. В это время трос 10 натянут, а заградительный трос 15 поднят в свое верхнее положение и закрывает проход к охраняемым воротам. Когда ворота открыты, подвижной блок 3 находится в своем верхнем положении (фиг. 5), груз 12 - в нижнем, подъемный трос 10 выпущен и трос 15 лежит на дне судового хода. От подвижного блока 3 трос 9, идущий к полотну ворот, огибает блок 8, идет в трубе, проходит через несколько горизонтальных блоков 24 и 25 (фиг. 1) и соединяется с воротами. При закрывании ворот каждое полотно их протаскивает трос 9 через шкив 8 и подтягивает подвижной блок 3 в его нижнее положение. При открывании ворот груз 12 поднимает блок 3 и протаскивает трос 9 в обратном направлении; при опускании блока 3 трос 10 натягивается, проходя блоки 1 и 2, причем продвижение его в два раза больше пути блока 3, равного расстоянию между крайними положениями точки прикрепления троса 9 к полотну ворот. Груз 11 имеет следующее назначение. Необходимость сохранять площадку входных эстакад для возможности береговой тяги заставляет подтягивать заградительный трос к невысоким надолбам в плоскости лицевых стенок и иметь в силу этого, очень короткие участки подъемных тросов между заградительным тросом и блоком надолба. Между тем при задержании ударившегося о предохранитель судна, до погашения всей его живой силы, заградительный трос прежде всего изменит свое положение в плане, получив вид контура горизонтального сечения носовой части судна на высоте около 0,5 метра над ватерлинией. После этого рабочий трос пройдет вместе с судном путь длиною около 15 метров, в зависимости от массы судна и его первоначальной (в момент удара) скорости. При этом точки закрепления подъемных тросов на заградительном тросе будут тоже перемещаться как при изменении вида заградительного троса в плане, так и при его поступательном, вместе с судном, движении. Участки подъемных тросов между заградительным тросом и блоком надолба будет удлиняться, что и будет происходить за счет подъема груза 11 и сматывания тонкого троса с талей 5. В этом и заключается назначение груза 11 и талей 5.

Средний пояс заградительного троса, который непосредственно удерживает судно, состоит из двух тросов. Их равномерная работа при задержании судна обеспечивается способом прикрепления их к гирям 18 (фиг. 3).

Описанное устройство для предохранения ворот от поломки шлюзуемым судном предназначается к установке перед верхними и нижними воротами со стороны подходов к шлюзу для удержания подходящего к шлюзу судна, если последнее почему-либо получило большую скорость и не могло собственными средствами во время остановиться. Если установить правило: впускать в шлюз только уже остановившееся в том или другом подходе судно, и если пропуск судна через шлюз производить под командою мастера шлюза или его ближайшего помощника, то предохранители ворот со стороны камеры шлюза делаются ненужными. Если же по каким-либо особым причинам предохранители со стороны камеры будут признаны необходимыми, то описанный предохранитель может быть применен и в этом случае, но без автоматического приспособления, служащего для подъема троса, так как в таком виде этот предохранитель уменьшит полезную длину камеры примерно на 15 метров.

Похожие патенты SU45536A1

название год авторы номер документа
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2019
  • Колосов Михаил Александрович
  • Эйрус Александр Андреевич
  • Жигновская Диана Валерьевна
RU2726893C1
Предохранительное буферное устройство для шлюзных ворот 1929
  • Бородулин А.М.
SU14761A1
Судоходный шлюз 1933
  • Петрашень И.В.
SU35689A1
Задерживающее (амортизационное) приспособление для устранения ударов пришлюзовании судов 1928
  • Курносов В.Н.
SU18662A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА 2013
  • Колосов Михаил Александрович
  • Эйрус Александр Андреевич
RU2532036C1
Форма выполнения устройства, охарактеризованного в п. 2 патента № 14761 предохранительного буферного устройства для шлюзных ворот 1929
  • Бородулин А.М.
SU21040A1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ВОРОТ СУДОХОДНОГО ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2021
  • Колосов Михаил Александрович
  • Чихачев Александр Викторович
RU2764762C1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ШЛЮЗНЫХ ВОРОТ 1929
  • Петрашень И.В.
  • Петрашень В.И.
SU20554A1
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВОРОТ ШЛЮЗА ОТ НАВАЛА СУДОВ 2014
  • Колосов Михаил Александрович
  • Смирнов Александр Александрович
RU2579229C1
Устройство для перегрузки древесины с берега на судно или обратно 1938
  • Просвиряков И.В.
SU56219A1

Иллюстрации к изобретению SU 45 536 A1

Формула изобретения SU 45 536 A1

1. Устройство для предохранения шлюзных ворот от ударов судна с применением заградительного троса (или цепи), связанного с грузами, поглощающими живую силу судна, отличающееся тем, что к заградительному тросу (или цепи) 15 с каждой стороны прикреплены несколько грузов 14, могущих перемещаться по наклонной плоскости и последовательно соединенных между собой цепями, с целью постепенного гашения живой силы судна и предупреждения быстрого обратного отхода его.

2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что грузы 14 поставлены на колеса, затормаживаемые известными приспособлениями при движении грузов во время навала судна на заградительную цепь.

3. При устройстве по п. 1 применение приспособления для автоматического подъема и опускания заградительной цепи при закрывании и открывании ворот, в котором трос 9, одним концом привязанный к воротам, другим концом привязан к подвижному блоку 3, через который перекинут подъемный трос 10, перекинутый также через неподвижные блоки 2 и 4 и связанный с талями 5, несущими груз 11, причем для подъема блока 3 при открывании ворот служит противовес 12, связанный с этим блоком тросом 13, перекинутым через блоки 6 и 7.

SU 45 536 A1

Авторы

Петрашень И.В.

Даты

1935-12-31Публикация

1933-09-20Подача