Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины Советский патент 1975 года по МПК F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU469007A1

1

Изобретение относится к области машиностроения.

Известны подшипники качения для высокооборотного ротора трубомашины, содержащие внутреннюю и наружную обоймы, между которыми размещены тела качения, причем наружная обойма выполнена с тангенциальными отверстиями, одни из которых наклонены в направлении вращения вала ротора, а другие - в противоположном направлении, и все указанные отверстия сообщены с одной стороны с зазором между наружной обоймой и опорой подщипника.

Цель изобретения - улучшение смазки подщипника.

Это достигается тем, что в предлагаемом подщипнике на внутренней и наружной обоймах со стороны тел качения выполнены соосно кольцевые канавки, а тангенциальные отверстия с другой стороны сообщены с кольцевой канавкой наружной обоймы. При этом тангенциальные отверстия, наклоненные в противоположном направлении относительно вращения вала ротора, расположены под углом к плоскости, проходящей через центры тел качения подщипника. Внутренняя обойма также выполнена с тангенциальными отверстиями, сообщенными с одной стороны с кольцевой канавкой внутренней обоймы, а с

другой - с зазором между валом и внутренней обоймой.

На фиг. 1 показан предлагаемый подщипник, установленный в опоре в осевом разрезе;

на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез но Б-Б на фиг. 2.

Подшипник состоит из наружной 1 и внутренней 2 обойм сепаратора 3 и шариков 4. При разъемных обоймах кольца могут фиксироваться относительно друг друга штифтами 5 для совмещения выполненных на соприкасающихся торцовых поверхностях канавок, образующих в собранном подщипнике отверстия для циркуляции масла. На желобах

внутренней и наружной обойм в средней плоскости выполнены соответственно кольцевые канавки 6 и 7. Форма и размеры канавок определяются величиной прокачки масла через нодщипник, диаметром шариков и углом контакта подщипиика.

В опоре выполнены кольцевые канавки 8 и 9.

На фиг. 2 и 3 показано относительное расположение каналов для циркуляции масла. В

канавку 6 выходят отверстия для подвода масла, образованные криволинейными канавками 10 на соприкасающихся торцовых поверхностях колец разъемной внзтренней обоймы. В канавку 7 выходят отверстия 11 для

подвода масла и отверстия 12 для отвода отработанного масла через наружное кольцо.

Количество отверстий И и 12, канавок 10 и их размеры онределяются требуемой нрокачкой масла через подшипник и его геометрическими размерами. Расположение их по окружности - равномерное.

Оси канавок 10 на выходе в канавку 6 и оси отверстий И и 12 на выходе в канавку 7 находятся в плоскостях, касательных или близких к ним (к соответствующим кольцевым канавкам 6 и 7). При этом маслоподводящие отверстия И и канавки 10 выходят в соответствующие кольцевые канавки 7 и 6 по направлению окружной скорости сепаратора с комплектом шариков относительно соответствующего кольца подшипника, а маслоотводящие отверстия 12 - против направления окружной скорости сепаратора. Оси маслоподводящих отверстий 11 и канавок 10 лежат в средних плоскостях кольцевых канавок. Маслоотводящие отверстия 12 можно было бы также располагать в этой плоскости. Но при этом значительно усложняется конструкция опоры, так как требуется строгая фиксация кольца подшипника в окружном направлении относительно опоры для совмещения отверстий в опоре и в кольце.

Для упрощения конструкции опоры маслоотводящие отверстия 12 расположены под некоторым углом (см. фиг. 3) к средней плоскости подшипника. Величина угла определяется расстоянием а между средней плоскостью подщипника и точкой входа в обойму отверстия 12, которое должно быть достаточным для конструктивного размещения в опоре кольцевой канавки 8 для отвода масла.

Рекомендуется отверстия 13 в опоре для отвода масла и отверстия 14 для подвода масла располагать в плоскостях, близких к касательным к соответствующим кольцевым канавкам 8 и 9 в опоре (см. фиг. 2). Направление подвода и отвода масла при этом должно совпадать с окружной скоростью сепаратора подшипника.

В описанной конструкции подшипника масло подается непосредственно к местам контакта деталей подшипника, что улучшает теплоотвод, снижает потери на трение и вероятность появления задира и износа. При этом масло создает значительно меньшее сопротивление движению деталей подшипника за счет согласования (по направлению) движения масла и деталей подшипника. Отпадает также необходимость установки на опорах боковых форсунок для подачи масла при применении предлагаемого подшипника.

Предмет изобретения

1. Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины, содержащий внутреннюю и наружную обоймы, между которыми размещены тела качения, причем наружная обойма выполнена с тангенциальными отверстиями, одни из которых наклонены в направлении вращения вала ротора, а другие - в противоположном нанравлении, и все указанные отверстия сообщены с одной стороны с зазором между наружной обоймой и опорой подшипника, отличающийся тем, что, с целью улучшения смазки подшипника, на внутренней и наружной обоймах со стороны

тел качения выполнены соосно кольцевые канавки, а тангенциальные отверстия с другой стороны сообщены с кольцевой канавкой наружной обоймы. 2. Подшипник по п. 1, отличающийся

тем, что тангенциальные отверстия, наклоненные в противоположном направлении относительно вращения вала ротора, расположены под углом к плоскости, проходящей через центры тел качения подщипника.

3. Подшипник по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя обойма выполнена с тангенциальными отверстиями, сообщенными с одной стороны с кольцевой канавкой внутренней обоймы, а с другой стороны - с зазором

между валом и внутренней обоймой.

..3

Похожие патенты SU469007A1

название год авторы номер документа
Межроторная опора газотурбинного двигателя 2015
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Лукин Виктор Александрович
RU2608512C2
Межроторная опора газотурбинного двигателя 2014
  • Зубко Алексей Игоревич
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Лукин Виктор Александрович
  • Щербаков Василий Васильевич
RU2609887C2
СПОСОБ ПОДАЧИ МАСЛА В МЕЖРОТОРНЫЙ ПОДШИПНИК ОПОРЫ РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2015
  • Назаренко Юрий Борисович
  • Никитин Александр Сергеевич
  • Добриневский Анатолий Антонович
  • Шмунк Андрей Александрович
RU2613964C1
ОПОРА РОТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2009
  • Зыкунов Юрий Иосифович
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
RU2414612C1
ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ 2013
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Заваруев Сергей Александрович
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Кикоть Наталья Юрьевна
RU2535801C1
ОПОРА ДВУХРОТОРНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2011
  • Канахин Юрий Александрович
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Максимов Вадим Васильевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Прокофьев Валентин Васильевич
RU2450140C1
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 1971
  • Иностранец Манфред Бейземанн
  • Федеративна Республика Германии
  • Иностранна Фирма П. Конингс Машиненфабриек Лизер Метаалгиетерий Н. В.
SU298138A1
МЕЖРОТОРНАЯ ОПОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Л.Ф.
  • Кикоть Н.В.
  • Колобов Г.И.
  • Марчуков Е.Ю.
RU2265742C1
ПЕРЕДНЯЯ ОПОРА ТУРБИНЫ НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ДВУХВАЛЬНОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Зенкова Лариса Федоровна
  • Кикоть Николай Владимирович
  • Колобов Геннадий Иванович
  • Критский Василий Юрьевич
RU2312997C2
УЗЕЛ ВЫСОКООБОРОТНОЙ ШЕСТЕРНИ РЕДУКТОРА ВЕТРОДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Голубков С.В.
  • Глазов С.М.
  • Коржов Н.П.
  • Кочергин В.В.
  • Кряж Ю.В.
  • Салихов В.В.
RU2150022C1

Иллюстрации к изобретению SU 469 007 A1

Реферат патента 1975 года Подшипник качения для высокооборотного ротора турбомашины

Формула изобретения SU 469 007 A1

SU 469 007 A1

Авторы

Коряковцев Петр Сергеевич

Тихвинский Юрий Владимирович

Даты

1975-04-30Публикация

1973-01-12Подача