Изобретение предназначено преимущественно для работы в горных выработках с большими углами наклона (для передвижения людей, транспортировки материалов и оборудования) .
Известный линейный электродвигатель имеет якорь С-образного сечения, внутри которого расположен индуктор в виде прямоугольной призмы на катках, расположенных на внешней стороне якоря.
Изготовление якоря С-образного сечения с прямоугольным индуктором - трудоемкий и не технологичный процесс. Применять линейный электродвигатель такой конструкции для транспортировки грузов на значительные расстояния экономически невыгодно.
Для стабилизации воздушного зазора между якорем и индуктором предлагается устройство, в котором к оси индуктора подвешена платформа, стойка которой соединена с катками, имеющими образующую поверхности качения в виде кривой, радиус кривизны которой равен радиусу окружности сечения якоря, причем якорь выполнен в виде разрезной трубы, а индуктор - в виде сплошного цилиндра с кольцевыми пазами, магнитопровод которого состоит из пачки разрезных кольцеобразных пластин, размещенных на оси индуктора и сжатых с обоих сторон шайбами с одновитковой винтовой нарезкой.
Такой линейный электродвигатель с якорем С-образного сечения возможно изготовить с повышенной точностью, а соответственно и высшего качества, т. е. с более высоким к. п. д.
На фиг. 1 изображена конструкция предлагаемого устройства, поперечный разрез; на фиг. 2 - конструкция индуктора.
Линейный электродвигатель состоит из представляющего в сечении окрулсиость индуктора 1, выполняющего роль магнитопровода, в пазах 2 которого проложена обмотка трехфазного тока. К оси 3 индуктора 1 подвешена платформа 4, жестко соединенная со стойкой 5. Каток 6 с фигурной поверхностью
качения, соединенный со стойкой 5 осью, находится сверху на внешней стороне якоря 7, выполненного из стандартной металлической трубы. Ролик 8 прикреплен к стойке 5 и находится в разрезе якоря 7, соприкасаясь с
одной из его сторон в зависимости от перекоса платформы 4 под действием несимметрично расположеннного груза. Ролик 8 не допускает трение стойки 5 с разрезной частью якоря 7, уменьшая тем самым сопротивление
движению.
Магнитопровод индуктора набран из кольцевых разрезных пластин 9, расположенных на оси 3 и сжатых с обоих сторон шайбами 10, выполненных с одновинтовой нарезкой (см.
фиг. 2). Спиралеобразные шайбы 10 устанавливают разрезные кольцевые пластины 9 по спирали, образуя цилиндр, на котором нарезаются кольцевые назы 2 для укладки в них обмотки трехфазного переменного тока. Лобовые соединения обмотки расположены в продольном пазу 11.
Направление переменного тока в обмотке индуктора указывает стрелка, которая пересекает уложенные но спирали и изолированные друг от друга (лаком или клеем) кольцеобразные разрезные пластины (см. фиг. 2). Уложенные так пластины создают большое сопротивление для вихревых токов, которые возникают в магнитонроводе.
Предлагаемое устройство действует по принципу работы асинхронных электродвигателей трехфазного тока с короткозамкнутым ротором. При включении обмотки индуктора 1 в сеть трехфазного тока в индукторе образуется бегущее магнитное поле. Бегущее магнитное поле индуктора 1, взаимодействующее с токами якоря 7, приводит в движение индуктор 1 совместно с платформой 4, к которой жестко прикреплена стойка 5 с каточками 6, перемещающееся по внещней поверхности якоря 7. Подвешенная к индуктору 1 платформа. 4 под действием собственного веса наХСГДИТ-С7Г-в-равновесии, а отрегулированный воздушный зазор между якорем 7 и индуктором 1 не изменяется и сохраняет стабильность при некотором отклонении стойки 5 под действием сил тяжести, не симметрично расположенного на платформе 4 груза. Трение об якорь 7 стойки 5 и ее отклонение могут быть минимальными, если к стойке прикрепить дополнительные ролики, находящиеся в разрезе якоря.
Таким образом, воздущный зазор достигается путем щарнирного соединения оси 3 индуктора 1 со стойкой 5, которая под действием сил тяжести находится в равновесии и вместе с индуктором 1 перемещается на катках 6, движущихся по внещней поверхности якоря 7.
Стабилизация воздушного зазора обеспечивается катками 6 (см. фиг. 1), перемещающимися на внешней поверхности якоря 7.
Реакция от действия сил тяжести платформы и груза на катки 6 и кривизна поверхности качения создают условия для устойчивого полол ения катков 6 на внещней поверхности якоря 7.
Инородные тела, например куски породы, попадающие на внешнюю поверхность якоря 7, соскальзывают с него и не препятствуют движению катков 6.
Токоподвод к индуктору выполняется известными способами от контактных проводов или от кабеля, свиваемого с бухты.
В рудничном взрывобезопасном исполнении токосьем осуществляется только от кабеля,
потому что электрическая мащина является безопасной по пыли и газу, если корпус ее имеет зазоры не более 0,2 мм и толщина стенок не менее 25 м.м. В предлагаемом и известном линейных двигателях ширина паза якоря
не много больше, чем допускаемый зазор по правилам безопасности, поэтому укладка токоведущих шин внутри якоря не обеспечивает взрывобезопасность двигателя.
Предмет изобретения
Линейный электродвигатель, содержащий
неподвижный якорь С-образного сечения и расположенный в нем индуктор, соединенный с катками, пере.мещающимися по внешней поверхности якоря, отличающийся тем, что, с целью стабилизации воздушного зазора
между якорем и индуктором, к оси индуктора подвешена платформа, стойка которой соединена с катками, имеющими образующую поверхность качения в виде кривой, радиус которой равен радиусу окружности сечения якоря, причем якорь выполнен в виде разрезной трубы, а индуктор - в виде сплошного цилиндра с кольцевыми пазами, магнитопровод которого состоит из пачки разрезных кольцеобразных пластин, размещенных на
оси индуктора и сжатых с обоих сторон щайбами с одновитковой винтовой нарезкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Линейный асинхронных двигатель | 1976 |
|
SU618824A1 |
ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2275732C2 |
САМОВОЗБУЖДАЮЩИЙСЯ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ГЕНЕРАТОР ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1996 |
|
RU2124799C1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2096890C1 |
ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬCiOUi'-'^HAM- , ч я ^ •!,' 5 П" f- ййЬ1!.1'?!ШШ-К1К,^ = бИБЛИОТЕ-КЛ | 1971 |
|
SU320891A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ДВУХПАКЕТНЫМ ИНДУКТОРОМ (ВАРИАНТЫ) | 2008 |
|
RU2356154C1 |
СИНХРОННАЯ ПОПЕРЕМЕННО-ПОЛЮСНАЯ МАШИНА | 2003 |
|
RU2233532C1 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2716489C2 |
АСИНХРОННЫЙ ТРЕХФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2018 |
|
RU2759161C2 |
КОЛЬЦЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-МАХОВИК | 2023 |
|
RU2799371C1 |
WUZ.2
Авторы
Даты
1975-05-15—Публикация
1973-05-04—Подача