РГзобретеНие относится к холодильной технике, в частности к узлам крепления рабочих колес турбохолодильников систем кондиционирования воздуха.
Известны узлы креплепия колес на валу турбохолодильника с помощью конических втулок и пружш-шщего элемента 1. Эти известные узлы крепления колес на валу турбохолодильпика характеризуются увеличеппыми габаритами в радиальном и осевом лапраБлеииях, сложлостью конструкции, повышенными остаточными палряжения-ми в ступице колеса и возможностью проворота рабочих колес на валу, что снижает эффективность крепления и приводит к расбалансировке ротора.
Цель изобретения - повышение надежлости крепления и предотврашепие разбалансироБки ротора. В описываемом узле это достигается тем, что в лем пружинящий элемент выполнен в виде тонкостенной цилипдрической втулки с поперечными прорезями, смешенными одна отиосительио другой на 1/4 дуги окружлости. Пружинящий элемент может быть установлен между втулками, каждая из которых состоит из двух элементов, сопряженных по коническим поверхностям, «ли между ступицей колеса и подшлпниковой опорой вала. При этом нру;киняии-1Й элемент может быть выполнен по краям с разрезами, расположенными диаметрально противоположно и доходящими до поперечных прорезей, или с продольными разрезами, размещенными между поперечными прорезями. Одии из элементов каждой пары конических втулок
выполнен за одно целое со ступицей колеса.
На фиг. 1 изображен турбохолоднльник с описываемым узлом крепления колес, общий вид; на флг. 2 - пружинящий элемент между двумя парами втулок, сопряжеплых по коническим поверхностям; на фиг. 3 пружинящий элемент с диаметрально противоположными разрезами по краям; па фиг. 4 - пружинянпй элемент с лродольными разрезами между поперечными прорезями; ла фиг. 5 -
пружинящий элемент между ступицей колеса и подшипниковой опорой; на фиг. 6-конические втулки, выполненные за одно целое со ступицей колеса.
Узел крепления колеса 1 со ступицей 2 на
валу 3, размепхеплом в подшипниковой опоре 4 турбохолодильника, содержит нружипяни Й элемент 5 в виде тонкостенной цилиидрической втулки, упруго деформируемой под действием усилия затяжки в осевом лаправлении за -счет поперечных прорезей 6, смещенных одна относительно другой на /4 дуги ок;)ужг1остн, установленный между разрезным.и втулками, каждая из которых состоит из двух элементов 7 и 8, сонряженных по коническим
поверхностям 9 между собой и по цилиндрической поверхности 10-со ступицей 2 колеса 1. Пружинящий элемент 5 имеет по краям разрезы 11, расположенные диаметрально противоположно и доходящие до поперечных прорезей 6, и продольные разрезы 12, размещенные между поперечными -прорезями 6; он установлен между ступицей 2 колеса 1 и подЩИПНИКОБОЙ опорой 4 вала 3. Элементы 7 каждой пары конических втулок выполнены за одно целое со ступицей 2 колеса 1.
При работе турбохолодильника, когда под действием инерциопных сил и термических расширений между ступицей 2 колеса 1 и валом 3 появляется радиальный зазор, наружные разрезные элементы 7, перемещаясь под действием усилия со стороны сжатого пружинящего элемента 5 по коЕически-м поверхностям 9 в;нутренних разрезных элементов 8, удерживают колесо 1 от радиального смещения, постоянно контактируя наружными цилиндрическими поверхностями 10 со ступицей 2 колеса 1.
При наличии разрезов И по краям пружинящего элемента 5 или продольных разрезов 12 между его поперечными прорезями 6 наружные разрезные элементы 7 перемещаются поверхностями 9 по коническим поверхностям пружинящего элемента 5. При размещении .пружинящего элемента 5 между ступицей 2 колеса 1 и подшипниковой опорой 4 вала 3 узел крепления работает аналогично. При остановке турбохолодильника все подвижные элементы узла крепления возвращаются в первоначальное положение.
Применение в турбохолодильниках описываемого встроенного узла крепления рабочнх колес на валу автоматического действия позволяет не только значительно уменьшить его габаритные размеры как в радиальном, так и в осевом направлениях, но и предотвратить
разбалансировку ротора и появление остаточных напряжений в ступице колеса, повышая надежность агрегата.
Формула изобретения
1.Узел крепления «олеса на валу турбохолодильнжка с помощью конических втулок
и -пружинящего элемента, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности крепления и предопвращения разбалансировки ротора, пружинящий элемент выполнен в виде тонкостенной цилиндрической втулки с поперечньБМи прорезями, смещенными одна относительно другой на /4 дуги окружности.
2.Узел по 1П. 1, отличающийся тем, что пружинящий элемент устаиавлен между втулками, каждая из которых со стоит из двух элементов, сопряженных по коническим поверхностям.
3.Узел по п. 2, отличающийся тем, что пружинящий элемент имеет -по краям разрезы, расположенные диаметрально протнвоположно и доходящие до понеречных прорезей.
4.Узел по он. 1 и 2, отличающийся тем, что пружинящий элемент имеет продольные разрезы, размещенные между поперечными прорезями.
5. Узел по п. 1, отличающийся тем, что пружинящий элемент установлен между ступицей колеса и подшипниковой опорой вала. 6. Узел по п. 5, отличающийся тем, что один из элементов -каждой пары конических втулок выполнен за одно целое со ступицей колеса.
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе.
1. Патент Франции № 2171479, кл. F 16В 3/00; опубл. 1973.
Фа. 1
/. г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Узел крепления колеса турбомашины на валу | 1973 |
|
SU478118A1 |
Узел крепления рабочего колеса на валу турбомашины | 1974 |
|
SU499410A1 |
УПРУГОЕ КОЛЕСО РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2006373C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ НАСОС С БЕЗЗАЗОРНЫМ КРЕПЛЕНИЕМ РАБОЧЕГО КОЛЕСА И ТОРЦОВЫХ УПЛОТНЕНИЙ К ВАЛУ РОТОРА И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК НАСОСА | 2011 |
|
RU2487272C1 |
Бесконтактное уплотнение вращающегося вала | 1979 |
|
SU861810A1 |
ПОЛУОСЕВАЯ ПОВОРОТНАЯ ТРАНСМИССИЯ | 1992 |
|
RU2037435C1 |
Станок для холодного накатывания зубчатых профилей | 1988 |
|
SU1780910A1 |
Контейнер для транспортировки и хранения подшипниковой опоры турбохолодильника | 1981 |
|
SU1116237A1 |
Турбохолодильник | 1975 |
|
SU557239A1 |
Узел крепления рабочего колеса насоса на валу | 1989 |
|
SU1783173A1 |
т г
. -/, -/
сриг.ЧI : i I I I j 1 JllUJjU
Фиг.6
Авторы
Даты
1977-04-15—Публикация
1975-07-25—Подача