Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения Советский патент 1976 года по МПК H02P5/16 

Описание патента на изобретение SU505111A1

1

Изобретение относится к электроприводам с электродвигателем постоянного тока, имеющим секционированную обмотку последовательного возбуждения и включенным в диагональ однофазного вентильного моста, может найти применение на электроподвижном составе железных дорог, на городском электротранспорте, в нрокатных станах и в других случаях, где электродвигатели предназначены для работы в условиях частых переходных режимов.

Известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее нодключенный к источнику переменного тока однофазный вентильный мост, в диагональ которого последовательно включены сглаживающий реактор, обмотка якоря и секционированная обмотка носледовательного возбул дения с промежуточным выводом, а две цепи, каждая из которых состоит из последовательно соединенных электрического вентиля и резистора, причем резисторы соединены между собой, а катоды электрических вентилей подключены соответствепно к катодам вентилей моста.

В переходном режиме при толчке напряжения в случае открытого вентиля обмотка возбуждения шунтирована накоротко, возникает значительный бросок тока в силовой цепи, в результате чего снижается использование электродвигателя.

Цель изобретения - повышение использования электродвигателя в переходных режимах путем ограничения размагничивающего тока, обусловленного взаимоиндукцией между секциями обмотки последовательного возбуждения. Это достигается тем, что указанные общая точка резисторов и промежуточпый вывод обмотки последовательного возбуждения соединены между собой.

Иринципиальная схема предлагаемого устройства представлена на чертеже.

Устройство содержит последовательную цепь из сглаживающего реактора 1, обмотки якоря

2,двух секций 3 и 4 обмотки последовательного возбуждения. Две последовательные цепи, состоящие соответственно из резистора 5, вентиля 6 и резистора 7, вентиля 8, общей точкой присоединены к общей точке секций

3,4 обмотки последовательного возбуждения. Однофазный мост на вентилях 9-12 подключен к входным зажимам переменного тока. К выходным зажимам моста присоединена последовательная цепь: реактор 1 - обмотка якоря 2 - секции 3 и 4. Если плечо моста содержит несколько последовательно включенных вентилей, то катоды вентилей 6 и 8 подключаются только к необходимому количеству вентилей плеча моста. Количество это

определяется величиной э. д. с., наводимой в секции 4, благодаря наличию взаимной индуктивности между секциями 3 и 4 обмотки.

Устройство работает следующим образом.

В установившемся режиме ири иоложительном потенциале на точке а ток протекает через вентиль 9, реактор 1, обмотку якоря 2, секцию 3 и далее разветвляется по секции 4 и цепи ее обратно пропорционально их сопротивлениям. Вентили 8 и 10 препятствуют прохождению тока через резистор 7. При положительном потенциале на точке с ток протекает через вентиль 11, реактор, якорь секцию 3 и далее разветвляется по секции 4 и цепи еа. Вентили 6 и 12 блокируют путь для тока через резистор 5.

В переходном режиме при нарастании тока и положительном потенциале на точке а вентиль 12 блокирует путь для протекания обратного тока в контуре 4-12-6-5-4, обусловленного взаимоиндукцией между секциями 3 и 4 обмотки возбуждения. При положительном потенциале на точке с функцию по ограничению обратного тока в контуре 4-7- 8-10-4 выполняет вентиль 10. В результате ослабления потока в переходном режиме не происходит, броски тока в силовой цепи исключаются и тем самым повышается эффективность использования двигателя.

В аварийном режиме, например при одновременном пробое вентилей 11 и 12, в силовой цепи электродвигателя в случае отсутствия вентилей 6 и 8 возникли бы весьма опасные броски генераторного тока из-за размагничивающего действия шунтированной секции 4. Вентили 6 и 8 в этом случае выполпяют функции по ограничению размагничивающего тока соответственно в контурах 4- 12-6-5-4 и 4-7-8-10-4. Кроме того, вентиль 6 не позволяет протекать аварийному генераторному току через резистор 5, а вентиль 8 не пропускает ток через резистор 7. Использование предлагаемого устройства позволяет существенно повысить надежность работы электродвигателя во всех встречающихся в практике переходных режимах. В аварийных режимах устройство защищает электродвигатель от губительного воздействия генераторных токов. В результате увеличивается срок службы электродвигателя.

Формула изобретения

Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения, содержащее подключенный к источнику переменного тока однофазный вентильный мост, в диагональ которого последовательно включены сглаживающий реактор, обмотка якоря и секционированная обмотка последовательного возбуждения с промежуточным выводом, а также две цепи, каждая из которых состоит из последовательно соединенных электрического вентиля и резистора, причем резисторы соединены между собой, а катоды электрических вентилей подключены соответственно к катодам вентилей лмоста, отличающееся тем, что, с целью ограничения размагничивающего тока, обусловленного взаимоиндукцией между секциями обмотки последовательного возбуждения, указанные общая точка резисторов и промежуточный вывод обмотки последовательного возбуждения соединены между собой.

Похожие патенты SU505111A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения 1976
  • Суровиков Алексей Андреевич
  • Саенко Николай Леонидович
SU571868A2
ТЯГОВЫЙ ПРИВОД 2007
  • Солтус Константин Павлович
  • Хоменко Борис Иванович
RU2384424C2
Привод электровоза 1975
  • Хоненко Борис Иванович
  • Аваков Виталий Артемович
  • Иванов Владимир Васильевич
SU569464A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЕМ СЕРИЕСНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 1971
SU303700A1
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА И СПОСОБ ЕГО УПРАВЛЕНИЯ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ 2019
  • Баринов Игорь Александрович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Александрович
  • Томилов Вячеслав Станиславович
RU2728891C1
ОДНОФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 1991
  • Гордовой В.А.
  • Инешин А.П.
  • Купер В.А.
RU2101844C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ МНОГОЗОННЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫМ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ ОДНОФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Баринов Игорь Александрович
  • Власьевский Станислав Васильевич
  • Газизов Юрий Владимирович
  • Линьков Алексей Олегович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
RU2689786C1
Тяговый электропривод 1983
  • Шор Марк Евсеевич
  • Брискман Яков Аронович
SU1136978A1
Электропривод транспортного средства 1983
  • Ефремов Иван Семенович
  • Коськин Олег Алексеевич
  • Суслов Борис Ефимович
  • Зотов Павел Васильевич
SU1106001A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ОДНОФАЗНОМ 1968
SU207283A1

Иллюстрации к изобретению SU 505 111 A1

Реферат патента 1976 года Устройство для управления электродвигателем постоянного тока последовательного возбуждения

Формула изобретения SU 505 111 A1

SU 505 111 A1

Авторы

Суровиков Алексей Андреевич

Саенко Николай Леонидович

Даты

1976-02-28Публикация

1972-06-06Подача