1
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано, например, в приводах текстильных машин для устранения пусковой обрывности нитей или в приводах транспортеров угольных комбайиов для увеличеиия срока службы прорезиненных лент.
По основному авт. св. № 418645 известна центробежная пусковая муфта, содержащая ведущую и ведомую нолумуфты с закрепленными на пнх фрикционными дисками и связанными с ними нажимным н упорным дисками, а также, центробежный механизм включения, выполнеиный в виде щариков, помещенных в сепаратор, свободно установленный между нажимным и упорным дисками, причем рабочие поверхиости упомянутых дисков выполнены в виде эллипсоидов.
Муфта обеспечивает плавное включение в соответствии с оптимальным законом нарастания передаваемого момента, однако, ввиду того, что шарики могут перемещаться к периферии дисков беспрепятственно, она не может обеспечить безнагрузочного разгона приводного двигателя нри одновременном ограничении величины нусковых перегрузок деталей рабочей мащины.
В предлагаемой муфте для улучщения ее пусковых характеристик сепаратор снабжен инерционной массой, преимущественно ободом, а окнам, в которых размещены шарики, придана спиралевидная форма.
На фиг. 1 - представлена предлагаемая муфта, поперечный разрез, на фиг. 2 - раирез ио А-А па фиг. 1.
Центробежная пусковая муфта содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, соединенные фрикционными дисками 3, и центробежный механизм включепия, состоящий из yno|iного дпска 4, соедпиенного с ведущей полу yфтofi, опирающегося через пружину 5 па прижимной диск 6 фрикционного узла, щарпков 7 н сепаратора 8. а также нажимной диск 9. С целью умепьшепня износа в консгрукцию может быть впедеиа пружина 10 и упорный подшппп1н 11. При сборке окна сепаратора спиралевидной формы должны быть орнентироваиы отпосительно направления вращения, как указано на фиг. 2. Пружина 5
имеет большую л есткость и меньшую усадку по сравнению с 10, поэтому в покое шарики 7 зажаты между дисками 4 и 9, а между прижимным 6 и фрикционным 3 дисками имеется зазор.
В момент пуска электродвигателя ведущая полумуфта 1 совместно с дисками 4 и 6 приходит в движение с ускорением, полумуфта 2 с дисками 3 и 9 неподвижна из-за наличия зазора.
Шарики 7 вращаются с половинной окоростью (ускорением), так как образуют совместно с дисками 4 и 5 дифференциальный механизм, при этом они приводят в движение сепаратор 8 с названной скоростью (ускорением). Вследствие наличия ускорения на сепаратор действует момент от сил инерции, пропорциональный и направленный противоположно ускорению. Благодаря спиралевидной форме окон момент сил инерции, действующий на сепаратор, препятствует перемещению щариков от центра, т. е. включению муфты, до тех пор, пока ускорение не понизится до заданного значения. Это обеспечивает безнагрузочный разгон электродвигателя до значения скорости, близкого к номинальному.
После того, как момент, развиваемый муфтой, превысит момент трения покоя мащины, ведомый вал начнет ускоренно вращаться:. В этот период скорость и ускорепие сепаратора будут определяться полусуммой скоростей или ускорений ведущей и ведомой полумуфты. При превыщении значения ускорения сепаратор перемещает шарики к центру и выключает муфту.
С повыщением угловой скорости возрастает значение центробежной силы, действующей на щарики, что приводит к повыщению значений ускорений, действующих на ведомую часть муфты. Для предотвращения этого, а также для устранения влияния износов в фрикционном узле на параметры муфтЫ и сохранения предохранительных свойств муфты на установивщемся режиме давления один из дисков, например 5, подпружинен и имеет
опорную поверхность в виде части эллипсоида.
Благодаря этому при увеличении центробежной силы шарик 7, сжав пружину 5, пере5 мещает диск 9 в положение, при котором угол заклинивания шарика 7 между дисками 4 и 9 больше, следовательно, сила, необходимая для его смещения вниз, меньше. Это позволяет снизить ускорения ведомой части до заданно10 го постоянного значения.
Параметры окна в сепараторе, жесткость пружины 5 и углы наклона опорной эллипсоидной поверхности дисков 4 и 9 могут быть определены расчетным путем после расчета
5 фрикционного узла муфты. Ведущей может быть как полумуфта 1, так и нолумуфта 2.
Таким образом, предлагаемая муфта позволяет получить разгон электродвигателя без нагрузки до скорости, близкой к номинальпой, и разгон ведомой части машины с ускорениями, близкими к постоянным, за все, наперед заданное время разгона вне зависимости от вида нагрузки и условий эксплуатации.
Предмет изобретения
Центробежная пусковая муфта по авт. св.
0 Ne 418645, отличающаяся тем, что, с целью улучшения ее пусковых характеристик, сепаратор снабжен инерционной массой, преимущественно ободом, а окнам, в которых размещены шарики, придана спиралевидная фор5 ма.
10
А-А
срыг 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Центробежная двухскоростная муфта | 1983 |
|
SU1139922A1 |
Центробежная муфта | 1984 |
|
SU1278524A1 |
Центробежная пусковая муфта | 1980 |
|
SU868175A2 |
Центробежная двухскоростная муфта | 1983 |
|
SU1099137A1 |
Центробежная муфта | 1983 |
|
SU1139921A1 |
Центробежная муфта | 1984 |
|
SU1296758A1 |
Центробежная двухскоростная муфта | 1984 |
|
SU1218197A1 |
Центробежная предохранительная муфта | 1978 |
|
SU941742A1 |
Центробежная муфта | 1984 |
|
SU1195084A1 |
Центробежная муфта | 1982 |
|
SU1094993A1 |
Авторы
Даты
1975-06-15—Публикация
1973-02-12—Подача