Изобретение относится к авиационной области техники и, в частности, касается шарнирного узла крыла с изменяемой в полете стреловидностью.
Известные конструкции содержат проушины центроплана с плавающими сферическими элементами, соединенные с проушинами поворотной консоли крыла, к которым приварен стакан, на пальце которого закреплена сферическая пята, расположенная в обойме, и каретку, подвижную вдоль направляющих.
Усилия от подъемной силы, приходящей с поворотной консоли, воспринимаются изгибом уха центроплана, что приводит к значительному увеличению его размеров, нарушает четкость работы силовой схемы шарнира и усложняет расчет. Обеспечение необходимых запасов прочности таких устройств приводит к увеличению веса конструкции, так как ухо центроплана находится здесь в сложнонапряженном состоянии: растяжение плюс изгиб.
Цель изобретения - улучшение условий сборки и эксплуатации и повышение надежности работы шарнира.
Это достигается тем, что в отверстиях обоймы закреплены подпружиненные штыри, нижние концы которых соединены с кареткой, на которой установлен клин, взаимодействующий с обоймой.
На фиг. 1 изображен описываемый шарнирный узел крыла; на фиг. 2 - вид по стрелке А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение по Б-Б на фиг. 2.
Шарнир поворота крыла содержит проушины 1 поворотной консоли 2, к которым приварен стакан 3. Поворотная консоль соединяется со сферическими элементами 4 посредством болтов 5, разрезных конических втулок 6 и гаек 7. Сферические элементы 4 расположены в плавающих втулках 8, контактирующих с втулками 9, запрессованными в проушины центроплана 10. На стенке стакана 3 выполнен цилиндрический палец II, на котором закреплено сферическое яблоко 12, расположенное в обойме 13 с четырьмя штырями 14, несущими на своих концах каретку 15. Каретка опирается с одной стороны на клин 16, перемещающийся в пазу обоймы 13, а с другой стороны - на рельс 17 стенки центроплана 10. Между головками штырей 14 и обоймой установлены пружины 18.
Изгибающий момент передается с поворотной консоли 2 в виде пары сил на проушины 1, срезом болтов 5 - на сферические элементы 4 и смятием их - на проушины центроплана 10. Перерезывающая (подъемная) сила передается со стенок лонжеронов поворотной консоли 2 на стенки стакана 3 и срезом пальца - на сферическое яблоко 12. Далее, пря положительных перегрузках, подъемная сила передается на обойму 13 и рельс 17 стенки центроплана 10; при отрицательных перегрузках - с обоймы 13 на клин 16, каретку 15 и потом на рельс 17. Благодаря тому, что оси лонжеронов поворотной консоли 2 пересекаются в центре сферического яблока 12, перерезывающая сила передается без эксцентриситетов, вызывающих местное увеличение напряжений в деталях шарнира и по кратчайшему пути, что уменьшает вес шарнира.
Сборка шарнира осуществляется в следующем порядке.
Клин 16 отводится в крайнее левое положение (см. фиг. 3), при этом каретка 15 через штыри 14 пружинами 18 отжимается вверх и размер узла в вертикальном направлении становится меньше, чем просвет между рельсами 17 центроплана, затем поворотная консоль заводится между проушинами центроплана. При этом обойма 13 и каретка 15 становятся между рельсами, затем перемещают клин 16 в пазу обоймы и отжимают каретку до полной выборки зазора между ней и рельсом.
Вставляют сферические элементы 4 и соединяют их с проушинами 1 сквозными болтами 5 с разрезными коническими втулками 6 и гайками 7. После этого окончательно подтягивают клин 16 и контрят.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ КРЫЛА С ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЕТЕ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ | 1968 |
|
SU259633A1 |
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ НЕПОДВИЖНОЙ И ПОВОРОТНОЙ ЧАСТЕЙ КРЫЛА ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ | 1971 |
|
SU396949A1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ КРЫЛА С ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЕТЕ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ | 1973 |
|
SU493996A1 |
ШАРНИР ПОВОРОТА КРЫЛА ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ | 1971 |
|
SU379130A1 |
ШАРНИР ПОВОРОТА КРЫЛА ИЗМЕНЯЕМОЙ В ПОЛЕТЕ СТРЕЛОВИДНОСТИ | 1969 |
|
SU289956A1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 2016 |
|
RU2639352C1 |
ШАРНИРНЫЙ УЗЕЛ КРЫЛА С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТЬЮ | 1971 |
|
SU399168A1 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ КРЫЛА ИЗМЕНЯЕМОЙ СТРЕЛОВИДНОСТИ | 1970 |
|
SU343539A1 |
МУСКУЛЬНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ МАХОЛЕТ "ЛЕБЕДУШКА" | 2004 |
|
RU2304546C2 |
МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЫСОКОМАНЕВРЕННЫЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ, ЕГО АГРЕГАТЫ ПЛАНЕРА, ОБОРУДОВАНИЕ И СИСТЕМЫ | 1996 |
|
RU2207968C2 |
Шарнирный узел крыла с изменяемой в полете стреловидностью, содержащий проушины центроплана о плавающими сферическими элементами, соединенные с проушинами поворотной консоли крыла, к которым приварен стакан, на пальце которого закреплена сферическая пята, расположенная в обойме, и каретку, подвижную вдоль направляющих, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий сборки и эксплуатации и повышения надежности работы шарнира, в отверстиях обоймы закреплены подпружиненные штыри, нижние концы которых соединены с кареткой, на которой установлен клин, взаимодействующий о обоймой.
Шарнирный узел крыла с изменяемой в полете стреловидностью, содержащий проушины центроплана о плавающими сферическими элементами, соединенные с проушинами поворотной консоли крыла, к которым приварен стакан, на пальце которого закреплена сферическая пята, расположенная в обойме, и каретку, подвижную вдоль направляющих, отличающийся тем, что, с целью улучшения условий сборки и эксплуатации и повышения надежности работы шарнира, в отверстиях обоймы закреплены подпружиненные штыри, нижние концы которых соединены с кареткой, на которой установлен клин, взаимодействующий о обоймой.
Авторы
Даты
2005-03-10—Публикация
1973-12-28—Подача