Способ управления шаговым режимом двигателя переменного тока Советский патент 1976 года по МПК H02P8/42 

Описание патента на изобретение SU516168A1

цию обмоток электродвигателя производят дважды. Сначала осуществляют коммутацию обмоток, соответствующую отработке целого угла поворота, т. е. поворачивают результирующий вектор намагничивающей силы на }гол фа до положения вектора F, создавая в обмотках намагничивающие силы FI, F. Ротор двигателя, стремясь синхронизироваться с вектором F, начинает поворачиваться. При этом двигатель развивает увеличенный момент, соответствующий отработке целого угла поворота. После поворота ротора на часть требуемого угла производят коммутацию обjMOTOK двигателя, соответствующую отработке уже требуемого угла, создавая в обмотках намагничивающие силы FH, /31, результирующий вектор которых FI повернут относительно исходного 0 на угол фь Ротор двигателя, стремясь синхронизироваться с новым вектором намагничивающей силы FI, поворачивается на угол, несколько меньший требуемого.

Выбором соотношения токов в обмотках, т. е. изменением величины векторов намагничивающих сил обмоток и FZ (например, до значений и fai), можно задать любой угол новорота ротора в цределах от О до 1/2 фо. Если при исходных векторах намагничивающих сил FI, произвести коммутацию обмоток, соответствующую векторам намагничивающих .сил FI, FZ, то изменением соотношения последних (например, до величин FI, ), можно угол поворота ротора регулировать в пределах от 1/2 фо до фо. Форсировка момента двигателя при отработке этих углов производится аналогично описанному.

Изменением токов статора можно получить практически любой угол поворота ротора в диапазоне от О до 180 эл. град, с увеличенным моментом отработки.

Таким образом, описываемый способ благодаря отработке дробных углов в два этапа, позволяет увеличить момент двигателя и, следовательно, повысить жесткость статической механической характеристики и точность отработки по сравнению с известными способами,

Предлагаемый способ применим для управления шаговым режимом не только асинхронных двигателей, но и синхронно-реактивных, шаговых и других двигателей переменного тока с произвольным числом обмоток.

Устройство, реализующее описываемый способ, работает следующим образом.

Для отработки углов поворота от О до 30° тиристоры 4, 5, 6 в исходном состоянии отключены, а тиристор 7 включен. Подачей сигнала на тирнстор 4 включаются обмотки 1, 3 (тиристор 7 отключается коммутирующим конденсатором 9). Токам обмоток 1 и 3 соответствуют векторы намагничивающих сил f, з (фиг.. 1). Результирующий вектор FQ равен геометрической сумме векторов F, F. Затем включают тиристор 6, при этом тиристор 4 отключается коммутирующим конденсатором 11.

Токам в обмотках 1, 2 соответствуют векторы намагничивающих сил F и F (фиг. 1) и их результирующий вектор /, новернутый относительно вектора FQ на угол 60°. Двигатель, развивая момент, соответствующий повороту на целый угол, начинает отработку. В момент, когда ротор двигателя повернется на часть, требуемого угла, подают команду на включение тиристоров 4 и 5. При этом тиристор 6 отключается коммутирующим конденсатором II. Соотношение токов в обмотках 1 и 3, а следовательно, величина намагничивающих сил f, 31 и угол поворота их результирующего вектора FI (фиг. 1) относительно исходного FO задают величиной сопротивления предварительно отрегулированного переменного резистора 13. Ротор двигателя под действием вектора FI поворачивается на угол, несколько меньший требуемого угла ф1. После

отработки двигателем заданного угла включают тиристор 7. Последний отключает тиристоры 4, 5 коммутирующими конденсаторами 9, 10, и схема приходит в исходное состояние.

Для получения угла поворота ротора двигателя от 30° до 60° обеспечивают следующую последовательность включения тнристоров.

Включают тиристор 4, чему соответствует результирующий вектор намагничивающей

силы /-п. Затем включают тиристор 6, при этом тиристор 4 отключается конденсатором 11, и новый результирующий вектор F поворачивается относительно вектора FQ на угол фо 60°.

После поворота ротора на часть требуемого угла включают тиристор 5, оставляя включенным и тиристор 6. В результате вектор Fn, являющийся суммой векторов и /22, оказывается повернутым относительно вектора

на требуемый угол . После отработки двигателе.м заданного угла фц включают гасящий тиристор 7, отключающий тиристоры 5 и 6. Устройство приходит в исходное состояние.

Таким образом, регулирование угла поворота в диапазонах О-30°С и 30-60° осуществляется одним и тем же переменным резистором 13.

Резистор 12 является нагрузкой тиристора 7.

Формула изобретения

Способ управления шаговым режимом двигателя переменного тока путем коммутации и перераспределения токов в обмотках двигателя, отличающийся тем, что, с целью увеличения момента при отработке углов меньших целого, сначала коммутируют обмотки для отработки целого угла, а затем после поворота ротора на часть целого утла, близкую к требуемой, перераспределяют токи в обмотках соответственно требуемому углу поворота.

Похожие патенты SU516168A1

название год авторы номер документа
Способ управления трехфазным асинхронным двигателем в режиме шагового движения 1988
  • Енин Леонид Петрович
  • Остапчук Иван Платонович
  • Попов Валерий Иванович
SU1661962A1
Электропривод 1979
  • Фокин Виталий Александрович
  • Фокин Олег Витальевич
SU896734A1
Способ управления многофазным шаговым двигателем 1986
  • Рябой Владимир Владимирович
  • Жебрайтис Юозас Юозович
SU1361703A1
Способ управления вентильным электродвигателем 1989
  • Другов Сергей Феликсович
  • Пантелеев Василий Иванович
  • Стрижков Анатолий Михайлович
SU1690160A1
БЕСКОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО 1973
  • Автор Изобретени
SU392590A1
Способ восьмитактного управления четырехфазным шаговым двигателем 1981
  • Калиничев Сергей Алексеевич
  • Филатов Алексей Сергеевич
  • Рубцов Виктор Петрович
SU1001421A1
Привод периодических подач 1971
  • Бараб-Тарле Матусь Елев
  • Караханян Гензель Арутюнович
  • Лотарь Виктор Васильевич
  • Мейстель Александр Михайлович
  • Найдис Вениамин Абрамович
  • Рашкович Михаил Павлович
  • Тростановский Борис Александрович
  • Шкловский Борис Исаакович
SU474789A1
СПОСОБ ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙпостоянного ТОКА от 1964
SU165225A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЯ МНОГОДВИГАТЕЛЬНОГО ГИСТЕРЕЗИСНОГО ЭЛЕКТРОПРИВОДА 1989
  • Чванов В.А.
  • Стуруа В.В.
  • Тарасов В.Н.
  • Реут Ф.К.
  • Столин В.М.
SU1785405A1
УСТРОЙСТВО для ОГРАНИЧЕНИЯ УДАРНЫХ МОМЕНТОВ ПРИ ПУСКЕ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1968
SU221117A1

Иллюстрации к изобретению SU 516 168 A1

Реферат патента 1976 года Способ управления шаговым режимом двигателя переменного тока

Формула изобретения SU 516 168 A1

Фиг. 1

п

(Риг. 2

SU 516 168 A1

Авторы

Караханян Гензель Арутюнович

Лотарь Виктор Васильевич

Мейстель Александр Михайлович

Рашкович Михаил Павлович

Шкловский Борис Исаакович

Даты

1976-05-30Публикация

1972-04-03Подача