1
Изобретение относится к транспортным средствам, нреимущественно перемещающимся по наклонным путям, в частности может быть иснользовано в самоходных проходческих полках и локомотивах в горной промышленности.
Известны нрижимные устройства для катка, содержащие комплект тарельчатых пружин, зубчатую рейку и венец, на ступице которого смонтирован каток транспортного средства.
Недостатки известных прижимных устройств заключаются в следующем: усилие ноджатия катка к рельсу остается постоянным при изменении тягового усилия, нанример при перемещении но рельсовым нутям с различными углами наклона. Усилие поджатия, больщее необходимого для перемещения транспортного средства, приводит к новышенному износу контактных поверхностей, подшипниковых узлов и катка.
Кроме того, паличие комплекта пружин, зубчатой рейки и зубчатого венца усложняет конструкцию прижимного устройства.
Цель изобретения - упрощение конструкции прижимного устройства и новышение иадежпости работы за счет автоматического регулирования усилия ноджатия катка к рельсу.
Это достигается тем, что угол р между нормалью к рельсу и линией, соединяющей
центры катка и водила, должен иметь величину, одновременно удовлетворяющую равенствам:
cosp)
fO
)
- cos , к,
fK
sinB -f
sinp - Ф Гщ
где /С и KZ - коэффициенты запаса сил трения (отношение максимально возможной силы трения между катком и рельсом к тяговому усилию соответственно при подъеме и спуске) ; / - коэффициент трения меладу
катком и рельсом; Гк - радиус катка; ш - радиус щестерни;
Ф - приведенный коэффициент трения в нодшипниках.
На фиг. 1 изображен общий вид транспортного средства с предложенным прижимным устройством; на фиг. 2 .- однн из вариантов выполнения прижимного устройства. Транспортное средство состоит из корнуса 1, верхних и нижних катков 2 и 3, перемеающихся по наклонному рельсу 4. Прижимное устройство для катка 3 представляет собой планетарный механизм, состоящий из зубчатой пары, образованной колесом 5 с внутренними зубьями и шестерней 6, и водила 7. Колесо 5 выполнено в виде венца, нарезанного в теле червячного колеса 8. Шестерня 6 и каток 3 закренлены на общем валу 9. Посредством втулкн 10 и подщипника 11 каток установлен на водиле, которое через подщипник 12 соединено с корпусом 1 транспортного средства. Пружина 13 служит для первоначального поджатия катка 3 к рельсу 4. Ограничители 14 и 15 препятствуют движению водила и корнуса нод действием инерниоппых явлений в момент неустановившихся скоростей при пуске, торможении и т. д. Водило установлено так, что угол |3 между нормалью А-А к рельсу и линией Б-Б, соединяющей ось вращения 16 катка и ось вращения 17 водила определяется зависимостью: /(-cosp) /() ок sinp -Ь ф sinfi - ф - Крутящий момент от червячного колеса 8 через колесо 5, шестерню 6, вал 9 передается па каток 3. Пружина 13 вводит каток в контакт с рельсом 4. В результате сложения действия сил окружного усилия на шестерне 6 и тягового усилия па катке создается усилие поджатия катка к рельсу. Выбор угла р в пределах, определенных указанной выше зависимостью, обеспечивает движение транспортного средства как на подъеме, так и на спуске без проскальзывания. С изменением тягового усилия автоматически изменяется и усилие поджатия катка к рельсу. Как показал расчет предложеппого прижимного устройства для условий - 2, ф О : 03 и / 0,15, угол р находится в нределах:2°18 |3 1П5, 15Г38 р 177Ч2. П р е д м с т и 3 о б р е т е п и я Прижимное устройство для катка, преимущественно монорельсовых трапспортпых.. средств, содержащее зубчатую пару с внутренним запеплением, одна из шестерен которой закреплена па общем валу с катком, установленным на подпружиненном водиле, шарнирно соединенном с корпусом транспортного средства, отличающееся тем, что, с целью упрощения его конструкции и повышения надежности работы за счет автоматического регулирования усилия поджатия катка к рельсу, угол р между пормалью к рельсу и линией, соединяющей центры катка и водила, имеет величину, одновременно удовлетворяющую равенствам: /f- -cosp)/(.cosp) Шг ТГ1Ki п snip - ф - sinp -Ь ф где /Ci и Ki - коэффициенты занаса сил трения (отношение максимально возможной силы трения между катком и рельсом к тяговому усилию соответственно при подъеме и спуске); / - коэффициент трения Между катком и рельсом; Гц - радиус катка; г ,ц - радиус шестернн; Ф - приведенный коэффициент трепия в подшипниках.
2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1359522A1 |
Тяговое устройство для монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU765068A1 |
Привод локомотива с опорно-рамным подвешиванием тягового электродвигателя | 1982 |
|
SU1066862A1 |
СТЕНД ИСПЫТАНИЙ КОЛЕСНЫХ ПАР И ИХ ЭЛЕМЕНТОВ | 2010 |
|
RU2436061C1 |
Зубчатая передача | 1983 |
|
SU1357628A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2001 |
|
RU2211443C2 |
Тяговое устройство монорельсовой дороги | 1978 |
|
SU747759A1 |
Ходовая часть гусеничного транспортного средства | 1980 |
|
SU1379180A2 |
УСТРОЙСТВО ТОРМОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2392145C1 |
Монорельсовое транспортное средство | 1981 |
|
SU1125146A1 |
Авторы
Даты
1975-03-15—Публикация
1973-01-23—Подача