Узел крепления колеса турбомашины на валу Советский патент 1975 года по МПК F01D25/28 F01D5/04 F25B11/00 

Описание патента на изобретение SU478118A1

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбохоподильникам для охлаждения воздуха. Известны узлы крепления колес на валу, содержащие размещенную в ступице колеса пару втулок с сопряженными коническими поверхностями. Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности, а также обео печенне надежного соединения колеса с в&лом при длинной ступице и облегчение разборки такохО соединения. Для этого наружная втулка выполнена с продольным разрезом и подпружинена в аксиальном направлении тарельчатой пружиной, а внутренняя втулка выполнена из теплоизоляционного материала, например керамики. Причем втулки выполнены с углом конусности, либо больше угла самоторг можения при сопряжении двух поверхностей, например под углом 26 без смазки и под углом 13 со смазкой поверхностей сопряжения, либо меньше угла самоторможения при скольжении по одной поверхности, например под углом 10 без смазки или под углом 5 со смазкой поверхностей сопряжет нши С противоположной стороны колеса может быть установлена дополнительная пара конических втулок с тарельчатыми пружи- нами, либо втулки выполнены секционными и тарельчатые пружины установлены в каждой секции. На фиг. 3- схематически изображен описываемый узел крепле1шя колеса на валу с одной парой -конических втулок; на фиг. 2 - узел крепления на валу колеса с длинной ступицей при помощи двух симметрично расположенных пар ко1шческих втулок; на фиг. 3 - узел крепления колеса с длинной стушщей на валу при секционном выполн&нии пар конических втулок и тарельчатых пружин; на фиг. 4 - наружная коническая втулка, вид с торца; на фиг. 5 - то же, продольный разрез. Узел крепления колеса 1 на валу 2 содержит размещенную в ступице 3 коническую пару, состоящую из разрезанной по образующей наружной втулки 4 и сопряженной с ней внутренней втулки 5, подпружиненную одной или несколькими тарельчатыкш 34 пружинами 6, расположенными во втулке 7 прижатой к (торцу колеса 1 стяжной гайкой 8 с тарельчатой пружиной 9 или без нее. Для уменьшения жесткости наружной конической втулки 4 и обеспечения свободного передвижения ее вдоль оси вала 2 пЬд воздействием тарельчатых пружин 6 н| втулке 4 выполнены продольные пазы Ip (фиг. 4). Для той же цели при сборке у)зла крепления колеса 1 на валу 2 выпЬянен зазор 11 (4иг. 1 и 2), величина 1фторого превышает максимально возможную величину продольного перемещения наружной втулки 4 на всех режимах рабо ть машины. : Для компенсации разницы в тепловом расширении вала 2 и внутренней меташиь ческой или пластмассовой конической втулки 5, возникающей при нагреве узла крепления колес в процессе работы маши- №1, а также для устранения монтажного зазора между втулкой 5 и валом 2 втулке 5 разрезана по образующей подобно наружной втулке 4. При изготовлении втулки 5 из теплоизоляционного материала достигается дополнительный эффект уменьшения интенсивности теплопередачи от горячего коле cia компрессора к валу, а через него к; подшипниковой опоре, что имеет существенное значения для турбохоподильных Машин, так как ведет к снижению темпе- ратуры нагрева и соответственно к уве личе}шю срока службы подшипниковой опоры. Угол конуса при верщине сопряженных конических поверхностей каждой пары вту лок, в зависимости от условий эксплуата Hjut, монтажа и демонтажа колес на валу выбирают следующим образом. Для обеспечения возвратно-поступательного скольжения наружной втулки 4 по двум поверхностям (внешней цилиндри ческой и внутренней конической), требую щегося для возврата этой втулки в исходное положение при прекращен1Ш вращения и остывания нагревающегося в процессе работы колеса 1, а также mifi о15легчения демонтажа колеса, соецннепного с валом двумя симметрично расположенными разнонаправленными парами втулок 4 и 5 (фиг. 2), угол конусности выполняют несколько большим .угла самоторможения при сопряжении двух поверхностей, например под углом 26 без смазки и под углом 13 со смазкой поверхностей сопряжения. В этом случае дополнительные,- радиальные растягиваю щйе напряжения в колесе 1 под воздейст 8- кем тарельчатых гфушш 6 и 4 и 5 имеют минимальную велкчину, причем величина этих дополнительных напряжений постоянна на всех режимах работы машины, в том числе и при ее остановке, ,. При необходимости выпапления узла креп-i ления колеса на валу в минимальных радиальных габаритах, например в случае недостаточности толщины стенки ступицы 3, угол конусности выполняют несколько меньше утла самоторможения при скольже1ши по одной (конической) поверхности, например под углом Ю без смазки или под углом 5 при наличии сма31ш на сопряженных поверхностях цтупок 4 и 5. При такой конусности наружная втулка 4 при прекращеьши вращения колеса в исходное положе}ше не возвращае1С51 и в ступице 3 невращаюшегося колеса 1 остаются ра циальные напряжеНИЯ} соответствующие напряжениям, имеющим место при горячей (прессовой) посадке колеса 1 на вал 2 В этом случае ко.ническая пара втулок 4 и 5 выполняет, также как и во всех остальных случаях креплелия колеса на валу, свои основные функции: предотвращает радиа11ыи)1й сдвиг быстро вращающегося колэса 1 относительно оси вращения при увеличегши диаметра отверстия в ступице 3 под воздействием центробежных сил и зозниксиощей по этой причине разбатансировкя иращающегося ротора, а также облегчает демолтаж колеса 1 и обеспечивает возмоклость съема его без порчи (задира) поверхности вала 2,, При снятии колеса 1 с валл 2 скольжение происходит только по ко1шческой поверхности, что обуславливает выбор угла конуспости (10 и 5 )j Угол наклона Q когшческой поверхности шры втулок 4 и 5 равен половине угла KOifyca при вершине и составляет в симости от наличия смазки соответственно 13 и 6 ЗО при первом KpenjieifflH (с автоматическим возвраще1шем втулки 4 в иоходное положение) либо 5 и 2 30 при втором варианте креплешш.| Для-облегчения разборки соединения вала 2 с колесом 1, имеющим длинную сту- шщу, втулки 4 и 5 выдапнены сскщшнными (фиг. 3) и тарельчатые пружины 6 предусмотрены в каждой секции. Для предот вращения возможности проворота колеса 1 относительно вала 2 при наличии больших крутящих моментов может быть применена конструкция показанная на фиг, 1 и 3, состоящая из зафиксированной аксиальной шпонкой 12 на валу 2 втулки 13, на торцовой обращенной к колесу 1 поверхности которой выполнены, например, радиальные насечки, врезающиеся в торец ступицы 3 | 5 колеса 1 при затягивании гайки 8 на валу 2. При быстром вращении диаметр стушьцы 3 колеса 1 увеличивается, а ее длина несколько уменьшается, что ослабляет . первоначальную величину затяжки на валу 2/колеса 1, втулки 7, шпон1Ш 12 и может создать опасность проворота колеса 1 относительно втулки 13. Для предотвращения этого в проточке на торце гайки 8 размещена тарельчатая 1аружина 9, обеспечиваюшая постоянство заданной величины затяжки деталей, укрепленных на валу 2. Сила пружины 9 должна в несколько раз превосходить силу пружин 6 и быть близкой или равной величине осевого усилия, создаваемого гайкой 8 при затяжке тарированным ключом. В процессе раскрутки -ротора машины до рабочего числа оборотов колесо 1 рао«тягивается центробежной силой в радиальгном направле ши, при этом диаметр осево го отверстия ступицы 3 увеличивается. В .образующийся зазор между цилиндрическими поверхностями отверстия ступицы 3 и втулки 4 последняя автоматически проталкивается пружиной 6, что сохраняет ко центричность положения колеса 1 относительно оси вала и предотвращает разбалансировку ротора по причине радиального смеще1шя колеса на рабочих числах оборотов. При прекращении вращения втулка 4 . возвращается в исходное положение, если угол конусности сопряженных поверхностей -втулок 4 и 5 больше угла самоторможени либо .остается во вдвинутом (затянутом состоянии, если угол конусности меньше угла самоторможения. Предмет изобретения 1. Узел крепления колеса турбомашины на валу, преимущественно в высокообороо 86ной турбохолодильной машине, содержащий размещенную в ступице колеса пару втулок с сопряженными коническими поверхностями, отлича-ющийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, наружная втулка выполнена с продолы ым разрезом и подпружинена в аксиальном направлении тарельчатой пружиной. 2.Узел, по п. 1, о т л и ч а ю- щ и йс я тем, что. внутренняя втулка выполнена из теплоизоляционного материала, нагпример керамики. 3.Узел по п. 1, отличающий- с я тем, что втулки выполнены с углом конусности, большим угла самоторможения при сопряжении двух поверхностей, например под углом 26 без смазки и под ут лом 13 со смазкой поверхностей сопряжения. 4.Узел по п. 1, отличающий-. с я тем, что втулки выполнены с углом конусности, меньшим угла самоторможения при скольжении по одной поверхности, например под углом 10 без смазки или под углом 5 со смазкой поверхностей соприжени я. 5.Узел по пп. 1-4, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежного соедине1шя колеса с валом при длинной ступице, с противоположной стороны колеса установлена дополнительная пара конических втулок с тарельчатыми , пружинами. 6.Узел по пп. 1-4, отличающийся тем, что, с целью облег4е1шя разборки соединения вала с колесом, имеющим длинную ступицу, втулки выполнены секционными и тарельчатые пружины установлены в каждой секции.

д 9

2 5

. 1

Похожие патенты SU478118A1

название год авторы номер документа
Узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины 1974
  • Адлер Михаил Викторович
  • Никулина Ольга Васильевна
SU499410A1
Узел крепления колеса на валу турбохолодильника 1975
  • Иванников Валентин Григорьевич
  • Брагин Арсений Николаевич
  • Морозов Георгий Владимирович
  • Баранов Виктор Георгиевич
  • Барышникова Алла Михайловна
SU554452A1
УЗЕЛ ТРЕНИЯ С РАДИАЛЬНО-ОСЕВЫМ ПОДШИПНИКОМ ИЗ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ДРЕВЕСИНЫ 2005
  • Винник Николай Иосифович
  • Аксёнов Алексей Александрович
  • Свиридов Леонид Тимофеевич
  • Посметьев Валерий Иванович
  • Герус Александр Владимирович
RU2279573C1
Составное зубчатое колесо 1985
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Басинюк Владимир Леонидович
  • Ишин Николай Николаевич
  • Скороходов Станислав Константинович
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Войтехович Геннадий Кузьмич
  • Кулиш Михаил Яковлевич
SU1240988A1
Быстросъемная муфта 1986
  • Черноземов Анатолий Андреевич
SU1362868A1
Зубчатое колесо 1976
  • Берестнев Олег Васильевич
  • Кошман Виталий Никифорович
  • Скороходов Станислав Константинович
  • Соболев Алексей Савельевич
  • Фельдман Изя Наумович
  • Лезняк Геннадий Казимирович
SU696225A1
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР 2013
  • Богер Александр Фридрихович
  • Крисанов Алексей Алексеевич
RU2578070C2
МАХОВИЧНЫЙ НАКОПИТЕЛЬ ЭНЕРГИИ 2016
  • Гулиа Нурбей Владимирович
  • Лаврентьев Александр Иванович
  • Могилевский Кирилл Георгиевич
  • Зотов Алексей Вячеславович
  • Юрков Сергей Александрович
RU2633073C1
Ведущий мост транспортного средства А.В.Цаповича 1983
  • Цапович Александр Викторович
SU1094764A1
Зубчато-роликовая передача 1989
  • Маркович Иван Николаевич
SU1670245A1

Иллюстрации к изобретению SU 478 118 A1

Реферат патента 1975 года Узел крепления колеса турбомашины на валу

Формула изобретения SU 478 118 A1

ФигЗ

SU 478 118 A1

Авторы

Горбунов Анатолий Михайлович

Орлов Игорь Евстафьевич

Даты

1975-07-25Публикация

1973-05-10Подача