Как подгонка, так и измерение сопротивления нодгоняемого резистора в процессе подгонки осуществляется за счет прохождения через мостовую схему постоянного тока, источник которого, выполненный на ламповом триоде 7, включен к одну из диагоналей мостовой схемы через переменный резистор 13. Желаемый номинал подгоняемого резистора 11 определяется величиной сопротивления эталонного резистора 10.
Схема построена таким образом, что при включенном источнике питания в анодной цепи триода 7 протекает небольшой ток, определяемый величиной запирающего напряжения на его сетке, не оказывающий влияния на подгоняемый резистор 11 и служащий для предварительной балансировки мостовой схемы с помощью переменного резистора 9 (участок 1 на фиг. 2). При этом конденсатор 4 заряжен до полной величины запирающего напряжения, а ток через обмотку включенного в диагональ моста поляризованного реле 14 равен нулю (участок 1 на фиг. 3), так что контакты 16 и 17 этого реле разомкнуты.
По команде, поступающей с блока автоматики, размыкается контакт 1, и конденсатор 4 начинает разряжаться через относительно небольшое сопротивление 5 и замкнутый контакт 2. При этом запирающее напряжение на сетке триода 7 падает, а анодный ток быстро нарастает (участок II на фиг. 2), ток в диагонали моста отсутствует (участок II, а на фиг. 3). Когда подлежащий подгонке тонкопленочный резистор 11 нагревается до температуры, при которой в структуре пленки начинаются необратимые процессы, вызывающие изменение его электрического сопротивления, балансировка моста нарущается, и в измерительной диагонали возникает ток (участок II, б на фнг. 3), что приводит к срабатыванию поляризованного реле 14. Контакт 16 поляризованного реле замыкается, и блок автоматики размыкает контакты 2 и 3.
При размыкании контакта 2 в цепь разряда конденсатора 4 добавляется относительно большое сопротивление резистора 6, в результате чего скорость разряда конденсатора 4 и соответственно скорость нарастания тока в анодной цеин лампы 7 резко уменьшается (участок III на фиг. 2). В подгоняемом резисторе 11 в это время идет процесс собственно подгонки.
Размыкание контакта 3 ведет к включению в плечо моста, противоположное подгоняемому резистору 11, полной величины переменного резистора 9, которая выбрана так, что сумма сопротивлений резисторов 8 и 9 равна сопротивлению резистора 12. Поскольку в начале процесса подгонки сопротивление резистора 11 отличается от сопротивления эталойного резистора 10, то ток в диагонали моста скачкообразно меняет направление (участок III, а на фиг. 3), при этом контакт 16 поляризованного реле l4 размыкается, а контакт 17 замыкается.
В момент, когда сопротивление подгоняемого резистора 11 отличается от эталонного на столько мало, что ток в измерительной диагонали уменьшается до величины тока отпускания поляризованного реле 14 (участок III, б на фиг. 3), контакт 17 реле размыкается. При этом блок автоматики замыкает контакт 1 и подает на сетку триода 7 запирающее напряжение. Анодный ток триода 7 резко падает (участок IV на фиг. 2), и процесс подгонки гфекращается.
Для уменьшения величины тока отпускания поляризованного реле 14 через одну из обмоток этого реле пропускают постоянный ток подмагпичивания. Так как процесс подгонки прекрашается при некотором разбалансе мостовой схемы, определяемом величиной тока отпускания ноляризованного реле 14, сопро5 тивление подгоняемого резистора 11 не может точно совпадать с эталонным. Для компенсации данной систематической погрешности в схему введен переменный резистор 13. Приведенная на фиг. 1 схема справедлива
0 для случая, когда подгонка уменьшает сопротивление тонкопленочного резистора. В случае подгонки резисторов, сопротивление которых в процессе подгонки увеличивается, резисторы 10 и И следует поменять местами.
Предмет изобретения
Устройство для токовой подгонки тонкопленочных резисторов, содержащее мостовую измерительную схему, в одну диагональ которой включен управляемый источник постоянного тока, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности процесса подгонки, оно снабжено двухоб5 моточным поляризованным реле, одна обмотка которого включена в измерительную диагональ моста, а вторая обмотка соединена с источником постоянного тока подмагничивания; переменным резистором, последовательно включенным в плечо, противоположное плечу с подгоняемым резистором, причем движок переменного резистора через нормально замкнутый контакт, управляемый поляризованным реле посредством блока автоматики,
соединен с одним из концов переменного резистора; дополнительным переменным резистором, включенным в одну из вершин диагонали питания моста, движок которого соединен с источником постоянного тока.
Шиг. 2
f
Фд/г. 1
1I
Авторы
Даты
1975-07-30—Публикация
1973-06-08—Подача